Этот вопрос часто звучит в молодежной аудитории при встрече с ребятами, мечтающими добиться успехов в спорте. Сейчас весьма трудно стать выдающимся мастером в любом виде спорта, если родители не имеют материальной базы, не могут поддержать сына или дочь в первые годы их увлечения спортом. Тридцать лет назад все было иначе. Любой мальчишка с улицы мог прийти в секцию, и его с объятиями принимал дипломированный тренер, причем абсолютно бесплатно. А если новичок ко всему еще имел искру таланта, то он переходил под опеку государства, где бы ни жил — в огромном городе или в поселке. Это можно проследить на судьбе героя нашего сегодняшнего повествования.
Точка на карте республики
Вряд ли кто-нибудь из наших читателей слышал о городке Ленинске, расположенном в Андижанской области Узбекистана. Здесь после депортации из Судака оказалась семья Мухамедьяровых, глава которой старший политрук Хайдар Мухамедьяров погиб при обороне Севастополя. Шло время, сын воина Нариман вырос, закончил учебу в школе, а затем заочно — Ташкентский политехнический институт. Женился на выпускнице Ферганского пединститута Зареме, а в 1962 году в семье главного инженера авторемонтного завода и учительницы русского языка и литературы появился первенец, которого нарекли Наиль, что на крымскотатарском языке означает «всепобеждающий». Кстати, в дружной семье воспитали трех сыновей: Наиля, Надыра и Руслана. Ну, а дедушка Нариман и бабушка Зарема до сих пор продолжают воспитывать шестерых внуков и внучек, а теперь взялись и за правнука Рамазана, внука их старшего сына.
Наиль рос, как и все мальчишки Ленинска, проводя почти все время на улице, где общался со сверстниками на татарском, русском, узбекском языках. После школы выкраивал время на домашние задания (был «хорошистом»), сказывалось то, что мама педагог, а затем спешил на занятия в секции легкой атлетики, баскетбола, классической борьбы. В любви к спорту примером служил отец. Ежедневно после работы он приходил в созданный на заводе по его инициативе спортзал, где с удовольствием несколько часов уделял занятиям штангой. В сорокалетнем возрасте Нариман Хайдарович выполнил норматив кандидата в мастера спорта по тяжелой атлетике. Тем временем его старший сын, набегавшись на спринтерских дистанциях и наигравшись ( не имея «гигантского» роста) в баскетбол, проверив силу на ковре, решил тоже испытать себя на тяжелоатлетическом помосте. Толчком послужили книги из отцовской библиотеки, написанные выдающимися советскими штангистами Яковом Куценко, Юрием Власовым, Аркадием Воробьевым, которые Наиль буквально «проглатывал» как самые захватывающие детективы, словно сам выходил на помост против богатырей, поднимал тонны «железа» на тренировках.
К счастью четырнадцатилетнего восьмиклассника в его городке появился мастер спорта Валерий Ким, выпускник Ташкентского инфизкульта, который провел свой первый набор желающих покорять штангу. Как признавался Валерий Дмитриевич, это был его самый удачный набор за все годы работы, а самым прилежным учеником был Наиль Мухамедьяров, четыре раза становившийся чемпионом Узбекистана среди юношей. Парню потребовалось три года занятий, чтобы в семнадцать стать мастером спорта СССР, подняв в двоеборье 262,5 кг на чемпионате Советского Союза в Архангельске, где занял седьмое место. Здесь он познакомился со многими атлетами, которым суждено было стать его соперниками за пятнадцать лет выступлений на всесоюзной и международной аренах. Можете представить, как «новорожденного» мастера спорта встретили в родном Ленинске, где он стал кумиром молодежи. Но пришло время поступать в институт, и он выбрал профессию преподавателя и тренера, став студентом факультета физвоспитания Андижанского пединститута, где его новым наставником опять стал Ким, но теперь Александр Павлович.
Двенадцать лет в сборной СССР
В год Московской олимпиады Наиль впервые был призван в ряды юношеской сборной Советского Союза, где стал чемпионом Европы-1982 среди сверстников, подняв 362,5 кг уже в весовой категории 82,5 кг. С тех пор он не покидал состав национальной сборной в течение десяти лет. За эти годы его соперниками на всесоюзной арене были выдающиеся мастера мирового помоста Юрик Варданян, Анатолий Храпатый, Исраил Арсаматов, Александр Алдатов, Сергей Сырцов, Виктор Трегубов, Тимури Таймазов и другие. Сквозь этот строй богатырей неимоверно трудно было прорваться на чемпионат мира или Европы. Ведь там, как правило, атлет из сборной СССР становился чемпионом или призером.
