Error: Incorrect password!
Фишт – школа мужества и разгильдяйства. Спустя «20 лет …» (Часть 1) - Новости Крыма
Новости Крыма

Фишт – школа мужества и разгильдяйства. Спустя «20 лет …» (Часть 1)

Вчера, 12:33 Просмотров: 577
С тех пор прошло 2 года, они пролетели как 20 долгих лет. И вот мы опять встретились, жаль, что уже не тем полным замечательным составом «фиштинских» значкистов, а микроскопической группкой самых стойких «фиштинцев». Майский выезд на «Крымский Фишт» удался почти также весело, как тогда на кавказском Фиште в далеком 2009 году Этот рассказ посвящается нашим друзьям – всем тем, кто тогда был с нами вместе и боролся за звание стать альпинистом. А также, посвящается самому дружному и отчаянному моему 3-му отделению.
Главные действующие лица.
Хотелось бы начать рассказ с традиционного вступления, как в давнем «фиштинском» отчете: «Фишт – школа мужества и альпинизма», тогда главные действующие лица будут выглядеть именно так:
Марк Виртанен (г. Химки) и его жена – Светлана (г.Москва)
Марк и Светка
Константин Мулюкин (г.Москва)
Татьяна Сенченко (г.Киев) , она же организатор этого выезда
Но все это неправильно… тогда мы отклоняемся от основной темы: «Фишт – школа мужества и разгильдяйства» Поэтому основных действующих лиц я представлю именно так:
Марк и Светка

Костик и Макс
Собственно я и остальные
А теперь о второстепенных героях, которые выступали в этом выезде нашей группой поддержки поощрения разгильдяйства
Максим Колодяжный (г.Николаев)
Юра (г.Полтава)
Саша Лавриненко (г.Одесса)
И пару слов о тех, кто ОЧЕНЬ хотел приехать на эту встречу, но не смог из-за внезапно возникших трудностей:
Леонид, он же наш "Хомячок" (г.Нижний Новгород)
А теперь о всех тех, кого бы мы хотели видеть на следующий совместный выезд.
Наше 3-е отделение,  Фишт, май 2009:
Валера (г.Калининград), Костя (г.Москва), Лёня (г.Нижний Новгород), Надюха (г.Питер), Наташа (г.Калуга), Миша (г.Москва), Донат (г.Питер), Леша (г.Тольятти), Слава (г.Тольятти), Паша (город не могли вспомнить), но этот человек спасал нас ежедневно от голодной смерти
Фиштинские, 3-е отделение. Руководитель: Александр Курбангалей (г.Волгоград)
Ну а теперь расскажу, с чего же начался этот «Крымский Фишт».
Хотелось бы начать так … Спустя 20 лет, наконец встретились участники майской героической битвы за покорение Фишта, но уже в теплых крымских горах. И решили они повторить «фиштинский» подвиг в почти летнем, теплом Крыму. Но как же это возможно? Ведь тогда была зима, снежная пурга, мороз и снега по пояс. Леденящий ветер пронизывал все тело, они шли в густом снегопаде при видимости 15 метров, а вокруг сходили лавины, разрывая белую мглу своим чудовищным грохотом. Уже страшно? Нет?! Тогда продолжим в деталях, но без художественных импровизаций
Выйдя на гребень из лавиноопасного кулуара, героическое 3-е отделение значкистов продолжило штурмовать свою первую в жизни 2-ку (маршрут 2А к.с.). Непогода усилилась, ветер еще больше разбушевался, а минус начал резко падать. Промокшие до кости от мокрого снега с дождем на подходах, люди начали в буквальном смысле обмораживаться. Одежда покрылась тонкой коркой льда, а ресницы и брови – инеем. Бедные новички тогда не знали (а им никто и не рассказал), что на гору (даже летом, блин, нужно брать пуховые куртки и теплые рукавицы) и потому вышли на восхождение, все без исключения, в одних поларах и ветровках.
