Prime Yalta Rally стал участником розыгрыша Кубка мира под эгидой Intercontinental Rally Challenge. Ялтинское ралли будет одним из важнейших событий спортивной жизни страны.
Кубок Европы — репетиция!
Шесть лет крутые виражи на горных трассах Большой Ялты принимали украинских раллистов, которые своими успехами заинтересовали коллег из Европы, полюбивших наш город-курорт на берегах Черного моря. Он стал местом проведения этапа Кубка Европы. Однако все, что мы видели до сих пор в ранге Кубка Европы, — это была детская репетиция. В этом могли убедиться ялтинцы и гости города-курорта из многих стран мира. Впервые на территории СНГ торжественно был дан старт четвертому этапу этого второго по значению мирового чемпионата автогонщиков. В нем принимают участие свыше 100 экипажей из 24 стран мира, за борьбой которых наблюдают свыше 300 тысяч поклонников автоспорта, оккупировавших на три дня все гостинцы Большой Ялты — от Гурзуфа до Алупки. И это при том, что при поддержке европейского лидера спортивного вещания канала Eurosport о ялтинском ралли узнают миллионы телезрителей в 59 странах. Ведь украинский этап IRC получил шесть с половиной часов суммарной трансляции на этом канале.
Вместе с европейскими курортами
Подобные программы имеют все города-курорты, принимающие Кубок мира - 2011. И теперь наша Ялта встала на одну ступень с такими известными мировыми курортами, как Монте-Карло, Корсика, Канарские острова. Но для того, чтобы чемпионат IRC обзавелся новым этапом, специальная комиссия инспектировала дороги в Турции, Испании, Италии, Украине, стремившихся принять чемпионат. Еще в начале декабря прошлого года были просмотрены дороги в районе Ялты, где члены комиссии единогласно приняли решение, что трасса не требует каких-либо дополнительных улучшений, она удовлетворяет всем требованиям для проведения чемпионата мира. Как сообщала в те дни пресс-служба Совета министров Крыма: «Власти АРК рассчитывают, что проведение этапа чемпионата мира по ралли позволит региону увеличить поступления в бюджет от курортно-рекреационной сферы».
А вот мнение инспекторов чемпионата, отметивших, что климат, виды города-курорта на берегу Черного моря, а самое главное — характеристики СУ (специальных гоночных участков) трассы в Ялте и в знаменитом Монте-Карло в Монако очень похожи. Сервис-центр ялтинского ралли, как и в Монте-Карло, находится на побережье, что делает гонки особенно привлекательными для туристов. Опыт Монако свидетельствует, что поддержка автомобильного спорта со стороны местных властей помогла еще в начале прошлого века скромному рыбацкому поселку превратиться в туристскую Мекку. Теперь и Ялта получила шанс повторить путь Монте-Карло, отдав приоритет развитию автомобильного спорта. Тем более, что проведение этапа Кубка мира авторалли IRC в Ялте, финальной части Евро-2012 по футболу, подготовка заявки на проведение зимних Олимпийских игр - 2022 в Карпатах формируют стремление Украины стать мировым спортивным и туристическим центром.
Конкурент для WRC
Гоночная серия IRC была создана в 2006 г. Предназначалась она «для молодых и начинающих водителей, добивающихся признания». А за минувшие пять сезонов стала серьезным конкурентом World Rally Championship.
Обратите внимание на то, что пять чемпионов этой серии: итальянец Джандоменико Бассо (2006), испанец Энрике Гарсия-Ойеда (2007), француз Николя Вуйоль (2008), ирландец Крис Мик (2009), финн Юхо Ханнинен (2010) — мастера высочайшего класса, которых должны остерегаться гонщики из WRC. В то же время то, что ни один из них не сумел одержать по второй победе в популярнейшем ралли, свидетельствует о том, что претендентов на титул сильнейшего в этой серии предостаточно. Среди них назовем чеха Яна Копецки, бельгийца Фредди Лойкса, итальянца Люка Россетти, немца Франца Витта, португальца Бруно Магальяэша и других.
Среди асов ралли засветились и украинские гонщики, в частности, знакомые крымчанам по гонкам в Ялте Александр Салюк-младший и Юрий Протасов. В этом году их экипажи на трассе Сан-Ремо в Италии отбирались в число трех машин на «Prime Yalta Ralli» от британо-малазийской команды Proton. Завоевавший место в команде Салюк-младший повредил ключицу. Было принято решение, что третий экипаж команды на ялтинских серпантинах составят: Александр Салюк-старший и Евгений Червоненко, которые двадцать лет назад были чемпионами СССР на вазовской «восьмерке», а теперь решили доказать всем, что «есть еще порох в пороховницах».