Можно оценить высоким баллом упорство штангиста узбекских «Трудовых резервов». Он становился обладателем Кубка СССР-1986, чемпионом и призером первенства страны в рывке, толчке, в двоеборье в 1984-1987 гг. Но на главные международные старты, а ими являлись чемпионаты мира и Европы, пятикратный чемпион Узбекистана не отправлялся, в отличие от своего ближайшего друга по сборной СССР и по жизни, многократного чемпиона страны Сергея Ли.
В доме у Сергея он впервые встретился с будущим филологом Сажитой, которая стала спутницей его жизни, подарила ему двух дочерей Лиану (она была чемпионкой Украины по фитнесу) и Ринату. Молодой отец семейства, словно обретя второе дыхание, в канун Олимпиады в Сеуле-1988 добился желанной цели — в Харькове завоевал звание чемпиона СССР в весе до 90 кг, где первенствовал целиноградец Анатолий Храпатый. Чемпиона страны пригласили на предолимпийские сборы в Подольск и Феодосию, где он познакомился с заслуженным тренером Украины Яковом Раскиным из Симферополя, которому суждено было сыграть немалую роль в жизни Наиля. Но пока 26-летнему богатырю пришлось выдерживать огромное напряжение почти в каждодневных «прикидках» на помосте с Виктором Трегубовым, тремя Сергеями — Черненко, Сырцовым, Гурылевым за право стать дублером Храпатого в Сеуле. Мастерство Мухамедьярова в толчке дало ему преимущество над друзьями-соперниками.
На олимпийском помосте в столице Южной Кореи главенствовал Храпатый, ставший олимпийским чемпионом в весе 90 кг, при этом установив олимпийские рекорды: в рывке — 187,5, в толчке — 225, в двоеборье — 412,5 кг. Наиль подстраховывал лидера, ведя борьбу с польским дуэтом Славомиром Завадой и Анджеем Пиотровски за «серебро». И если в рывке Завада смог опередить его на 2,5 кг, подняв над головой снаряд весом в 180 кг, то уже в толчке Наиль отыграл эти килограммы, на несколько минут став олимпийским рекордсменом — 222,5 кг. Этот результат превысил лишь Храпатый, с которым рядом на «серебряной» ступеньке пьедестала почета Сеульской олимпиады стоял Мухамедьяров (400 кг). За это выдающееся достижение ему был вручен значок Заслуженного мастера спорта СССР, а страна наградила медалью «За трудовую доблесть».
После олимпийского успеха Наиль наконец-то выступил в составе сборной СССР на чемпионате мира в Будапеште-1990. Но в интересах команды при собственном весе в 101 кг был вынужден стартовать в категории 110 кг, где уступил победу болгарину Стефану Ботеву, вновь, как и в Сеуле, став «серебряным». А на следующий год к нему пришел выдающийся успех на последней Спартакиаде народов СССР, где он стал победителем в весе 99 кг, опередив с результатом 415 кг Виктора Трегубова.
На исторической родине
Тут-то и последовало приглашение от Якова Раскина переехать в Симферополь, где на первых порах Наилю пришлось немало приложить сил, чтобы устроиться с семьей на квартиру. Но перед ним была цель стать участником Олимпийских игр-1992 в Барселоне. Под руководством Раскина Мухамедьяров в блестящем стиле выиграл в Ленинграде чемпионат СНГ (415 кг), но из-за всевозможных махинаций чиновников от спорта не отправился в Испанию. По мнению большинства специалистов, он мог стать олимпийским чемпионом в весе 99 кг, где первенствовал россиянин Виктор Трегубов (410 кг). А ведь именно его Наиль обыграл в Ленинграде, как принято говорить, «в одни ворота». В 1993 году, находясь в блестящей форме, будучи первым номером в сборной Украины, во время подготовки к чемпионату мира в Австралии наш земляк серьезно повредил плечо и был вынужден покинуть помост.
Куда уходят чемпионы? Он ушел работать учителем физкультуры в среднюю школу №3, а все свободное время посвящал торговле сантехникой, ведь необходимо было поднимать дочерей, строить дом. И когда он справился с этой задачей, то стал работать в Крымском инженерно-педагогическом университете, где через некоторое время возглавил кафедру физвоспитания, которая ныне считается одной из лучших по спортивной работе не только среди вузов Крыма, но и страны. Сам же «зав» стал кандидатом наук по социальным коммуникациям, успешно защитив диссертацию на тему «Библиотека в социально-коммуникационной системе формирования здорового образа жизни». Довелось беседовать с директором одной из крупных библиотек. Он признался, что долго не мог поверить, когда ему сказали, что интеллигентный, начитанный, сдержанный 48-летний диссертант не так давно слыл одним из сильнейших штангистов мира. Вот какой он, наш чемпион, ушедший в науку.
Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 128 от 22 апреля 2011 года