Сегодня мы продолжаем рассказ о наших земляках, которым выпало счастье выступать на Олимпийских играх.
За тридевять земель
Когда в 1949 году члены МОК отдали преимущество австралийскому Мельбурну перед городами США и определили, что именно на Зеленом континенте пройдут Игры XVI Олимпиады, многие страны были готовы бойкотировать эту Олимпиаду. Ведь отправиться на столь отдаленный материк можно было только на авиалайнерах, которые тогда были совсем не такими, как нынешние, или на пароходах, что стоило необычайно дорого. Кроме того, в ноябре — декабре в Австралии весна, переходящая в лето, а в Европе и Америке — глубокая осень, переходящая в зиму.
Из Ташкента, где проводились последние тренировки, до Мельбурна спортсмены, тренеры, арбитры добирались самолетами трое суток. Политбюро ЦК КПСС во главе с Никитой Хрущевым решило денег не жалеть и обязательно показать «кузькину мать» американцам, которые по количеству золотых медалей намного опередили наших олимпийцев четыре года назад в Хельсинки.
Зеленый континент не очень любезно встретил атлетов: одних мучила бессонница, других — сонливость. У ветеранов заныли раны, о которых они напрочь позабыли, а молодые вдруг начали жаловаться на недомогание, головные боли. Кроме того, наши олимпийцы с завистью смотрели на американцев и других спорт-
сменов, которые привезли с собой запас воды и особые продукты питания. А что говорить о спортивных аптеках, о которых тогда наши парни и девушки понятия не имели.
Крымская «колония» в далекой Австралии состояла из четырех спортсменов, трое из которых имели звания заслуженных мастеров спорта СССР. Разумеется, они стали старше на четыре года, но оставались лидерами в своих спортивных дисциплинах.
Уроженец Ялты вратарь ватерпольной команды СССР 37-летний Борис Гойхман, дипломированный врач, штангист из Свердловска 32-летний Аркадий Воробьев и офицер из Москвы 29-летний легкоатлет Борис Токарев не скрывали, что приехали за тридевять земель за медалями. Дебютировал на Играх 20-летний симферополец, в то время уже солдат Московского военного округа, Толя Черепович. Еще в прошлом, 1955 году рабочий Симферопольского мясокомбината сенсационно выиграл групповую шоссейную гонку на чемпионате СССР в Нальчике, стал чемпионом УССР в многодневной гонке, в которой был первым на каждом из восьми ее этапов. Конечно же, такой ярчайший талант не мог оставаться в скромном крымском «Пищевике», а украсил столичный клуб ЦСКА.
На этот раз в Мельбурне Аркадий Воробьев, соревновавшийся на помосте с атлетами весом до 90 кг, не допустил ошибок, которые откинули его в Хельсинки на «бронзовую» ступень пьедестала почета. В Австралии «доктор», как его вежливо величали все окружающие, в жиме установил мировой рекорд — 147,5 кг, а в толчке превысил олимпийское достижение — 177,5 кг. Эти результаты принесли богатырю феноменальную сумму в троеборье — 462,5 кг, что, разумеется, являлось тоже новым мировым рекордом. Наш олимпийский чемпион на 20 кг опередил американца Дэвида Шеппарда, которого многие специалисты прочили в олимпионники.
Второго «серебра» удостоился Борис Токарев, и опять, как и в Хельсинки, за выступление в эстафете 4х100 м, где вновь стартовал на первом этапе. А затем порыв экс-черноморца подхватили Леонид Бартенев, Юрий Коновалов, Владимир Сухарев, установившие новый рекорд Европы — 39,8. А первыми с новым мировым рекордом финишировали чернокожие спринтеры из США (39,5). Борис стартовал и на дистанциях 100 и 200 м. В длинном спринте он занял пятое место (21,2), а в коротком дошел до полуфинала.
Великолепная игра стража ворот сборной СССР и московского ЦСКА Бориса Гойхмана выбила из колеи таких асов
водного поло, как итальянцы (2:3), американцы (1:3), немцы (4:6). Мы указываем счета поединков, с которыми они проиграли нашей команде, не сумев заставить ошибиться воспитанника крымского спорта. Лишь венгры переиграли вратаря и его товарищей (4:0), став олимпийскими чемпионами. «Бронза» же впервые досталась нашим парням.
Только Анатолий Черепович покинул Австралию без медали. В гонке на 187,73 км он финишировал пятнадцатым, что было отличным достижением для молодого велогонщика. Толя помог советской сборной занять почетное шестое место в этой «шоссейной» дисциплине.
В вечном городе
Много лет столица Италии ждала того дня, когда на ее древние улицы придут Олимпийские игры. Наконец Рим заполучил Игры XVII Олимпиады-1960 и приложил все силы, чтобы провести состязания на высочайшем уровне. Единственное, что не удалось хозяевам олимпийского праздника, так это «усмирить» римское солнце, которое порой прогревало окрестности вечного города до пятидесяти градусов.
Вот на такую раскаленную «сковородку» попали и двое наших земляков, прославленные ветераны — 41-летний Борис Гойхман и 36-летний Аркадий Воробьев, для каждого из которых это была уже третья Олимпиада. А вот 20-летний уроженец небольшого села, что под Джанкоем, бегун на средние дистанции Валерий Булышев дебютировал на Играх.
Наш молодой земляк Валерий Булышев, стартуя в Риме на дистанции 800 м, смог добраться лишь до четвертьфинала, где финишировал пятым (1.50,6). После этого он стал самым внимательным зрителем на трибунах, когда на дорожке появлялись известнейшие мастера бега на два круга. Ведь крымчанин был уверен, что через четыре года ему предстоит выходить на дорожку олимпийского Токио.
В это время кандидат медицинских наук Аркадий Воробьев творил чудеса на помосте. Вновь, как и в Мельбурне, бывший флотский водолаз из Севастополя, выступая в весе до 90 кг, стал олимпийским чемпионом, теперь уже двукратным. И вновь его результат в троеборье стал новым мировым рекордом — 472,5 кг. Отметим и то, что спустя восемь лет, после дебюта в Хельсинки, богатырь, от которого в свое время отказался Крымский медицинский институт, смог взять реванш у друга по сборной СССР Трофима Ломакина, чемпиона Игр в Хельсинки, которому на этот раз досталось «серебро» в троеборье — 457,5 кг.
Можно было позавидовать вратарю ватерполистов сборной СССР Борису Гойхману, ведь игры проходили в «горячей», но воде, а не на «зеленом» футбольном поле под жгучими лучами солнца. 41-летний майор Вооруженных сил стал любимцем итальянской «торсиды». В таком возрасте еще никто в мире так блестяще не защищал «плавающие» ворота. Благодаря мастеру, выросшему на Черном море, наши парни переиграли немцев (5:4), бразильцев (8:2), румын (3:2). Однако они уступили итальянцам (0:2), ставшим олимпийскими чемпионами, но сами впервые стали владельцами «серебра». Вот на такой высокой ноте завершил двадцатилетний путь в большом спорте наш прославленный вратарь. В скором времени он стал одним из лучших ватерпольных тренеров, удостоившись званий заслуженного тренера СССР и РСФСР.
(Продолжение следует)
Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 149 от 23 сентября 2011 года