Самые опытные провесили пару веревок перил, которые должны были вывести на снежный гребень. Через час выйдя на гребень, они все заблудились, видимость упала почти до нуля, метель усилилась.
Еще час группа прождала на гребне, в надежде хоть на малейшее улучшение погоды и в итоге замерзла полностью. Пришлось быстро искать путь спуска и готовить перила для дюльфера. Спуск был найден. Начался процесс подготовки перил для дюльфера. Все эти приготовления отнимали кучу бесценного времени, но двигаться быстро уже никто не мог. Например я, просила, чтобы мне зажали руку возле спускового на дюльферной веревке, потому что самостоятельно уже не могла сжать замерзшие пальцы. И вот беда, на спуске срывается с перил одна из участниц. Причина: те, кто готовил перила, забыли на конце завязать узел. Девушка пролетает 30 метров и скатывается на выполаживающийся снежный склон. Чудом остается в живых. Существенных травм не наблюдается, только небольшое повреждение связок спины и ушибы. Идти самостоятельно может, значит обойдется всё.
На спуске снегопад усиливается и видимость еще больше ухудшается. Вокруг сходят лавинки и грохочут совсем близко от нас. Становится страшно, потому что не видишь в снежной пелене где она сошла и куда направляется дальше.
Время полдень, снег подтаял, а снегопад не прекращается. Спускаемся лавиноопасным кулуаром. Начинают сходить небольшие подвижки, которые большого вреда не принесут если вовремя убежать в сторону, но если загрузнешь в такой каше, то можно и ноги поломать. Я первая застряю в этой каше, дальше не могу сделать шаг и вынуть ногу из липкого тяжелого снега. А подвижка продолжает потихоньку на меня наползать и я понимаю, что погружаюсь ногами еще глубже в снег. Зову на помощь, народ подбегает ко мне и помогает мои ноги выкапывать от снега лопатками ледорубов. Откопали вроде… Через 10 метров увязает в снегу другой участник, несемся к нему откапывать. И так до самого низу.
В лагерь мы пришли к вечеру, все мокрые, насквозь промерзшие и уставшие. Дружеские отделения нас встречали сухими, теплыми вещами и горячим чаем.
День второй. Выходим на тот же маршрут, при этом погода опять явно не радует. Другие отделения остаются в бараках пережидать непогоду.
В этот день наше 3-е отделение попадает в такую же передрягу с погодными условиями… Все повторяется сначала. И опять нас встречают с горячим чаем.
Выходили мы с Фишта тоже тяжело. Снега по грудь намело, тропили тремя отделениями (30 человек), при этом валил снег, дул штормовой ветер и видимость была ноль. Батарейки в GPS (как в фильмах-ужастиках) конечно же сели, мы опять все заблудились. Шли до ночи, искали путь, тропили и думали, что больше альпинистами быть не хотим. Хотим скорее в теплую ванну, мягкую кровать и большую кружку горячего чая.
………….
Прошло 2,5 года. Многие из нас действительно больше не стали заниматься альпинизмом, а некоторые закрыли уже 3-и и 2-е разряды. Кто-то увлекся туризмом, вело или парашютным спортом, а кто-то нашел себя в «base jumping». Время идет, мы меняемся, вокруг нас всё меняется. Но остается то, что никогда не изменится, а останется навсегда в наших душах – это память о том, что с нами когда-то случилось.
После Фишта я написала отчет, который назвала «Фишт – школа мужества и альпинизма». Прошли годы и я поняла, что это была школа мужества, но не альпинизма, а разгильдяйства. Если бы мы тогда не допустили ряд глупых ошибок, то не было бы таких последствий. Но школа все же была!