По положению о Кубке мира только тот гонщик может рассчитывать на успех, который на трассах двенадцати этапов наберет большую сумму очков. В зачет идут результаты семи лучших этапов. Претендентов на пьедестал почета будет предостаточно. Собирались стартовать на четвертом этапе и два экипажа, за рулем которых будут женщины-пилоты: молодая турецкая гонщица Бурджу Четинькая и наша соотечественница Инесса Тушканова.
Лидер — бельгиец Лойкс
Кубок мира - 2011 стартовал в январе. Открыло многомесячную борьбу «Ралли Монте-Карло», отмечавшее свой 100-летний юбилей. После седьмого СУ, прошедшего в сложных погодных условиях: сильнейший снегопад в департаменте Дром покрыл горные трассы толстым слоем снега, лидерство захватил действующий чемпион Франции Брайан Буффье из команды Peugeot. 32-летний гонщик так и не позволил соперникам обойти себя в общем зачете. Многие пилоты не угадали с выбором покрышек, установив нешипованную резину, в их числе оказался и действующий чемпион IRC финн Юхо Ханнинен. Все места в зачетной десятке (только она приносит очки гонщикам) заняли пилоты на машинах Peugeot и Skoda. Вместе с Буффье на подиум поднялись бельгиец Фредди Лойкс и англичанин Гай Уилкс, которые «побаловались» шампанским. Кстати, поставщиком шампанского на «Ялта Ралли» будет крымский завод шампанских вин «Новый свет».
После первого этапа лидерство в общем зачете захватил Брайан Буффье, а среди автопроизводителей — Peugeot (40 очков). Кроме трех призеров, в десятке лучших прописались: французы Стефан Сарразен, Франсуа Делекур и Вуйоль, Ханнинен, Копецки, Бассо, финн Тони Гардемайстер.
В середине марта гонщики собрались в Испании на «Ралли Канарских островов». Здесь чемпион IRC Юхо Ханнинен показал на асфальте неожиданную скорость для представителей своей нации, что позволило ему в итоге опередить на полторы секунды чеха Яна Копецки, а тройку сильнейших замкнул молодой бельгиец Тьерри Невиль. В десятке лучших мы вновь видим знакомые фамилии: Лойкс, Уилкс, норвежец Андреас Миккельсен, Буффье, Бруно Магальяэш, Бассо, Гардемайстер.
Третий этап Кубка мира-2011 был проведен в начале мая. Во Франции на асфальтовых трассах «Ралли Корсики» отличился Тьерри Невиль, который был лидером на протяжении всей гонки. Вторым на этапе финишировал Копецки, отставший от победителя на 15 секунд, а на третьем месте, уступив земляку больше минуты, обосновался Лойкс. За ними места достались: французу Тьерре Кампана, Магальяэшу, Миккельсену, французам Жюльену Морину и Жоану-Матей Леандру, Гардемайстеру.
После трех этапов лидером Кубка мира - 2011 приехал в Крым опытнейший бельгийский гонщик Ферри Лойкс — 45 очков, от него на пять очков отстают Копецки и впервые ставший победителем этапа на «Ралли Корсики» Тьерри Невиль.
Звезды эстрады в Ялте
В Ялту на ралли приехали звезды эстрады, чтобы выступить перед гонщиками, а скорее всего, перед гостями города, так как пилотам не до концертов. Ведь у них огромная нагрузка. Каждый из трех дней стартов начинается для них с рассветом и завершается глубокой ночью. Звездам эстрады тоже нелегко. Ведь In-Grid, Morandi, «Ляпис Трубецкой», «ТНМК», Ирина Билык и другие имеют не меньше своих болельщиков, чем лидеры Кубка мира - 2011.
Ежедневно гонки будут сопро-
вождать пять вертолетов. За штурвалами винтокрылых машин опытные летчики, высококвалифицированные профессионалы, имеющие опыт полетов в горах Франции, а телевизионные группы на их борту участвовали в сложных вертолетных съемках ралли Париж — Дакар, работали в Голливуде. В составе экипажей есть и крымские пилоты, хорошо знакомые с местными горными условиями.
Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото К.Михальчевский "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 133 от 03 июня 2011 год