За три дня гонок Prime Yalta Rally, которые в этом году получили статус этапа Кубка мира, Ялта зазвездилась в 69-ти странах мира, где полноценно транслировались крымские состязания. В очередной раз курорт получил сума-сшедшее по уровню шоу. Если раньше на крымскую гонку приезжали лишь считанные иностранные экипажи, то теперь съехалась почти вся элита серии IRC (Intercontinental Rally Challenge). Достаточно сказать, что общая стоимость машин-участников ралли составила два миллиарда долларов. К тому же на главную автобитву страны заглянул сам президент
Виктор Янукович... По задумке ралли должно было стать репетицией Евро-2012.
Комиссия дала добро!
Семь лет усилий главного вдохновителя ралли — президента Автомобильной федерации Украины Евгения Червоненко не прошли даром. Дело в том, что ни один этап Кубка мира не проводился без 20-летнего испытательного срока. Однако Крым получил свой этап уже через шесть лет гонок. Для определения страны, в которой пройдет этап мирового ралли, специальная комиссия инспектировала дороги в Турции, Испании, Италии и Украине. Еще в декабре эта комиссия осмотрела дороги в районе Ялты и вынесла вердикт: трасса не требует дополнительных улучшений и подходит для гонки.
В результате мы увидели битву 97 экипажей из 21 страны мира.
Набережная превратилась в парковку супер-дорогих авто
Перед самым открытием гонки Червоненко чисто по-человечески обратился к ялтинцам на официальном сайте ралли с просьбой не ударить в грязь лицом. Попросил всех, кто работает в сфере услуг, не повышать цены в три-четыре раза: мол, давайте встретим гостей со всего мира, впервые приехавших в Украину, умеренными ценами и улыбками на лице.
На предстартовой пресс-конференции Червоненко уже сам извинялся за свою неулыбчивость, хотя по протоколу должен был улыбаться практически непрерывно. По его словам, нервничал перед встречей президента страны, это во-первых, а во-вторых, за несколько дней до старта ялтинского этапа гонки произошла неожиданная замена состава. Червоненко готовил ралли, но уж никак не собирался сам участвовать в гонках. Однако один из наиболее перспективных пилотов Украины Александр Салюк-младший сломал ключицу и не смог выступать. Поэтому старые компаньоны: штурман Червоненко-старший и пилот Александр Салюк-старший должны были составить один из 15 экипажей, выступающих в зачете S2000, на уникальном гоночном автомобиле Proton Satria S2000 стоимостью $500 тыс.
Александр Салюк-старший, он же Петрович:
«Мог ли я двадцать лет назад, выступая на ВАЗ 2108, думать о том, что когда-нибудь выйду на старт ралли такого уровня на самом современном автомобиле XXI века!»
В сервисном городке все желающие могли увидеть, как готовятся к трассе гоночные автомобили
Интересно, что содержать такие автомобили — заоблачное удовольствие, их заправляют не обычным бензином. Специальное топливо закупают в Италии и
Америке для гонок по шесть — семь евро за литр. В Украине такое не производят. Только на таком топливе можно максимально выбрать мощность на двигателе.
Экипаж Червоненко-Салюк оказался самым старшим по возрасту. Пилотам стукнуло 107 лет на двоих. Причем спортивных травм у них на двоих где-то под 80! Выйти на трассу они должны были после 20-летнего перерыва. Сам Червоненко заметил, что этот заезд, наверное, будет прощальным в его спортивной карьере. От таких переживаний Евгений Альфредович, по его словам, похудел за день на пять килограммов. Так совпало, что на этом же шоу стартовал как самый младший пилот и Червоненко-младший — трехлетний Альфред, которому для такого случая купили спортивный мини-внедорожник. Он проехался на детском внедорожнике на самой церемонии открытия.
За гречкой в ВИП-зону!
