Новости Крыма

Леванчук Александр
Коршунова Ярина
Загоруй Андрей
Ниже будет идти много текста и  фотографий о нашем весёлом походе, а также паспорта перевалов, выделенные другим шрифтом, дабы можно было легко читать только описание, без лирики.
Маршрут похода: Перевальное – г. Терке – т/с Джурла – перевал Хаос 1А – т/с Демерджи – Ангарский перевал –Холодный кулуар 1А – юго-восточный кулуар Эклизи-бурун 1А – родник Саурган – - пос. Розовый- р. Талма – Бабуган яйла яйла – Гурзуфская яйла- Ялтинская яйла – т/б Кичкине – ст. Ай-Петри – Кепек Богаз Сохах Зап. 1А
Идея повести свой первый спортивный поход в моей голове родилась ещё давно. Но вот реализация всё время откладывалась. То сессия, то харит, то исследование существования жизни на Марсе или подобные жизненно-важные вопросы. Но как говорится, если гора не идёт к Магомету, заставим. Так и случилось со мной.
Всё началось за месяц до похода, когда мне вдруг сообщили, что я веду поход. Вот так вот, не попросили, а именно сообщили. Поговорив с Вовой Разуваевым и выслушав несколько раз Кузьменко о том, как космические корабли бороздят просторы Большого Театра, составили маршрут, закупили еду, выпустились в МКК и сели в поезд.
В поезде я всё-таки решил убедиться, что мои участники не взяли фен и джинсы с платьями («это как же я в Одессу возвращаться грязная-вонючая буду?!»). И не зря. Высвободив из рюкзаков килограмм 5 (и это только из 3-х рюкзаков, у других не удалось проверить), остался доволен. Оставили вещи в камере хранения на вокзале и пошли в КСС.

Ты туда не ходи, ты сюда ходи!
А то лесник башка попадёт, совсем мёртвый будешь!
В КСС нас обрадовали, что те места, которые мы планируем посетить, оказывается, посещать нельзя, постановление какого-то кабинета каких-то министров. Нельзя и всё, без вариантов. Видите ли, заповедная зона. Бюрократы хреновы… Говорят, будем менять маршрут. Сели с ними за стол и начали искать на карте Крыма те места, где всё-таки ещё пока можно ходить. Этих мест осталось не так-то и много. Но благо, ребята из КСС оказались небезразличными и помогли накропать «новый» маршрут. Попросили не попадаться на глаза лесникам и отпустили с миром. И печатью.
Но мы-то товарищи упёртые! Кто ж сказал, что мы пойдём по новому, неисследованному, необработанному маршруту? Нет уж, мы как-нибудь сами, как подготовились.
«Ребята! Я знаю короткую дорогу!»
Разобравшись с КСС, сели в троллейбус и направились к Перевальному. Погода благоприятствовала нам в наших начинаниях, и мы весело вошли в лес. Первая фраза, которая запомнилась участникам, была «я знаю короткую дорогу». После этой фразы в душе начинало расти беспокойство и чувство приключений на пятую точку. Так как я часто общался с чудо-машиной GPS, мы долго не блудили, а выходили сразу на тропу (ну, или почти на тропу; ну или почти выходили, а чё, по азимуту тоже нормально!). Но всё же в скором времени поднялись на Демерджи и устроили обед. Немного перекусив и сфотографировавшись, побежали дальше. К вечеру подошли на т/с Джурла, где решено было сделать ночёвку.
Утро второго дня выдалось теплым и безоблачным. Вышли в 8.15. К 9.00 подошли к в. Южная Демерджи и начали спуск к пер. Хаос.
Перевал Хаос, 1А, высота 950 м.
Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток).
Западный отрог Демерджи-яйлы
Временные характеристики:
Общее время прохождения – 2ч
Преимущественное направление прохождения – ЮЗ

Описание прохождения.
