Ежегодно в мире проводится свыше тридцати велогонок, которые вот уже восьмой год составляют Мировой тур USI. Тремя главными гонками в нем считаются «Джиро д’Италия», «Тур де Франс» и испанская «Вуэльта». По традиции «Джиро» проводится в мае.
Очковый расклад
Победа в каждой гонке Мирового тура, занятые в ней места оцениваются различным количеством очков, которые начисляются гонщикам. Например, первое место в бельгийской гонке «ЕЗ Харелбеке» оценивается в 80 очков, а победа в одной из старейших гонок Франции по маршруту Париж — Ницца стоит 100 очков. Зато успех на «Джиро», «Тур де Франс» и «Вуэльта» дает гонщику 170 очков.
Перед стартом 96-й многодневной гонки «Джиро д’Италия» в Мировом туре лидировал швейцарец Фабиан Канчеллара — 351 очко, за которым располагались: словак Петер Саган — 312, ирландец Даниэл Мартин — 247, двукратный победитель Мирового тура 2010 и 2012 годов испанец Хоакин Родригес — 246, австралиец Ричи Порт — 221.
Называя национальность гонщика, хотим отметить, что он не обязательно должен выступать за профессиональный клуб своей страны. Тот же Родригес добыл титулы, гоняясь в рядах российского клуба «Катюша», а двукратный призер «Джиро», занимающий двадцатое место в нынешнем туре USI (106 очков) итальянец Винченцо Нибали, — признанный лидер казахского клуба «Астана», за который выступает и воспитанник симферопольского велоспорта Андрей Гривко.
До старта велотура главными претендентами на выигрыш розовой майки (в такой цвет одевается лидер гонки) считались: победитель «Джиро»-2012 норвежец Райдер Хешедаль, вице-чемпион этой гонки Хоакин Родригес, имеющий в своем активе две бронзы, вышеупомянутый Винченцо Нибали и, наконец, победитель «Тур де Франс» — 2012, олимпийский чемпион англичанин Брэдли Уиггинс. Ну а нам хотелось, чтобы отличился 33-летний Ярослав Попович, который уже двенадцать лет живет в Италии, а выступает за люксембургский клуб RadioShack Leopard. Кстати, Попович — единственный украинский велосипедист среди 207 участников «Джиро», защищавших цвета 23 профессиональных команд, две из которых представляли велоспорт СНГ, — казахская «Астана» и российская «Катюша».
Поехали!
Гонка в Неаполе стартовала 4 мая, после чего ушла на юг Калабрии, а затем круто повернула на север, к Адриатическому морю. Добравшись до пограничного Тревизио, развернулась на равнину и, заехав в соседнюю Францию, закончила 15-й этап в Коль-де-Галибье. Опять вернулась в Восточные Альпы, где после изнурительных горных этапов финишировала в Брешиа. Хотим обратить внимание читателей, что на старте и финише 20 этапов многодневка очень редко бывала в крупных городах, как правило посещая маленькие городки, которые неизвестны большинству итальянцев, если они живут в иных провинциях: Искья, Форио, Аскеа Марина, Сера-Сан-Бруно, Мола-ди-Бари и им подобные.
Первый этап в 130 км в районе Неаполя выиграл известнейший британский спринтер Марк Кавендиш, ставший самым удачливым еще на финишах четырех равнинных этапов: Маргарита-ди-Савойя (169 км), Тревизо (134 км), Чераско (254 км) и на заключительном, 21-м этапе в Брешиа (206 км), который на этот раз был этапом «дружбы», где гонщики отдыхали после горных разборок. Будь Марк «генеральщиком» (разносторонним гонщиком, одинаково сильным на равнине и в горах) или даже «горняком», быть бы ему владельцем розовой майки, а так ему досталась лишь красная майка — для лучшего спринтера. Кстати, в гранд-турах стремительный Кавендиш уже отпраздновал 41-ю победу на этапах. Но лишь после стартового этапа британец смог надеть на себя розовую майку лидера. После командной гонки на 17,4 км, выигранной клубом Sku Procucling, также на день досталась лидерская «кольчужка» гонщику этого клуба итальянцу Сальваторе Пуччио.
Зато его земляк Лука Паолини, победив на этапе в Аскеа Марина (222 км), четыре этапа сохранял «розу» у себя, хотя на трех последующих этапах побеждали итальянец Энрико Батальин, немец Джон Дегенкольб и тот же Кавендиш. Все эти этапы проходили при неблагоприятных погодных условиях, для гонщиков самую большую угрозу представлял даже маленький дождик, когда шоссе, прямо как у нас в Крыму, становилось скользким, приводя к завалам велосипедистов, порой весьма крупным, когда до тридцати гонщиков валялись на шоссе и обочинах в ожидании механиков, а некоторые — и скорой помощи.
