Автоспорт небезопасен. Несмотря на многочисленные усилия, предпринимаемые организаторами для обеспечения безопасности зрителей и участников, застраховаться от несчастных случаев на 100% не представляется возможным. Основной группой риска на ралли являются не гонщики, защищенные каркасами безопасности, несгораемыми комбинезонами, ремнями и шлемами, а зрители, для которых никаких защитных устройств не предусмотрено.Ралли – это скоростное соревнование, проходящее на дорогах общего пользования, перекрытых от постороннего движения. Это означает, что зрители находятся не на безопасных трибунах, а непосредственно возле трассы гонки.
Спортивные автомобили двигаются по скоростным участкам с огромной скоростью, зачастую предельной для экипажа и техники. Автомобиль может повести себя непредсказуемо в любой момент: скользкий участок дороги, не справившийся с управлением пилот, ошибка в стенограмме, и вот уже неуправляемый снаряд весом за тонну несется прочь с дороги. С одной стороны, эта непредсказуемость и обилие ярких аварий являются одним из факторов привлекательности ралли для зрителей. С другой, зрители на ралли подвергаются нешуточной опасности оказаться на траектории вылетевшего с дороги автомобиля.
Нехитрый свод правил, представленный ниже, поможет вам свести степень риска при просмотре ралли к минимуму.
Выбирайте и занимайте место для просмотра заранее. Вам будет очень неприятно ехать или идти в поисках зрелищного места в постоянном ожидании, что сзади или навстречу выскочит на полном ходу, если и не боевой, то открывающий судейский экипаж.
Выбирайте место для парковки таким образом, чтобы ваш автомобиль не только не мешал проезду по трассе, но и, желательно, не был виден на траектории.
Место для просмотра лучше выбирать таким образом, чтобы в поле зрения был изрядный участок трассы. Во-первых, вы увидите больше, во-вторых, безопаснее видеть машину задолго до ее проезда мимо вас. Очень хорошо подходят возвышенности – сверху видно дальше, и при этом мало шансов, что вылетевшая с трассы машина полетит вверх.
Всегда держите в поле зрения гоночный автомобиль. Не поворачивайтесь спиной даже к самому, казалось бы, тихоходному экипажу – неожиданности происходят внезапно. Обязательно убедитесь, что в случае чего вы можете мгновенно переместиться с того места, где стоите.
Ни в коем случае не выходите на дорогу во время прохода гоночного канала. Это смертельно опасно. Не все раллийные автомобили рычат глушителями за километр.
Не заходите за ограждение, даже если оно представлено символической ленточкой. Это для вашей безопасности, а не чтобы лишить вас зрелища.
Ни в коем случае не стойте на вероятной траектории вылета машин. Пилот может промахнуться мимо поворота, штурман может продиктовать левый поворот вместо правого, машину может закрутить при переборе скорости на входе в поворот, при прыжке с трамплина.
Старайтесь не стоять в толпе – вы не сможете быстро отскочить при необходимости. Места на допе хватит на всех. Самые опасные места – внешняя сторона поворотов, развилки, 50 метров до и после трамплина.
Не выезжайте на трассу ралли до прохождения открывающего ее для движения автомобиля («метлы») – обычно это автомобиль с зеленым проблесковым маячком.
Беспрекословно подчиняйтесь рекомендациям и требованиям маршалов безопасности – это люди в жилетах, которые следят за безопасностью зрителей в местах их скопления.
При перемещении по маршруту ралли будьте предельно внимательны. Помните, что участники должны прибывать в контрольные пункты строго по расписанию, и малейшая задержка может сильно повлиять на их результат.
Помните – скоростной участок может быть отменен или остановлен из-за небезопасно ведущих себя зрителей. Проявляйте уважение к ралли, участникам и другим зрителям.
Пояснение правил проведения соревнований по ралли для зрителей
СУ – Специальный участок – отрезок дороги общего пользования, на котором на время проведения соревнований перекрывается движение какого-либо транспорта и обеспечиваются все меры безопасности.
За один час до планируемого времени старта первого боевого экипажа (стартовый номер 1) по СУ проезжает автомобиль ДПС с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом, оповещая службы безопасности ралли, а также зрителей о запрете выезда на трассу СУ. После прохождения автомобиля ДПС по трассе СУ могут проезжать только судейские, идентифицированные красным пропуском с логотипом проводимого ралли, прикрепленным в правом верхнем углу лобового стекла автомобиля.
За 15 минут до старта первого боевого экипажа по трассе СУ стартует первый «нулевой» экипаж с бортовым номером «000». «Нулевые» экипажи – экипажи службы безопасности ралли. В их задачу входит окончательная проверка готовности СУ перед стартом Спортивных экипажей. На крыше «нулевых» экипажей должен быть закреплен желтый проблесковый маячок. После старта «нулевого» экипажа вводится запрет на проезд любых автомобилей, независимо от статуса и предъявляемых удостоверений и пропусков.
Несоблюдение этого правила приведет к отмене СУ!!!
За 3 минуты до старта спортсменов по трассе СУ проезжает автомобиль с бортовым номером «0», звуковым сигналом и желтым проблесковым маячком.
Несколько первых боевых экипажей стартует с интервалом в 2 минуты. Затем все участники проезжают трассу СУ с интервалом в 1 минуту. Перерыв в движении спортивных автомобилей может возникать по ряду причин (поломка автомобиля на трассе СУ, задержка старта по техническим причинам и т.д.). Но это не означает окончание соревнования и снятие режима перекрытия!!!
Снятие режима перекрытия и разрешение выезда на трассу сигнализирует автомобиль заместителя комиссара по безопасности с клетчатым флагом на борту и зеленым проблесковым маячком. Только после его прохождения, возможно, будет дано разрешение выезда на трассу. Окончательное решение о начале выпуска зрителей на трассу СУ принимает служба безопасности ралли.
При соблюдении всех мер безопасности автомобильное ралли становится ярким, зрелищным событием, демонстрирующим возможности современной техники и профессиональные качества экипажей.