Тема террора почти ежедневно затрагивается в различных СМИ многих стран мира. Увы, она не обходит и спортивные состязания, которые посещают тысячи зрителей
Бостонский кошмар
Несколько дней назад сообщение с популярного в мире Бостонского марафона, который проводился за океаном в 117-й раз, потряс весь мир жестокостью теракта. Подозреваемые — чеченские братья Джохар и Темерлан Царнаевы, прибывшие с турецкими паспортами в США, в гости к родному дяде, а затем получившие американское гражданство. По данным полиции, они взорвали две самодельные бомбы на финише марафона, собравшего на трассе 26 639 участников из 96 стран, за борьбой которых наблюдали около 500 тысяч зрителей. Никто из бегунов не пострадал, а вот среди зрителей, находившихся на импровизированных трибунах в районе финиша, три человека погибли, в том числе восьмилетний мальчик, а 183 человека получили ранения различной тяжести. Некоторым срочно пришлось ампутировать руки и ноги, пораженные различными железными предметами (ими были начинены самодельные бомбы). Еще несколько подобных «сюрпризов» были обнаружены полицией на улице, где проходил марафон.
Взрывы прогремели, когда сильнейшие бегуны уже завершили марафон, а на трассе еще находились спортсмены-любители, которых организаторы состязания успели завернуть на параллельную улицу, где они и завершили дистанцию в 42 км 195 м.
Бостонской полиции потребовались сутки, чтобы напасть на след террористов. Во время схватки с ними был убит полицейский, а Темерлан Царнаев получил тяжелое ранение и скончался в госпитале. Спасаясь на автомобиле от копов, Джохар тоже был ранен, сумел спрятаться в моторной лодке в пригороде Бостона, но был схвачен и помещен в госпитале в тяжелом состоянии. Однако врачи выразили уверенность, что террорист придет в себя и сможет дать показания, почему, по какой причине и кто их с братом надоумил пойти на такое тяжкое преступление.
Мы связались с нашими земляками, широко известными в спортивных кругах людьми, которые в разные годы были свидетелями крупнейших в спорте террористических актов.
Необычная олимпийская ночь
Рустем Казаков, олимпийский чемпион по греко-римской борьбе в Мюнхене-1972, заслуженный мастер спорта:
«В составе сборной Советского Союза мне выпало счастье в 1972 году дебютировать на XX летних Олимпийских играх в Мюнхене. Ночью 5 сентября мне показалось, что где-то в Олимпийской деревне стреляют. Постарался быстрее уснуть, ведь через несколько дней наступала моя очередь выходить на ковер, а в те годы было правило: коль ты в борьбе защищаешь цвета родной страны, то обязан быть олимпийским победителем. Утром, когда собрались на зарядку, заметили, что все улицы Олимпийской деревни заполнены не только немецкой полицией, но и солдатами бундесвера в полной боевой выкладке, которые охраняли дома, где проживали делегации различных стран. Нам рассказали, что ночью восемь террористов из палестинской организации «Черный сентябрь», воспользовавшихся невнимательностью полицейских, отвечающих за охрану деревни, проникли в дом, где размещалась сборная Израиля, причем пронесли с собой автоматическое оружие и гранаты. Они захватили в заложники одиннадцать израильтян, двое из которых, боксер и борец, голыми руками оказали сопротивление бандитам и погибли. В руках террористов оставались девять заложников: четыре тренера, три спортсмена, два арбитра. Полиция и войска блокировали здание, начались переговоры. Но террористы не думали сдаваться, и тогда начался штурм здания. Увы, он закончился смертью всех заложников, пяти террористов, погиб и один полицейский.
В этот день не проводились состязания, многие настаивали на том, чтобы прекратить Олимпиаду. Но против этого выступили израильтяне, хотя их команда и покинула Мюнхен. Через день состязания были продолжены, и всякий раз спортсмены и зрители минутой молчания отдавали должное погибшим израильским олимпийцам. Можете понять, как у всех тяжело было на душе, когда приходилось выходить на старт, и ты не мог представить, что еще могут совершить террористы разных мастей, которые в те дни заполнили столицу Баварии. Оказалось, эту политическую акцию Абу Дауда, Абу Айяда, Фахри аль-Умери задумали в Риме еще 17 июля 1972 года, когда МОК отказал в участии в Олимпийских играх палестинской молодежной федерации«.
