Второй раз в своей восьмилетней истории Prime Yalta Rally — этап розыгрыша Кубка мира под эгидой Intercontinental Rally Challenge. Но в этот раз мы стали свидетелями не только праздника автомобильного спорта, но и его страданий.
Школа высшего пилотажа
Ее во всей красе продемонстрировали в индивидуальных заездах на скоростных спецучастках, проходивших по улицам Ялты, в районе Ливадии, Ай-Петри, на горных дорогах и плато семьдесят три экипажа из Болгарии, Венгрии, Италии, Литвы, Португалии, Румынии, Турции, Финляндии, Франции, Украины. И хотя, в отличие от прошлогоднего ралли, которое пришло в Ялту на четвертом этапе, когда борьба в многодневном состязании только разгорается, теперь проводился десятый этап, после которого остается лишь три заключительных этапа и многое уже проясняется, но интерес ничуть не угасает.
После девятого этапа Борум-Ралли, проходившего в Чехии в первых числах сентября, стало ясно, что в Ялту не приедут заводские и фирменные экипажи марки Skoda. А это, между прочим, вся первая четверка гонщиков, лидирующая в общем зачете Кубка мира перед четырьмя заключительными этапами нынешнего розыгрыша: владелец Кубка мира — 2011 норвежец Андреас Миккельсен — 103, обладатель почетного приза — 2010, победитель Ялта Ралли — 2011 финн Юхо Ханнинен — 93, чех Ян Копецки — 83, немец Зееп Виганд — 53 очка. Но даже и это не остановило поклонников автоспорта приехать поболеть за гонщиков, как принято говорить, из второй волны мирового ралли. Новыми фаворитами гонки стали: финн Мико Паюнен, француз Робер Консани, венгр Ласло Визин, турок Ягиз Авджи. Разумеется, болельщики ждали и появления «мистера Х» из 14 украинских гонщиков, допущенных в числе 28 лучших экипажей оспаривать победу на этапах Кубка мира и Кубка Европы.
Не только розы, но и шипы
Гонщикам за три дня предстояло преодолеть четырнадцать спецучастков различной категории, но одинаково трудных, состоящих из непрерывных крутых виражей, или заставляющих машину карабкаться в гору, или стремительно идти на спуск. А вот шестидесяти экипажам, боровшимся за титул чемпионов Украины — 2012, отводилось лишь восемь спецучастков. Но даже этот минимум не позволил многим экипажам (состоящим из двух пилотов) добраться до заключительного финиша. Поломки, аварии, слава богу, без тяжелых последствий, заставили сойти с трассы заключительного, третьего этапа первенства страны более половины участников, выступавших на дорогих спецмашинах известных зарубежных марок.
На каждом спецучастке определялись победители и призеры. Так вот, рекордсменом по таким победам (пять!) на Ялта-Ралли неожиданно для многих стал киевлянин Юрий Протасов. Четыре гонки выиграл Консани, по две — Паюнен и итальянец Марко Темпестине, одну — Авджи. Кстати, экипажу Темпестине-отца пришлось вести отчаянную борьбу с экипажем Темпестине-сына, и победил старший.
В числе тех, кто приезжал на промежуточные финиши в первой тройке, можно было увидеть знакомые лица: Авджи — 10 раз, Протасов и Консани — по 7, Паюнен и Марко Темпестине — по 5, Визин — 4. Из украинских раллистов, кроме Протасова, по одному разу «вписались в призы»: Валерий Горбань, Виталий Пушкарь, Ефим Важеевский, Николай Чмых. Последний смог повторить достижение Пушкаря, который четвертым закончил Ралли Румынии, заработав 12 призовых очков. Теперь в Ялте чуть-чуть не взошел на третью ступень пьедестала почета Чмых, но 12 очков в общий зачет — отличный стимул для гонщика. Увы, что поделаешь, ни один из главных действующих лиц нынешнего Прайм Ялта Ралли не может рассчитывать на главный приз чемпионата IRC.
Нынешнее ралли на трассе «крымского Монте-Карло», как иностранные гонщики называют ялтинские трассы, очень похожие на дороги Монако, завершилось победой экипажа трехкратного чемпиона Турции Ягиза Авджи и второго пилота Бахадира Гюценмеза. Наши заморские соседи, кстати, впервые стартовавшие в розыгрыше Кубка мира, смогли стать владельцами престижных призов за победу на Х этапе Кубка мира и III этапе Кубка Европы, увезли в Стамбул Кубок президента Украины. Наконец записали в свой актив 25 полновесных очков, которые позволяют им войти в десятку лучших гонщиков VII чемпионата IRC. По традиции на капоте своего Ford Fiesta S2000 они лихо расправились с огромной бутылкой шампанского производства крымского завода «Новый Свет». Второй приз достался французско-итальянскому экипажу Робер Консани — Николас Клингер, третий увезли в Венгрию Ласло Визин — Габор Зирос.
А куда подевались герои первого круга гонки Протасов и Паюнен? Мико Паюнен, увлекшись борьбой с Юрием Протасовым за лидерство, пошел на неоправданный риск на СУ-6 и разбил свой «болид», да так, что за ночь механики не смогли восстановить его Ford Fiesta S2000. Такая же беда приключилась с Протасовым, который уже в ранге чемпиона Украины — 2012, завоеванного в первый день Прайм Ялта Ралли, второй день начал крайне неудачно на СУ Оползневое и Соколиное. После чего, стремясь сохранить место на пьедестале почета, тоже презрев все на пути во время спуска от водопада Учан-Су в Ялту, серьезно «травмировал» свой Ford Fiesta RRS и был вынужден сойти с гонки. Досадно! Но что поделаешь, автоспорт не только щедр на розы, но и на шипы.
Прощай, «летучий Женя»!
Такое прозвище много лет сопровождало на гоночных трассах отчаянного мастера спорта международного класса, чемпиона Советского Союза, многократного чемпиона Украины по ралли на вазовской «восьмерке» Женю Червоненко, ныне известного политика и бизнесмена, многолетнего президента Федерации автоспорта Украины Евгения Альфредовича Червоненко, которого по праву можно называть «папой Ялта Ралли», выведшего гонку на высокий международный уровень. Более того, перед приездом в Ялту Червоненко ходил в лидерах двух этапов чемпионата Украины, но получил травму, простудился, и врачи запретили ему участвовать в гонках. Тогда он принял решение покинуть спорт как гонщик, и теперь на старте Ялта-Ралли попрощался с товарищами по прежним гонкам, пообещав сосредоточиться на дальнейшем развитии автоспорта в стране.
Мы спросили Евгения Альфредовича, кто на оставшихся трех этапах Кубка мира в Болгарии, Италии и на Кипре сможет претендовать на победу в общем зачете. Ответ, как всегда, был четким: «Норвежец Андреас Миккельсен или финн Юхо Ханнинен. Кто бы из них ни выиграл главный приз, он станет первым двукратным обладателем Кубка мира IRC». На этом распрощаемся с популярной гонкой, которую крымчане вновь провели на отлично, до лета будущего года.
Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 199 от 21 сентября 2012 год
Еще статьи:
Крутые виражи на горных трассахЯлта-Ралли: погоня за титуломНа ралли Червоненко молился Богу и похудел на пять килограммовРалли так и не повернулось к зрителю лицом«Мы богаты и уже устали это скрывать…»