Спуск к перевалу от вершины Ю. Демерджи осуществляется по тропе по кромке скал. Вначале ровная, затем заходит в лес и становится немного круче. Спускается на ровную поляну и слева под скалами наблюдается проход вниз. Начинается крупная неживая осыпь, по которой необходимо двигаться предельно аккуратно. Идём вдоль скал метров 100-150, немного сбрасывая высоту, затем спускаемся к небольшому лесу и двигаемся вниз, петляя между деревьями. Лес заканчивается через 150-200 м, и начинается средняя и мелкая осыпь, местами живая. Двигаемся по ней на юго-запад и выходим к поляне кустарников. Пробираемся через них метров 10 и выходим на утоптанную тропу, по которой часто ходят лошади (это видно по навозу). Спускаемся по ней и выходим к болоту, наполненным жабами, и домику с конюшнями.
Рекомендации:
Наличие касок, а также защищающей одежды, т.к. достаточно много колючих веток.
Дополнения: Спускались на индивидуальной технике движения по осыпным склонам, без применения верёвки.
Спустившись с перевала, направились к Холодному кулуару, что на Чатыр Даге.
Холодный кулуар, 1А, 1450 м.
Маршрут начинается от Ангарского перевала. Напротив поста ГАИ в лес уходит дорога. Метров через 300 выходит к зданиям (КСС, магазин, т/с Школьная поляна, летающая тарелка). Справа от летающей тарелки видим дорогу, уходящую вверх. Идём по ней минут 20 и пересекаем небольшую речку. Далее дорога поворачивает направо, но мы продолжаем двигаться вверх. Через минут 10 выходим к заброшенному 2х-этажному домику. Двигаемся наверх вдоль канатной дороги минут 10. Вправо в лес уходит тропа, на которую нужно не забыть свернуть. Далее ориентирование не представляет особой сложности. Двигаясь по ней, выходим к г. Сахарная головка, и сворачиваем немного левее, двигаясь по маркерам. Затем двигаемся вдоль скал, оставляя их слева, пока не выходим к кулуару. Время от дороги к кулуару  час – полтора. Начинаем движение по кулуару. Осыпной склон, местами покрытый снегом,  градусов 30-35. Осыпь средней величины. В верхней части осыпи под скалами – буковый стланик. Время прохождения 60-70 минут.
Выбравшись наверх, я заметил спину уходящего вдаль человека в камуфляже. Чё-то он мне не понравился. Ну не ходят туристы в одиночку, без рюкзака и в камуфляже. Когда все поднялись устроили перекус, посмотрели на Демерджи, на которой мы были ещё сегодня, вздохнули «ну мы и лоси…» и пошли дальше. Быстренько пробежав Чатыр-Даг, нашли наш перевал, юго-восточный кулуар Эклизи-бурун (ну, или очень на него похожий). Итак.
юго-восточный кулуар Эклизи-бурун 1А (не правый)
От в. Эклизи-Бурун движемся на восток вдоль кромки скал (по тропе). Метров через 500-600 виден хорошо просматриваемый осыпной склон. Начинаем спуск по нему. Сыпуха живая, поэтому двигаться вплотную и в касках. Метров через 50-60 необходимо траверснуть склон метров 5-7, чтобы продолжить движение по сыпухе (иначе двигаясь дальше, наткнёмся на скальный сброс не меньше 50 метров, на котором только дюльферять, а это уже не 1А). Двигаемся по живой мелкой сыпухе метров 100 и видим раздвоение тропы (вниз продолжает идти кулуар, направо – небольшой травяной холмик)*.
Сворачиваем на холмик и двигаемся вдоль скал(скалы справа) на юго-запад и вскоре, метров через 100-130 выходим на завершающую сыпуху. Спускаемся по ней метров 150 и оказываемся в лесу. Далее находим тропу, двигаясь на юго-запад, юг и идём куда необходимо.
*В принципе, скорее всего можно было двигаться и вниз по изгибам кулуара, и тоже выйти на ту же сыпуху, но было уже поздновато и темнело, а я не хотел нарваться на очередной скальный сброс, поэтому решил пойти так, что собственно ничего не меняет.
Выйдя к лесу и в очередной раз вздохнув «ну и лосей ты из нас делаешь», доверились чудо-машине и карте и вскоре вышли к дороге, которая ведёт к т/с Саурган. Выйдя на поляну Узун-Алан, начали искать родник. Ребята! Родник Саурган на новых картах обозначен, гад, не там, где должен быть! На старой карте увидел (это уже после похода), что он находится немного юго-западней г. Казу-Кая, на полянке. Так и не найдя воду, стали на ночёвку, поужинали обеденной колбаской и попили чайку, и сразу завалились спать. Утром, немного отоспавшись, пошли в пос. Розовый. Дойдя до него, нашли магазин.