Грустный концерт
Екатерина Серебрянская, олимпийская чемпионка по художественной гимнастике в Атланте-1996, заслуженный мастер спорта:
«На XXVI летних Олимпийских играх Украина дебютировала в ранге национальной сборной. Я впервые попала на такие крупнейшие комплексные состязания, и мне было очень интересно, хотелось многое посмотреть. Но художественная гимнастика была одним из последних видов в программе Игр. Приходилось ежедневно много тренироваться, совершать дальние поездки в спортзал по нескольку раз в день. Когда узнали, что 27 июля в Олимпийском парке состоится праздничный концерт, мы уговаривали наших тренеров, чтобы они отпустили нас одним глазком глянуть, что это за концерт, тем более что туда ехали наши соседи по дому — борцы вольного стиля, с которыми мы дружили. Нам ответили: победите на Играх — и вас на все концерты будут приглашать как желанных гостей, а пока оставайтесь в Олимпийской деревне.
Думали, что наши соседи поздней ночью вернутся домой. Но не прошло даже двух часов, как они, возбужденные, явно выбитые из колеи, вернулись с концерта. На наши вопросы „Почему так быстро? Было неинтересно?“ они ответили: „Хорошо, девчонки, что вы не видели этого ужаса, а нам повезло, что мы задержались на аттракционах“. Оказалось, что какой-то мужчина пронес в парк рюкзак, в котором было взрывное устройство, начиненное гвоздями и болтами. Оставил его у входа на концертную площадку, а когда люди заходили в зал, взорвал, используя мобильник, бомбу. Была убита 44-летняя женщина, а еще 111 человек оказались в госпитале с различными ранениями.
Полиция по „почерку“ определила, что это дело рук одного из десяти самых опасных преступников Америки Эрика Рудольфа, за поимку которого была обещана награда в миллион долларов. Ведь за ним уже числились взрывы у дверей женских клиник, где проводились аборты, у ночного клуба, популярного среди лесбиянок. Жертвами этих взрывов стало немало женщин. Через несколько лет, будучи в Лос-Анджелесе, узнала, что Рудольфа поймали и осудили на три срока пожизненного заключения».
Пятиминутный матч
Гарринальд Немировский, спортивный обозреватель, заслуженный журналист Украины:
«В середине девяностых годов каждая игра с участием первого чемпиона независимой Украины симферопольской «Таврии» вызывала большой интерес у крымчан. Поэтому с командой на выездные поединки регулярно отправлялись симферопольцы, причастные к замечательной игре. И вот 15 октября 1995 года в компании руководителей крымского спорта, футбола, журналистов вместе с командой прилетели в Донецк на матч с «Шахтером». Нас пригласили на VIP-трибуну стадиона «Шахтер», где с нами хотел встретиться президент горняцкого клуба Ахатя (Алик) Брагин. Мы уселись на трибуне, а президент все не появлялся. Под трибуной находился буфет. В ложу поднялась симпатичная девушка, которая пригласила выпить кофе, чай или, как она выразилась, что-нибудь покрепче. Но в этот момент на поле появились футболисты и арбитры. Началась игра. Прошло всего пять минут, и буквально рядом с нами прогремел сильный взрыв. Кто-то из нас сказал: «Вот дают „болелы“, какую петарду грохнули!» А самый опытный из нас по криминальной части, бывший прокурор, поправил: «Нет, друзья, это не петарда, это тротил». Мы увидели, как зрители в панике бросились с нашей трибуны на поле, смяли футболистов, и весь этот огромный клубок тел стремительно выкатился в ворота у противоположной трибуны.
Когда выбежал с VIP-трибуны, то первое, что бросилось в глаза, — растерзанное тело женщины, приглашавшей нас в буфет, где взрывной волной все перевернуло, как говорится, вверх тормашками. А затем увидел шесть голых трупов, с которых взрывная волна сорвала одежду. Это были Брагин и сопровождавшие его родственники и друзья. Разумеется, игру отменили, а затем состоялась переигровка.
Признаюсь, в момент взрыва, увидев погибших, не испугался. Таков был стресс. Но затем, когда подумал, что дома по телевизору игру смотрели наши родные, стало страшно: что они могли подумать! Ведь трансляция была прервана и никаких разъяснений не последовало. Через два дня ко всем участникам нашей группы приехали следователи из донецкой прокуратуры и мы подробно им поведали, что и как было. А они сообщили, что этот взрыв носил криминальный характер.
Вот такое случается и на спортивных аренах». Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ
Фото isport.ua, bostonherald.com
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 229 от 26 апреля 2013 года
Еще статьи:
Человек, сделавший себя самКрымчане на олимпиаде в Мюнхене-72 и Монреале-76Путешествие длиною в 116 летОлимпийский огонь при летел в ЛондонВсе это было...