На седьмом этапе (177 км) первенствовал австралиец Адам Хансен, а финишировавший третьим испанец Бенат Инсаусти смог «раздеть» в генеральном зачете Паолини, опережая на пять и десять секунд предполагаемых фаворитов многодневки итальянца Нибали и норвежца Хешедаля. Но тоже прихватив майку лидера лишь до старта восьмого этапа раздельной гонки на 54,8 км, в которой первенствовал британец Алекс Доусетт, опередивший на десять секунд своего именитого земляка Брэдли Уиггинса. Лидером стал Нибали, опережающий на 29 сек. австралийца Кадела Эванса.
На девятом этапе гонщики взяли своеобразный тайм-аут, позволив выиграть этап молодому россиянину Максиму Белькову из «Катюши», который в «генералке» занимал на тот момент лишь... 164-е место. Ведь их поджидал первый горный этап в Восточных Альпах (167 км), на котором свои навыки урожденных «горняков» продемонстрировали колумбийцы Ригоберто Уран и его молодой друг Карлос Бетанкур, а третьим, уступив южноамериканцам почти минуту, финишировал лидер Винченцо Нибали. «Казахский» итальянец укрепил свое положение, выигрывая у Эванса в общем зачете 41 сек., а у вышедшего на третью позицию Урана — 2 мин 4 сек. Следующие этапы (11–13-й) не повлияли на положение тройки лидеров, принеся победу литовцу Рамунасу Навардаускасу и дважды — Кавендишу.
Перед началом следующей серии горных этапов, увидев, что потеряли всякие надежды на победу в «Джиро», сошли с гонки норвежец Райдер Хешедал и британец Брэдли Уиггинс. Второй горный этап, финишировавший в Бардекью (168 км), рывком у белой финишной линии выиграл итальянец Мауро Сантамброджио, на мгновение опередивший Нибали. После чего Винченцо в генеральной классификации уже опережал Эванса на 1,25, а Урана — на 2,46 сек.
В гонках по холмам на 15–17-м этапах вновь напомнил о себе экс-лидер испанец Бенат Инчаусти и дважды отличился итальянец Джованни Висконти, долго ожидавший своего звездного часа. И вновь гонка ушла в горы, где Нибали решил нанести всем соперникам решительный удар, чтобы впервые выиграть «Джиро де Италия». Винченцо был первым в горной разделке на 20 км, а спустя сутки первенствовал на предпоследнем, 20-м этапе (203 км), досрочно став победителем в «генералке», пройдя 3325 км за 84 ч 53 мин 28 сек. Занявший второе место колумбиец Роберто Уран уступил победителю 4 мин 43 сек., а третий призер, австралиец Кадел Эванс — 5 мин 52 сек.
Остается сказать, что лучшим горным гонщиком (зеленая майка) стал итальянец Стефано Пирацци, а лучшим молодым участником «Джиро» (белая майка) — 21-летний колумбиец Карлос Бетанкур.
Куда пропал этап?
Эта гонка родилась в 1909 году по инициативе Армандо Куне, в то время главного редактора раздела о велоспорте в Gazzetta delo Sport. Лишь во время Второй мировой войны эта гонка не проводилась. Кстати, трижды в ней побеждали россияне — Евгений Берзин (1994), Павел Тонков (1996), Денис Меньшов (2009), который буквально недавно объявил о своем расставании с велоспортом.
В истории этой гонки были случаи, когда по разным причинам сокращались те или иные этапы, но чтобы этап отменялся, такого старожилы не помнят. Но вот теперь, в конце мая, из-за обильного снегопада в горах был отменен 19-й этап (139 км). Это мы рассказываем для того, чтобы читатели не посчитали, что мы допустили ошибку в подсчете состоявшихся этапов.
После окончания «Джиро»-2013 несколько изменилась первая пятерка в Мировом туре USI. По-прежнему лидирует одноклубник нашего Поповича (он занял на нынешнем «Джиро» 133-е место) швейцарец Фабиан Канчеллара — 351 очко. На второе место перебрался Винченцо Нибали — 322 очка. За ним расположились: словак Петер Саган — 312, колумбиец Карлос Бетанкур — 255, ирландец Даниэл Мартин — 247, испанец Хоакин Родригес — 246 очков.
Следующей гранд-гонкой станет самый популярный в Европе «Тур де Франс». Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ
Фото isport.blesk.cz, isport.blesk.cz
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 233 от 31 мая 2013 года
Еще статьи:
В седле за Гран-приФормула победы: не высовываться и терпетьДесять месяцев «Про-тура»Акула из Мессины покоряет МадридВ погоне за большими призами