Официальное название этой разновидности автомобильного спорта — серийный чемпионат мира по кольцевым гонкам на болидах «Формула-1», но есть у него и более звучное наименование — «Королевская формула». В любом случае это самый популярный, высокотехнологичный и дорогой вид автогонок.
Причина популярности
Многие читатели газеты «Крымский ТелеграфЪ», как и миллионы людей в мире, безусловно, интересуются этим видом спорта. А ведь «Формула-1» активно развивается в тридцати странах планеты, где специально для этих соревнований сооружены гигантские автодромы с трибунами, на которых собирается порядка ста тысяч зрителей. При наличии в мире свыше сотни автомобилестроительных фирм лишь небольшая горстка из них создает болиды, цена которых просто зашкаливает. Ведь каждый болид — штучное произведение конструкторов, инженеров, техников, рабочих каждой отдельной команды. Достаточно сказать, что в «Формуле-1» 2012 года принимают участие лишь двенадцать заводских команд, каждая из которых на гоночной трассе представлена двумя болидами. Каждый из пилотов — двое основных и запасные — на протяжении всего чемпионата мира (он длится с марта до ноября) ведут сражение за титул чемпиона мира, а инженерный состав команд оспаривает Кубок конструкторов.
В чем секрет популярности «Формулы-1»? В мире миллионы людей водят машины, и каждый из них, за редким исключением, в душе гонщик. Но, чтобы получить удовольствие от скорости, людям, сидящим за рулем, не позволяют марки их машин, не созданных летать, дороги, правила автовождения, весьма строгие в ряде стран, полиция, строго контролирующая движение... У профессиональных автогонщиков тоже ряд своих препятствий на кольцевых трассах автодромов, но на их пути нет искусственных преград, которые бы отражались на скорости болидов. Все зависит лишь от создателей гоночных машин, мастерства пилотов и их команд обслуживания. Вот это и привлекает миллионы людей, когда передвижное шоу «Королевская формула» посещает Европу, Северную и Южную Америку, Азию, Австралию, а в скором времени собирается и в Африку. Но даже в Европе остаются еще белые пятна. Так, «Формула-1» весьма слабо развивается в Восточной и Северной Европе (хотя последняя воспитывает выдающихся гонщиков), базируясь в основном на Западе континента. Например, только недавно решили пригласить команду Берни Экклстоуна, всемогущего хозяина «Формулы-1», в Россию, где в Подмосковье и Сочи всерьез озабочены строительством автодромов под этот популярный вид автогонок. В Украине энтузиасты смогли внедрить лишь раллийные гонки международного масштаба, полигоном для которых явились естественные горные трассы над Ялтой, но для «Формулы-1» необходима абсолютно иная инфраструктура.
Пошел седьмой десяток
Хотя профессиональный автоспорт ведет свое начало с двадцатых годов, но только в тридцатых он достиг своего пика в Италии, Франции, Германии, а затем потряс Америку. Чемпионат мира среди болидов стала проводить Международная автомобильная федерация (ФИА), в 1950 году давшая старт автомобильной многодневке, которую Берни Экклстоун предполагает уже в ближайшие годы довести до 25 Гран-при в год.
Первым чемпионом мира стал итальянец Нино Фарина, выступавший на автомобиле «Альфа Ромео Феррари», а первым гонщиком, добившимся дважды успеха, стал его земляк Альберто Аскари, выигравший чемпионские титулы в 1952 и 1953 годах. А затем наступила эра побед великолепного аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио, пять раз поднимавшегося на высшую ступень мирового подиума (1951, 1954–1957 гг.). И хотя на смену «летучему» аргентинцу приходили не менее умелые мастера, такие как француз Ален Прост, австриец Ники Лауда, бразильцы Нельсон Пике и Айртон Сенна, но они не смогли превзойти планку, которую поставил перед ними Фанхио. Так продолжалось до тех пор, пока не появился великолепный мастер скоростей немец Михаэль Шумахер, который превзошел достижение «летучего» аргентинца, семь раз став чемпионом мира (1994–1995, 2000–2004 гг.). И это при том, что Михаэлю пришлось еще застать на трассах Пике, Сенну, Проста, и до сего дня он сражается с новой порослью выдающихся гонщиков. Участие Шумахера, хотя теперь Михаэль и не входит в число лидеров общего зачета, заставляет его соперников равняться на «гонщика всех времен».
Лидирует Фернандо Алонсо
Два предыдущих года побеждал молодой немец Себастьян Феттель. Кроме «нового Шумахера» Феттеля, чемпионами мира становились испанец Фернандо Алонсо (2005–2006 гг.), финн Кими Райкконен (2007 г.), британцы Льюис Хэмилтон (2008 г.) и Дженсон Баттон (2009 г.). Теперь они и неувядающий старина Шумахер вышли на старт нынешней многодневки, призванной на двадцати Гран-при, проводимых в девятнадцати странах (в Испании две гонки) пяти континентов, определить чемпиона мира — 2012. Чемпионом становится тот гонщик, который набирает наибольшую сумму очков на всех Гран-при. За победу пилоту начисляется 25 очков, за второе место — 18, за третье — 15. Итак, вплоть до десятого места (последнее зачетное на каждом этапе), где начисляется всего один балл.
В Европе еще была зима, а автомобильный караван уже прибыл в Австралию, чтобы на автодроме Мельбурна начать борьбу за главный приз. И сражение разгорелось не на шутку. Лидерство пытались захватить многие. В Мельбурне успех отпраздновал Баттон на «Макларене», в Куала-Лумпуре — Алонсо на «Феррари», в Шанхае впервые победил на трассе «Формулы-1» немец Кеке Росберг на «Мерседесе», в Сахире — Феттель на «Рено», в Монтмело тоже впервые громко заявил о себе венесуэлец Пастор Мальдонадо на «Уильямсе», в Монте-Карло — австралиец Марк Уэббер на «Рено», в Монреале — Хэмилтон на «Макларене».
Перед Гран-при Европы, проводимом в испанской Валенсии, определилась первая шестерка в личном зачете. В нее вошли Алонсо, Феттель, Райкконен, Хэмилтон, Уэббер, Баттон. С этого момента признанные мастера никого не пустили к главной ступеньке пьедестала почета. «Европу» выиграл у себя на родине Алонсо, в Сильверстоуне во второй раз отличился Уэббер, в Берлине третий Гран-при на нынешней многодневке выиграл Алонсо, в Будапеште главный приз вторично взял Хэмилтон, а в Монце британец в третий раз отпраздновал успех, дав отличиться на бельгийской трассе земляку Баттону. После чего на Гран-при в Сингапуре первенствовал Феттель, а Гран-при Японии тоже достался «молодому Шумахеру».
Гонщикам остается стартовать в Йонами на Гран-при Кореи (14 октября), в Великой Нойде на Гран-при Индии (28 октября), в Абу-Даби на Гран-при ОАЭ (4 ноября), в Остине на Гран-при США (18 ноября) и в Сан-Паулу на Гран-при Бразилии (25 ноября). Пока главным претендентом на титул трехкратного чемпиона мира остается Фернандо Алонсо (194 очка), от которого всего на четыре очка отстает Себ Феттель, а за третье место схлестнутся Райкконен (157 очков) и Хэмилтон (152 очка). Наберемся терпения и подождем, чем завершится «Королевская формула» — 2012.
Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 202 от 12 октября 2012 год
Еще статьи:
Кто на свете всех быстрее?Болиды летят на финишНа многожанровом фестивале «Чарiвна Ялта» керченские дети взяли гран-при (Ф ...В седле за Гран-приЯлтинский праздник и его страдания