Традиционными для нашего еженедельника становятся материалы о крупнейших событиях в профессиональном боксе, теннисе, велоспорте, автоспорте, всегда привлекающие внимание крымчан. В шоссейном велоспорте это три гонки Гран-при: Джиро д,Италия, Тур де Франс, Вуэльта.
Путь длиной в 3450 км
Не хочется кривить душой, но всякий раз, когда пишу материалы о гонках Гран-при, одолевает лёгкая грусть. Ведь ещё помню времена, когда на этих популярнейших велотурах по дорогам Италии, Франции и Испании ездили воспитанники крымского велоспорта, причём выигрывали этапы, а Евгений Берзин двадцать лет назад даже стал победителем Джиро — гонки, о которой сегодня пойдёт речь. Увы, всё это осталось в далёком советском прошлом.
Путь длиной в 3450 км, из североирландского Белфаста в итальянский Триест, предстояло преодолеть 198 гонщикам из 22 профессиональных команд (среди них была и российская «Катюша») за 24 дня, из которых лишь три — отводились на отдых. Таким был 97-й по счёту Гран-при Джиро д’Италия, который в далёком 1909 году придумал наш коллега — спортивный журналист итальянец Армандо Куне из популярной по сей день Gazzetta dello Sport. Трасса на этот раз была разбита на 21 этап (в среднем по 164,3 км на этап). Гонщикам предстояло выступать в командной гонке, в раздельных индивидуальных стартах, провести восемь равнинных, часто называемых спринтерскими, этапов, по пять холмистых и горных этапов с финишами в подъёмах.
Спортсмены боролись в личном зачёте за четыре индивидуальных приза: розовую, белую, красную и синюю майки. Первая доставалась лучшему в генеральной классификации, вторая — лучшему молодому гонщику в «генералке», которому ещё не исполнилось 25 лет, третья — лучшему в спринтерской классификации и четвёртая — лучшему в горной классификации. Разумеется, самой почётной считается генеральная классификация. С неё мы и начнём.
Мастера на все руки
Гонщики-шоссейники должны уметь всё: выдерживать темп на протяжении всего этапа, не вываливаясь из пелотона, уходить в отрывы, стремительно финишировать на равнинных этапах, сжав зубы карабкаться в гору, когда силы уже оставляют. Не случайно из почти двухсот гонщиков (как правило, случайных спортсменов в профессиональных командах не держат) лишь пятнадцать мастеров смогли стать победителями этапов на нынешней Джиро. Три раза победно вскидывал руки вверх, пролетая над белой финишной чертой, французский спринтер Насер Бухани, по два раза — немец Марсель Киттель, итальянец Диего Улисси, колумбиец Наиро Китано, австралиец Майкл Роджерс, по одному разу — австралийцы Свейн Тафт и Майкл Мэттьюс, голландец Питер Венинг, колумбийцы Ригоберто Уран и Хулиан Арредондо, итальянцы Марко Канола, Энрико Баттальин, Фабио Ару, Стефано Пирацци и словенец Лука Мезгец. И ещё уже был круг тех, кто удостаивался чести надеть на свои плечи розовую майку лидера. Их всего пятеро.
Девятого мая гонка стартовала в столице Северной Ирландии Белфасте командной разделкой, в которой участвовали все девять гонщиков из каждой команды. Победили в ней ребята из австралийской Orica green EDGE, а первым они позволили финишировать своему товарищу по команде канадцу Свейну Тафту, которому в этот день исполнилось 37 лет, и розовая майка стала ему отличным подарком. Но уже после второго этапа Тафт передал её своему коллеге по команде Майклу Мэттьюсу, который продержался в лидерах шесть дней, выиграв один из самых протяжённых этапов в 247 км. По всей видимости, победа на этапе забрала у него много сил, и уже на следующий день он провалил очередную равнинную гонку, где, попав в завал, проиграл победителю этапа 34 минуты, подписав себе «смертный приговор» в генеральной классификации. Ведь такие проколы ничем не компенсируются.
Правда, переживания Майкла были не столь трагическими. Ведь от него розовая майка перешла ещё к одному австралийцу, экс-чемпиону мира в групповой гонке Кэделу Эвансу, который пять дней красовался в «кольчуге» лидера. Но гонка уходила в горы, и на его позицию повели атаку колумбийцы — признанные велосипедные скалолазы, невысокие жилистые парни, умеющие работать и на холмах, и в горах.
Будучи многоопытным, Эванс не сопротивлялся натиску со стороны Ригоберто Урана, Наиро Кинтаны, Хулиана Арредондо. Наступил день 12-го этапа, когда гонщики вышли на старт первой индивидуальной гонки на 41 км с финишем в гору. Её в великолепном стиле провёл Уран и сумел, как говорят сами спортсмены, раздеть Эванса. В розовой майке колумбиец сотоварищи отправился штурмовать Альпы, высокогорные этапы с подъёмами на Оролу и Монтекампионе. И хотя три горных этапа выигрывали итальянцы, много раз взбиравшиеся на эти трудные вершины, колумбийцы не отставали от них. И, наконец, за пять этапов до финиша в Триесте выстрелил вице-чемпион прошлогоднего Тур де Франс Наиро Кинтана, который на одном дыхании прошёл королевский этап, успешно штурмовав вершины Гавия и Стельвио и отыграв у Урана сразу 2 мин. 40 сек. Обратил не себя внимание и Арредондо, предъявивший претензии на титул горного короля. Ну а когда Кинтана в раздельной гонке промчался в гору на 26,8 км и отыграл ещё у товарища по команде 18 сек., всем стало ясно, что последние два этапа велотура превращаются в этапы «дружбы».
Впервые генеральную классификацию на Джиро д’Италия выиграл колумбиец Наиро Кинтано (88:14.32), опередивший почти на три минуты своего земляка Ригоберто Урана, и более чем на четыре минуты итальянца Фабио Ару. Наиро, которому 23 года, выиграл и приз для лучшего молодого гонщика. Француз Насер Бухани стал лучшим спринтером велотура. Но следует отметить, что заболел и сошёл с гонки сильный финишер немец Марсель Киттель, который выиграл два равнинных этапа в Британии. Ну а титул «горного короля» достался Хулиану Арредондо.
И последнее. Очень неудачно выступала «Катюша», которая наполовину укомплектована итальянскими и испанскими гонщиками. Гарик ОРЛОВ
Фото eurosport.ru
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 287 от 11 июля 2014 года
Еще статьи:
А в Италии снег...Ай да «дедушка» Крис!Сотая Большая петляВ седле за Гран-приДесять месяцев «Про-тура»