В Буэнос-Айресе завершилась 125-я сессия МОК, которая не только назвала столицу Японии — Токио столицей летних Игр XXXII Олимпиады 2020 года, но и избрала девятого президента МОК за 119-летнюю историю современного олимпийского движения.
Высокая честь
Думаем, что читатели «Крымского Телеграфа», внимательно следящие за олимпийским движением на планете, убедились в его стабильности и авторитете в мировом сообществе. Во многом это можно объяснить тем, что во главе Международного олимпийского комитета всегда стояли люди, отличавшиеся достойной гражданской позицией, обостренным чувством ответственности за судьбы олимпийского спорта. Поэтому за более чем вековую историю олимпийского движения высокой чести возглавлять МОК удостаивались всего восемь человек: грек Димитриос Викелас, француз Пьер де Кубертен, бельгиец Анри де Байе-Латур, швед Юханнес Зигфрид Эдстрем, американец Эйвери Брэндедж, ирландец Майкл Моррис Килланин, испанец Хуан Антонио Самаранч, бельгиец Жак Рогге, а в минувший вторник к ним присоединился девятый президент немец Томас Бах, которому «моковцы» отдали предпочтение в конкуренции с украинцем Сергеем Бубкой и еще четырьмя претендентами.
Разумеется, каждый из президентов МОК по-разному выстраивал свою деятельность во главе Олимпийского комитета, определял его приоритеты. Что ни говорите, а сказывались происхождение, образование, взгляды на жизнь, материальное положение.
Кто они, президенты?
Первый из них Димитриос Викелас (1835–1908) — известный греческий патриот, писатель и журналист, выпускник Лондонского университета, дипломированный ботаник, увлекавшийся воспитанием молодежи, в котором особое внимание уделял физическому воспитанию, будучи избран членом МОК в 1894 году, наотрез отказывался от избрания президентом этой организации, пока Пьер де Кубертен не убедил его, что первые Игры в Афинах — 1896 должен проводить грек. Викелас много сделал для успешного проведения Игр, а после их окончания оставил пост президента МОК.
Пьер Фреди, барон де Кубертен (1863–1937) стал вторым президентом МОК. Ему — французскому общественному деятелю — в первую очередь мир обязан возрождением современных Олимпийских игр. Под его непосредственным руководством прошли летние Олимпийские игры в Париже — 1900, в американском Сент-Луисе-1904, в Лондоне-1908, в Стокгольме-1912, в Антверпене-1920, в Париже-1924 и первая зимняя Олимпиада во французском Шамони-1924. Только за это он мог стать почетным человеком мира, если бы существовал такой титул. Он оставил после себя не только монументальное творение — современный олимпизм и возрождение Олимпийских игр, но и множество книг и статей на самые разные олимпийские темы.
Видному деятелю международного спортивного движения бельгийскому графу Анри де Байе-Латуру (1876–1942), члену МОК с 1903 года, дипломату по профессии, суждено было стать третьим президентом МОК в 1925 году, и он уже был главным «двигателем» летних Олимпийских игр в Амстердаме-1928, в Лос-Анджелесе-1932, в Берлине-1936 и зимних Олимпиад в швейцарском Санкт-Морице-1928, американском Лейк-Плэсиде-1932, в немецком Гармиш-Партенкирхене-1936. Но затем грянула Вторая мировая война. Бельгия была оккупирована нацистами, и граф перестал поддерживать контакты с членами МОК, возложив эту работу на вице-президента Юханнеса Зигфрида Эдстрема, жившего в нейтральной Швеции.
Вот так четвертым президентом МОК в один из сложнейших периодов его истории стал инженер-технолог по профессии, известный шведский бегун-спринтер Юханнес Зигфрид Эдстрем (1870–1964).
В годы его руководства мировым спортом состоялись летние Олимпийские игры в Лондоне-1948, Хельсинки-1952 и зимние Олимпиады в швейцарском Санкт-Морице-1948, в Осло-1952. Но главное достижение шведа в том, что он сумел возродить олимпизм после разрушительной Второй мировой войны, открыл дорогу на олимпийскую арену спортсменам Советского Союза.
Эдстрем не скрывал, что хотел видеть своим преемником, пятым президентом МОК, выходца из рабочей американской семьи, ставшего крупным бизнесменом-миллионером, разбогатевшим на строительстве, в молодости известным легкоатлетом-многоборцем Эйвери Брэндеджа (1887–1975). За два десятилетия, проведенных на капитанском мостике большого корабля МОК, он отправлял в плавание летние Олимпийские игры в Мельбурне-1956, в Риме-1960, в Токио-1964, в Мехико-1968, в Мюнхене-1972 и зимние Олимпиады в итальянском Кортина-д’Ампеццо-1956, американском Скво-Вэлли-1960, австрийском Инсбруке-1964, французском Гренобле-1968, японском Саппоро-1972. Не случайно его первым МОК наградил золотым знаком Олимпийского ордена.
Выпускник Парижского и Кэмбриджского университетов ирландский лорд Майкл Моррис Килланин (1914–1999) стал шестым президентом МОК. Под его руководством прошли летние Олимпийские игры в Монреале-1976, в Москве-1980 и зимние Олимпиады в Инсбруке-1976, в американском Лейк-Плэсиде-1980. Кроме того, он был тесно связан с кинематографом, являясь главным консультантом многих известных фильмов Голливуда.
Отдельных материалов заслуживают седьмой и восьмой президенты МОК испанец Дон Хуан Антонио Самаранч-и-Торельо, маркиз де Самаранч, пожизненный почетный президент МОК (1920–2010) и ныне здравствующий 71-летний бельгийский граф Жак Рогге. И это газета «Крымский ТелеграфЪ» постарается сделать на своих страницах.
Три дня у власти
Столько времени уже находится в кресле президента МОК девятый руководитель мирового олимпийского движения немец Томас Бах, которому в декабре исполняется 60 лет. Он член МОК с 1991 года. По образованию юрист. Олимпийский чемпион 1976 года, двукратный чемпион мира по фехтованию на рапирах. Президент Конфедерации олимпийского спорта Германии (объединяющей функции НОК и министерства спорта). Имеет 15-летний опыт работы в МОК, в том числе 11 — вице-президентом. Гарик ОРЛОВ
Фото rus.ruvr.ru
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 248 от 13 сентября 2013 года
Еще статьи:
В ожидании десятого президентаПерерождение МОКМечтатель и создательСнег, лед и пламень сердец олимпийцевВ Олимпии зажжен огонь для Лондона