Попасть в VIP-зону можно было за $500. Многие из толпившихся у входа ВИПов не успели скрыться в ложе от ливня, который хлынул в аккурат за несколько минут до открытия ралли. Среди ВИПов были экс-премьер Украины Валерий Пустовойтенко, с которым обнимался Давид Жвания — кум и соратник Виктора Ющенко. Скучал вице-премьер Борис Колесников, вовсю улыбался экс-премьер Крыма Анатолий Франчук, пил виски глава Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин, попивал минералку глава Государственной службы молодежи и спорта Украины Равиль Сафиуллин.
Глава Харьковской облгосадминистрации М. Добкин с женой
С ВИПами мило щебетала жена Червоненко — Нина Червоненко в экзотическом платье без лифчика.
Нина Червоненко и экс-премьер Украины Валерий Пустовойтенко. Красивые женщины здесь ходят без лифчиков.
Горячие финские парни с бриллиантами
На открытии ралли публику «зажигали» на набережной «Ляпис Трубецкой», во второй вечер — Ирина Билык и Morandi, на третий вечер — In-Grid, которая безуспешно пыталась научить публику подпевать неидентифицируемое «ту-ту-туруру, туру-ту, туруру».
Итальянская звезда In-Grid: в Украине слишком большие микрофоны
На закрытие на шикарном черном байке Suzuki N-cruiser приехал мэр города Алексей Боярчук, который почему-то особо не засвечивался на мероприятии. Ралли закрывал премьер-министр автономии Василий Джарты, который как раз накануне праздновал собственный день рождения.
Слева направо: Е. Червоненко, В. Джарты, Г. Псарев, В. Константинов
Он вручил шестикилограммовый Кубок президента Украины главным победителям гонки — действующим чемпионам мира в серии IRC пилоту Юхо Ханнинену и штурману Микко Маркулла из Финляндии. Этот экипаж на Skoda вместе со статусом победителя Prime Yalta Rally 2011 получил инкрустированные бриллиантами брелоки, увесистые лавровые венки и огромные бутылки шампанского. Второе место занял французский экипаж — пилот Брайан Буффье и штурман Ксавье Пансери. Третье место — у экипажа из Чехии: пилот Ян Копецки и штурман Петр Стари.
В чемпионате Украины победное первое место досталось экипажу под №60 — пилоту Сергею Перцу и штурману Денису Малкову, которым вручили и Кубок Крыма.
Дайте только повод!
Самому же главному вдохновителю гонки — штурману Евгению Червоненко и пилоту Александру Салюку достался кубок «За мужество и честь». Этот уникальный экипаж пришел одиннадцатым.
Участники ралли уже окрестили эту гонку по крымским серпантинам самой тяжелой и необычной трассой в мире.
Авария имела серьезные последствия, например, для 45-летнего украинского гонщика донетчанина Николая Соболева, который получил перелом позвоночника.
Евгений Червоненко, сопредседатель ралли:
«Два последних скоростных участка я молился Богу — надо переехать Ай-Петри. В Соколином были тяжелейшие аварии, там ведь резкая смена температуры, влаги, колоссальная скорость и повороты. Было несколько тяжелых аварий на спуске с Ай-Петри в Ялту.
Хочу поблагодарить врача команды «Кронос», который сам вызвался и поставил меня за 10 минут из 15-ти сервисных на ноги, когда у меня после первого круга, после первого прыжка выбило все старые спортивные травмы. У меня сейчас ватные ноги, но абсолютное счастье в сердце. И хочу склонить голову перед жителями Ялты, потому что из-за присутствия многих охраняемых лиц были пробки, и штурманы даже бежали впереди! Но ялтинцы останавливались — уступали дорогу, и ни один экипаж не опоздал на пункт контроля времени».
Сравнимых по представительству гонок, которые мы увидели за эти три июньских дня в Крыму, не бывало даже в СССР, заявил организатор. Поэтому главный раллийщик страны выступил с идеей учредить 2 июня пусть пока неофициальный, но праздник — День автогонщика. Сами понимаете, такой «повод» украинцы лишним не назовут.
Мила ШИПШИНОВИЧ "Крымский ТелеграфЪ"
фото К.Михальчевский "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "Крымский ТелеграфЪ" № 134 от 10 июня 2011 года