Название межконтинен-тальной серии ралли IRC в последние годы было хорошо знакомо крымчанам. Ведь один из этапов чемпионата мира Prime Yalta Rally получил прописку в Ялте и ее окрестностях, к нему было приковано внимание всех любителей ралли в мире и Европе.
Семь лет — и... крах
Межконтинентальная серия IRC родилась в 2006 году и фактически была создана специально под новую категорию раллийных автомобилей Super 2000. Но поскольку таких гоночных машин было немного, то она еще рассматривалась как полигон для молодых, талантливых гонщиков, которые, образно говоря, не созрели, чтобы стать участниками World Rally Championship, объединяющего лучших раллистов мира и вот уже много лет разыгрывающих титул чемпиона мира. Но молодежь тоже рвалась к высоким титулам, тем более что межконтинентальная серия располагала большим количеством заводских команд, нежели серия WRC. Поэтому ее ряды быстро пополнялись перспективными гонщиками, которых охотно принимали заводские команды «Фиат», «Пежо», «Шкода» и другие, продукция которых популярна не только в Европе.
Уже в 2006 году состоялся первый чемпионат серии IRC, который выиграл итальянский экипаж (пилот Джандоменико Бассо и штурман Мития Дота), выступавший на «Фиате Пунто». Затем, сменяя друг друга, чемпионами мира становились гонщики, стартовавшие на «Пежо 207»: испанцы Энрике Гарсия-Ойеда и Йорди Барабес (2007), французы Николя Вуйоз и Николя Клинье (2008), ирландец Крис Мик и итальянец Пол Нэгл (2009). После чего пришла эра побед команды «Шкода Фабия»: финнов Юхи Ханнинена и Микко Марккула (2010) и ставших двукратными чемпионами серии норвежцев Андреаса Миккельсена и Ола Флена (2011 и 2012 гг.).
Авторитет серии все возрастал, многие страны, в том числе Украина, федерацию автоспорта которой много лет возглавлял известный политик, сам отличный гонщик Евгений Червоненко, стали не только участниками серии, но и смогли организовать популярные ралли на своей территории. Червоненко выбрал Ялту, которую многие известные мастера раллийных трасс часто сравнивали с Монте-Карло. Не случайно за предыдущие три года крымчане смогли увидеть в деле на Ялтинском ралли почти всех известнейших гонщиков, которые становились чемпионами и призерами серии.
Разумеется, такая популярность межконтинентальной серии, проводившей по 12–13 ралли в сезон в разных странах, причем не только Старого Света, не могла прийтись по вкусу обладателю коммерческих прав WRC и владельцу компании Prodzive Дэвиду Ричардсу, постоянно выступавшему против опасного конкурента для его успешного бизнеса. Не случайно могущественный Ричардс всякий раз называл межконтинентальную серию не иначе как «межконтинентальным обманом». И, следует отметить, добился своего — серия IRC в минувшем году провела свой последний чемпионат мира, а в нынешнем, как говорится, приказала долго жить. К тому же Крым распрощался с Prime Yalta Rally, так как «папа» этой популярной гонки Евгений Червоненко оставил пост президента Федерации автомобильного спорта Украины и его на этом посту сменил молодой, не менее энергичный, тоже известный гонщик Богдан Новицкий.
Место пусто не бывает
Нынешнее руководство ФАУ отдает преимущество, когда дело касается ралли, не скоростному виду этой дисциплины автоспорта, а ралли-рейдам, в программу которых входят: гонки на грунтовых, степных дорогах, скоростные и навигационные участки, проезд по пескам, рвам, над обрывами, преодоление труднопроходимых водных участков, и очень редко — великолепные шоссейные трассы. Федерация автоспорта Украины, отдавая предпочтение ралли-рейдам, прежде всего обратила внимание на наш чудесный край. Крым вновь становится Меккой украинских этапов ралли-рейдов, располагая не только головокружительными подъемами и спусками на горных серпантинах, но и грунтовыми и степными дорогами, проездами по узким дорожкам над опасными обрывами. Но теперь «столицей» ралли-рейда «Баха Крым — 2013», который 24 мая стартует в центре Симферополя, стала не Ялта, а поселок Орловка, что в тридцати километрах от Севастополя. А сами гонки в течение двух дней пройдут по территории Бахчисарайского, Черноморского, Сакского районов. Общая протяженность трассы 800 км. 25 мая гонщики преодолеют 558 км, а 26 мая — 286 км.
Участников гонки, арбитров, комиссаров, членов ФАУ, болельщиков гостеприимно примет на втором этапе чемпионата Украины и третьем этапе чемпионата России по ралли-рейду «Баха Крым—2013», который наша федерация проводит совместно с тюнинг-ателье «Авто-Лайф» и туристическим центром «Звездный берег».
Однако, как понимают читатели «КТ», гонщики приедут в Орловку не развлекаться или купаться в ласковых волнах Черного моря и отдыхать, а покорять труднейшую дистанцию, на которой их ждут различные ловушки, порой даже угрожающие жизни. Когда меня знакомили с трассой, то, признаюсь, был момент, когда ладошки у меня мгновенно стали мокрыми. Перед машиной в метрах тридцати был обрыв, и дорога, казалось, ведет в море, и водителю необходимо было свернуть моментально вправо, чтобы продолжить гонку. Это только один пример, и таких можно привести еще с десяток. Разумеется, хочется верить, что «Баха Крым» не на один день заглянул к нам в автономную республику. Конечно, на этот раз подавляющее большинство гонщиков будет из Украины и России. Ждут экипажи и из ближнего и дальнего зарубежья. Обещают, что среди них будут сильнейшие мастера ралли-рейдов из других европейских стран. Во всяком случае нет сомнения, что первый блин не выйдет комом.
Для участников чемпионата Украины это будет второй этап. Первый прошел в Голопристанском районе Херсонской области и назывался «Чумацкий шлях». Победу одержали президент ФАУ Богдан Новицкий со штурманом Романом Полищуком. Они сумели опередить экипажи Николая Кузнецова и Петра Халеева.
А вот участники чемпионата России успели уже в нынешнем году провести два этапа. В феврале гонщики съехались в Ленинградскую область на однодневный ралли-рейд «Северный лес — 2013», чтобы пройти маршрут в три круга по снегу. Победу отпраздновали пилот Валерий Васильев и штурман Виталий Евтюхов, оставившие за спиной финна Йони Амедиа и «родственный» экипаж Виктора и Анатолия Воликовых (отец и сын). Спустя полтора месяца россияне провели второй этап в песках Астраханской области, где боролись за призы ралли-рейда «Золото Катана», преодолев свыше 1000 км за четыре дня гонок. Лучшим стал экипаж Евгения Фирсова и Вадима Фролова.
Украинские и российские гонщики не только будут оспаривать награды своих национальных чемпионатов, но им предстоит отчаянная борьба за награды в международном зачете.
В заключение хочется по традиции пожелать спортсменам хорошего старта и счастливого финиша! Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ
Фото swrt.ru
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 232 от 24 мая 2013 года
Еще статьи:
Ялта-Ралли: погоня за титуломЯлтинский праздник и его страданияКрутые виражи на горных трассахНа ралли Червоненко молился Богу и похудел на пять килограммовРалли так и не повернулось к зрителю лицом