С тех пор я побывала еще много раз в разных альплагерях и поняла, что та подготовка новичков, которая сейчас существует на «правильных» сборах, существенно отличается от той школы, которую мы, будучи совсем значкистами и вообще первый раз в больших горах, получили тогда на Фиште. Для тех новичков, которых я видела в других альплагерях, безумно страшно попасть на горе в непогоду, услышать рев лавины совсем рядом, заблудиться в пургу или получить поверхностные обморожения, когда кожа на пальцах рук сходит кусками или когда ногти на пальцах ног чернеют от обморожения. А еще ходить 2 недели в совершенно мокрых вещах, потому что барак, в котором мы жили, был совершенно сырой и полностью продуваемый всеми ветрами. Внизу стояла печка «буржуйка», но небольшой запас дров закончился еще в первую неделю. Да и когда дрова были, можно было посушить только стельки и носки, потому что все 3 отделения (около 30 человек) прибегали к этой печке, каждый из которых пытался что-то мокрое из своей одежды протолкнуть по-ближе к печке. А потому, вещи приходилось сушить прямо на себе. Способ очень простой. В кружку горячего чая наливается 2 столовых ложки коньяка и все это выпивается небольшими глотками. Сушиться нужно в спальнике. После такого чая кровь быстро разгоняется по организму и температура тела повышается, а мокрые вещи, в которые вы одеты, начинают быстро испарять влагу. Вот такой вот способ мы придумали тогда.
В других альплагерях ситуация совсем другая. Новички приезжают запакованные теплыми, дорогими шмотками. Сразу после восхождения их ждут сухие, отапливаемые бараки или гостиничные номера, горячий душ и сытный обед в местной столовой. После чего, дневка с пивом и шашлыками. И вот теперь вопрос, стоило ли нам тогда так мучаться, чтобы понять разницу между альпинизмом и гламуром? Думаю, что стоило, и так думают все те, кто тогда боролся с непогодой и лишением всяческих удобств все 2 недели в забытом богом и погодой районе Западного Кавказа. Возможно, это слишком жестко и неправильно на стадии учебного процесса, но это жизнь, которая в дальнейшем может случиться с каждым в горах. Лекции – лекциями, а практические примеры доходят сразу в мозг и больше такие ошибки вряд ли захочется допустить.
Крым. Конец апреля – начало мая 2011 года. Марк, Света и Костя приехали 23 апреля в Судак. Я через несколько дней. Остальная наша «группа поддержки» подтянулась в Судак приблизительно в это же время.
Первый день в Крыму  – традиционно разминка на ближайших оборудованных скалах. Второй день (если погода позволит)  – выход на гору.
Гора Болван
Хотелось бы сейчас рассказать вам страшную историю про героические приключения фиштинцев в Крыму, но не буду, все равно не поверят
А все было так. Вечером долго и бурно обсуждали события того 2009 года, поздно легли и поздно встали.
Юра, Марк, Света

Саша, я, Макс
Утро было солнечное и теплое. Голова болит и рассудок мутит от вечернего вина с шампанским. Но нам не привыкать, т.к. в больших горах состояние почти все время такое
В планах у нас – сходить самые интересные тройки Сокола, времени неделя, а значит как минимум 4 маршрута должны успеть. Я набиваю штурмовой рюкзак железом, а Костик бежит в магазин за минералкой, т.к. в этот день без минералки на гору идти было просто противопоказано
Вышли поздно. К началу маршрута «Галочка» (3Б) подошли около 12 ч. дня. Первая веревка далась мне очееень тяжело: невыносимо жарко, все время хочется пить и спать. На второй стало как-то уже по-легче.
Первая веревка маршрута "Галочка" (3Б)
Наверное это я ....
Костик: "а где я? ..."
Марк: "а вот чего у меня есть ..."