И тут Остапа понесло!… Печеньки, йогурты, соки, пива-воды, колбасы, апельсины-мандарины, гели для душа и другие важные предметы походного быта. Сделав дневную (или месячную?) кассу магазина и немного покатавшись на качелях, а также устроив незапланированный полуобед, пошли дальше покорять запретные места.
Шли мы долго и усердно, по всяким буеракам, которые на тропе обозначены как туристский маршрут, и наконец, к восьми вечера, на ночь глядя, выперлись на Бабуган. Красота – как всегда неимоверная. По плану мы должны были двигаться ещё через весь Бабуган, чтобы утром раненько встать и проползти мимо спящих лесников на Гурзуфском седле, ехидно посмеиваясь. Но было решено остановиться в ближайшем гостеприимном леске с большими запасами снега, которые мы и использовали для наших нужд. Место оказалось очень уютным и тихим, ну прямо как у хоббитов в Новой Зеландии: высоченные и внушительные деревья, лиственное покрывало, камни, снег… Ну всё как в сказке, чёрных всадников только не хватает (лесников, то бишь), и хорошо. В группе также выделились 2 бобра-полоскуна, которые не лень было натопить снега на костре, чтобы постирать носочки (зачем?) и футболки, им воняло…
Встали не в 4 утра, как планировали (чтобы минуть лесников),а в 7, забив на это дело. Обещанного Одессой дождя к счастью не было, а сияло ярко солнце и дул лёгкий февральский ветерок. Выперлись мы на Куш-Каю (кстати, их 3 в Крыму, по нашим подсчётам) и перед нами открылся шикарный вид заснеженного Бабугана. Пейзаж напоминал камчатское суровое лето, только вулканов не хватало. В прошлом году в это время снега уже почти не было, а сейчас лежал огромными кучами.
И почапали мы по яйле. Нашли достаточно крутое место, покрытое снегом, и послали одного бойца демонстрировать свою технику самозадержания на снежном склоне. Удачно выполнив задачку, и получив конфетку, боец опять одел рюкзак, и мы пошли дальше.
Подойдя к Гурзуфскому седлу, мы стали тише и меньше дышать, чтобы не привлекать внимание возможных лесников. Сверху на нас находила огромная туча, которая уже поливала соседние леса. Как ни странно, на седле не обнаружили ни одного лесника и с радостью побежали дальше (ведь не 1 мая ещё, чё им там штаны протирать?). Нас накрыло туманом, но нам это не помешало засветло добраться до т/с Кош и разложить лагерь до того, как нас начал поливать дождик. Однако к этому времени, костёр горел на всю, палатки натянуты, а вода принесена. Мы бодро готовили у костра под дождём, наслаждаясь сухими под ветровкой (спасибо секонду) вещами (ну, кто как…). Поужинав двумя борщами, пошли укладываться спать. Дождю тоже надоело нас поливать, и он пошёл искать других туристов.
Настало утро. Туман, изредка пробивающееся сквозь него солнце, и выползающие, как зомби, из палаток туристы. Утро оказалось очень длинным, аж до 13:00. Напоминая фильмы про ходячих мертвецов, туристы бесцельно тынялись от одной мокрой вещи к другой, не зная, какую одевать, а какую кинуть тухнуть в рюкзак.
Но всё же с горем пополам, в час мы всё-таки выдвинулись. И тут утренние зомби-недолоси превратились в настоящих Лосей! Им бы удостоверения соответствующие выдавать! Ходьба, плавно переходящая в бег, режим 50/10 (я думаю, ещё пару деньков, и перешли бы на режим 57/3!), всё как полагается настоящему лосю!  Добежав к 17:30 к перевалу Копек-богаз-сохах западный (пришлось выучить), начали спуск. (в Закалдаеве не кОпек, а кЕпек, Кепек-богаз западный) . Итак.
Кепек-богаз западный 1А, 1160м.
1,5 км к западу от г. Купол – 1239 м
Внятного описание (да хоть какого-нибудь) в Интернете я не нашёл, пришлось полагаться исключительно на авторитет Вовы Разуваева, и здравый смысл.