Новый свет

Еще веревка и еще лучше. Так, не спеша мы добрались до первой сложной веревки – косая щель (R2-R3). Я этот маршрут ходила несколько раз, потому предложение пройти эту веревку первым, Марк принял с энтузиазмом. Все бы ничего, но Марк забыл снять с себя «точку», получился кадр не совсем презентабельный, зато вполне героический
Прохождение Марком R2-R3
Следующая R3-R4 моя. Я смотрю на то, что мне сейчас нужно лезть и думаю о том, что мне мама когда-то говорила: «дочка, лучше бы ты увлекалась настольным теннисом!» Может оно и лучше, но сейчас нужно лезть и больше не пить по ночам шампанское
Марк на страховке
Прохождение R3-R4
Вдалеке виднеется Судак
Когда я сделала станцию и выбрала ребят, погода начала резко портиться. С моря подул сильный, холодный ветер и гору затянуло облаками. Мы начали рыться в рюкзаках и поняли, что абсолютно ничего теплого с собой не взяли, кроме ветровок. А нам еще 6 веревок до вершины.
Погода портится
Туман
И тут вспомнился опять наш любимый Фишт. Выйти на гору без теплых вещей – это со мной случилось впервые после Фишта. Когда мы выходили на маршрут, температура была около +25 и ярко светило солнце. А сейчас ветер начал задувать еще сильнее и стало совсем отвратительно холодно.
Марк готовится к прохождению R4-R5
Костик на страховке
Я неожиданно начинаю понимать, что мы идем 5 веревок уже 5 часов. Как такое вообще возможно?! Обычно этот маршрут проходится средней связкой за 5-6 часов. А все, наверное, очень просто: вечер удался, я медленно обрабатываю сложные веревки, Марк тоже не спеша ходит. Костя периодически снимает нас на видео, а мы, наверное, позируем, сами того не замечая. А теперь стало вообще жутко холодно, у меня даже зубы начали постукивать в такт моему молотку. Прохожу еще веревку, делаю станцию, кричу «Страховка готова». Пока выбираю Марка, ощущаю носом неприятный запах. Оглядываюсь вокруг и вижу в 20 см от своего скальника мертвую птицу – галку. Странно как-то получается.. На Галочке – мертвая галочка … Это плохой знак, мелькает в моей голове, но я уверенна, что и с этим «знаком» мы справимся, не впервой уже
Когда Костя подошел к станции, я узнала про еще один нехороший «знак» – он забыл дома фонарик. А у меня он оказался подсевшим. Если не успеем выскочить до сумерек на плато, тогда основная надежда на фонарь Марка. Но и это не проблема! На маршрутах ночью я застрявала раз 10 (как в больших горах, так и в Крыму). Поэтому, если такое сегодня с нами случится, значит будем считать, что это обычная рабочая обстановка. Одно тревожит – Серега Террорист засмеет и запозорит насмерть  ….
Выскочив на «левую грудь», мы делаем станцию под можжевеловым деревом и какое-то время не хотим оттуда уходить – там тепло и ветер не задувает. Дальше я бегу еще одну веревку, и сделав станцию, понимаю что до сумерек мы уже не успеем. Нас через пол часа накроет темнотой. Ладно, теперь уже спешить некуда, главное не наделать ошибок. Все нормально, главное нет дождя и есть минералка. Жаль, что нет пуховки и гамака, а еще коньяка и горелки. А то можно было бы встретить утро 1-го мая на горе
Дальше меня сменил Марк, но я потом об этом пожалела, т.к. он заблудился в темноте и ушел сильно вверх. В итоге вылез на какие-то бараньи лбы, где нашел один единственный крюк и сделал на нем станцию, усилив ее одним камалотом. Как потом Марк объяснял, зачем он туда поперся: я шел по крючьям, шлямбурам, потом они закончились и я пошел вверх. Метров 15 прошел по крутым монолитным плитам, где страховку организовать было просто невозможно и под развалюшным нависанием увидел единственный крюк. Сделал станцию. Когда я подошла к этой станции, мне показалось, что ей нельзя доверять  – два человека и перила для третьего может не выдержать. И тут я еще раз подумала о том как хорошо, что я сразу предложила взять на маршрут вторую веревку. Я прошла следующую веревку до большого дерева и сделала на нем надежную станцию. Теперь вторая (Марка) станция сблокирована с третьей (моей) надежной станцией, после чего Костя может начинать жумарить к станции Марка. Делать это ему пришлось в полной темноте, а еще ужаснее – разбирать свою (первую) станцию на ощупь, при этом не обронив не одной запчасти. Потом сказал, что понравилось. Теперь без фонарика даже в туалет не будет ходить
А время стремительно шло бежало. Я сидела на своем дереве, как ободранный, замерзший воробей и напевала ужасную песенку «Мальчик гей«, которую Марк мне все время пел, когда стоял на страховке, а я раздражалась и нервно повторяла: «Прекрати!» Теперь мне почему-то эта песенка понравилась. Перед глазами у меня летала жаренная курица, кружка горячего глинтвейна и теплая пуховка.
Костик и Марк почему-то долго ковырялись на второй станции. Как потом оказалось, у них застряла перильная веревка. Пришлось ее вытягивать. Еще потеря около часа времени. Почему-то опять вспомнился Фишт. Нам было там также холодно и неуютно на маршруте. Наконец веревка вытянута и не одна, а с уловом. Большая коряга, напоминающая наглую морду какого-то демонического существа и при этом ехидно подмигивающая. Корягу мы не выкидываем, а забираем с собой как трофей. Покажем Террористу, точно определит нас на лечение в диспансер для душевно больных.
Вдруг снизу мы видим фонари в сигнальном режиме. Это НАШИ, говорит Марк. Включаем рацию и связываемся с женой Марка. Действительно НАШИ! Светка и Макс приехали на велосипедах под гору, привезли нам теплые вещи, горячий чай и пряники. Всё опять прямо как на Фиште.
Ребята сказали, что поднимаются нам на встречу на гору. Макс спросил, нужна ли помощь, может веревку нужно скинуть? Мы ответили, что все у нас отлично. Если помощь и нужна, то только коньячная Уж очень мы померзли тут. Как позже узнали, температура в тот вечер после 21 ч. опустилась до +8 градусов, при этом дул сильный холодный ветер. А мы в тонких поларах и ветровках.
И вот оно наконец плато в 12 часов ночи! Маршрут был пройден за 14 часов. Мы побили все официальные (зарегистрированные в КСС) рекорды по прохождению этого маршрута. Теперь Сереге Терру будет над кем повеселиться
А в Судаке давно зажглись огни цивилизации. Фото: Татьяна Сенченко
А в это время на базе КСС Террористу не очень было весело. Саша Лавриненко ему передал, что его люди еще лезут на горе, но он уверен, что всё у них нормально. Но Серега Терр все же решил отправить Диму Евсеева на машине под гору и посмотреть, чем мы там заняты. Дима подъехал под гору, увидел наши фонари приблизительно за 2,5 веревки до вершины и передал Терру. А тут еще наша группа поддержки подоспела на великах с пряниками и чаем. Мы, в свою очередь, тоже были об этом информированы по рации от жены Марка и поэтому настроение улучшилось, а ассортимент анекдотов – расширился.
Как приятно, на самом деле, что есть верные друзья. Мы бы, конечно, и сами слезли бы с той горы как-нибудь, но как было приятно, что за нами ночью пришли и кушать нам принесли. Чес слово!
Если в ту ночь кто-то из отдыхающих пляжников стоял под Соколом и наблюдал за происходящим, то всё выглядело так: два фонаря копошатся на горе, при этом слышны веселые голоса и смех троих человек. Называется это, я бы сказала, – люди готовятся к встрече 1-го мая, наверное развешивают транспаранты
Продолжение следует …
Автор рассказа: Татьяна Сенченко (г.Киев)
Фото: Константин Мулюкин (г.Москва)
Источник материала: Проект ALP

альпинизм, крым, сокол, судак, фишт