Итак, если от г. Купол, на котором расположена военная часть, пройти метров 500, по кромке скал на запад, выйдем к перевалу Кепек Богаз Сохах Вост. Так вот. Нам туда не надо. Мы идём дальше по тропе, по Закалдаеву ещё километр (по ощущениям, где-то 800-900 м), которая вначале идёт по безлесой местности, а потом спускается в ложбинку в лесу, и обратно поднимается. В общем двигаемся по ней указанное расстояние и поднимаемся к окончанию леса, и тут нам сразу же налево, вниз.
Начнём с того, что перевал очень логичен, сильно блуждать не приходилось, практически всегда один простой путь решения задачи «куда идти».
С яйлы метров 60-70 спускаемся по довольно крутому участку 40-50 градусов. Склон камнеопасен, поэтому каски и плотное движение группы обязательны. Тропа идёт по каменистой местности, местами прижимаясь к скале справа, сквозь ветки деревьев и кустов, постепенно выполаживаясь. Через эти 70 метров, она спускается к ровному участку леса, можно сказать, поляне. Тут сворачиваем направо и движемся метров 12-15, затем возвращаемся к прежнему направлению (скалы оставляя сзади). Справа по ходу движения видим небольшую ложбинку и огромные каменные глыбы. Двигаемся так ещё метров 100-150 (сложно сейчас оценить), пока не упираемся в скальный сброс. В принципе, движение очень логичны, тропа видна интуитивно. Двигаемся вдоль сброса (он справа по ходу движения), пока не находим пологий спуск вниз, метров через 10. Спустившись, движемся на юг, к морю, и выходим на явную тропу, которая движется зигзагом по склону. Она, кстати, очень облюбована велерами, видны были свежие следы (нет, не крови, что вы!). Двигаясь по ней, спускаемся к Еврейской тропе, ну а дальше по карте.
Спуск с перевала к Еврейской тропе – час-полтора.
Итак, сделав свой заключительный перевал, мы расслабленно спускались к трассе и  морю. На пятки наступала ночь, и к 20:30 мы вышли к трассе, к повороту на Алупку. Отправив двоих бобров-полоскунов в 2-ку к Кузьменко и пожелав им удачи, начали спуск к морю. Так как у нас был ещё день в запасе, хотели поваляться на гальке
(нет, не на Гальке), почувствовать себя матрасником (или бомжом? грань очень узкая…).
Но мы не могли и здесь не найти приключений на пятую точку. Как оказалось, это была самая опасная ночёвка за весь поход. Наш пляж находился недалеко от быкотеки, у которой почему-то именно сегодня было открытие сезона. Ну в общем, наслушались мы ночью качественной интересной музыки, задушевных разговоров («да я тебя!…», «да кто ты такой?!», «Идём поговорим!» и другие философские темы) и даже одну историю любви…
Но под утро все «отдыхающие» расползлись по домам, и мы спокойно могли понаслаждаться тихим и чистым морем, галькой, и свежим морским воздухом.
Поматрасничав немного, за часов 5 собрались и пошли на автовокзал, с которого уехали в Симферополь чтобы сесть на поезд в Одессу.
В этом походе было всё: пихачка и расслабуха, солнце и дождь, ночной альпинизм и вальяжные пешие прогулки по тропам, море и снег, смех и немножечко стрёма, сыпухи… и ещё раз сыпухи… Только одного не было – лесников. В общем, опыта было получено хоть отбавляй, вполне достаточно для летнего Кавказа.
Спасибо участникам за столь удачный весёлый поход, КСС, которые всегда готовы помочь, Вове Разуваеву за помощь в разработке маршрута, Александру Ивановичу Кузьменко за моральную поддержку и Олегу Иванченко за толчок (или пинок?) к реализации похода.
Брошеван Сергей, 5.05.2011

Приложение 1
3 самых стрёмных фразы похода:
-Ребята, я знаю короткую дорогу!
-Чё ты боишься, я сто раз так делал!
-Да тут фигня осталось!

Приложение 2
Сонник туриста.
Если вамприснились Кузьменко и Разуваев, отчитывающие вас, что вы не так повели группу, и что вообще ты нехороший человек, и что ты-де, «с нами, малый, в горы больше не ходишь» – быть вечером дождю.