Сегодня, когда до начала юбилейных Игр XXX Олимпиады в Лондоне остается 105 дней, еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» начинает публикацию материалов, посвященных различным аспектам олимпийского движения
Дни силы и ловкости
Много легенд и мифов связано с возникновением в Древней Греции состязаний в силе и ловкости, которые проводились в небольшом городке Олимпия. Сразу же хотим предупредить, что широкоизвестный Олимп —название гор на севере Греции, на которых, по античной мифологии, обитали боги (олимпийцы), но к Олимпийским играм он не имеет отношения.
Древнегреческие легенды связывают возникновение Игр с именами мифических героев Пелопса и Геракла. Но есть предания, гласящие, что главную роль сыграло заключение между Ифитом и Ликургом — правителями греческих государств Элиды и Спарты — соглашения о регулярном проведении в Олимпии общегреческих праздников дружбы, где главным «коньком» становились состязание мужчин в силе и ловкости. Олимпия в эти дни объявлялась священным местом, и любой, кто нарушал ее святость, становился богоотступником. Текст договора Ифита и Ликурга был высечен на металлическом диске, хранившемся в Олимпии.
Первыми Олимпийскими играми древних греков считаются Игры 776 года до нашей эры. Именно с этого года греческий историк Тимей ввел ­летосчисление по Олимпиадам. Праздник повторялся через каждые 1417 дней, которые составляли «олимпиаду» — греческий олимпийский год. В течение всего «священного месяца» на территории Греции объявлялся «священный мир». Прекращались войны, и вчерашние враги мирно состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым из эллинов.
Рабам и женщинам: вход воспрещен!
В олимпийских состязаниях могли участвовать только свободнорожденные греки. Ни рабы, ни варвары, так называли иноземцев, не имели на это права. Даже не всем греческим гражданам свободное рождение открывало дорогу на праздники в Олимпию. Ведь малоимущие люди не имели возможности почти год находиться на «тренировочных» сборах, где напряженно готовились к состязаниям. Без специальной подготовки никто не имел права участвовать в Олимпийских играх. Уже тогда требовалось добиться «лицензий», которые можно было получить лишь из рук руководителей Игр (злланодиков), устраивавших экзамен желающим участвовать в Олимпиаде. Они отбирали наиболее достойных, после чего в течение месяца сами руководили их тренировками.
Женщины не только не участвовали в олимпийских состязаниях, но им даже запрещалось под страхом смертной казни присутствовать на Олимпиадах в качестве зрителей. Лишь для одной женщины было сделано исключение: на Играх могла присутствовать жрица богини Деметры. Правда, в честь богини Геры в Олимпии после окончания Игр устраивались состязания девушек в беге. И еще в V веке до нашей эры, когда в честь победы Греции над персами в Олимпии был сооружен храм Зевса, перед которым совершались обряды, предшествующие Олимпиадам, женщины получили право в них участвовать, становиться свидетелями жертвоприношений, олимпийской клятвы участников.
«Спортбаза» Олимпии
В восточной части древней Олимпии находился огромный гипподром (770×320 м), где устраивались конные скачки. Неподалеку от него, в долине реки Алфей располагался мраморный олимпийский стадион с местами для пятидесяти тысяч зрителей и ареной для состязаний (212×30,7 м). Для тренировок атлетов предназначалась олимпийская гимнасия — обширный двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега и площадками для метаний и борьбы. В центре двора находилась палестра, здание размером 66×66 м с помещениями для различных упражнений, игры в мяч, с банями и комнатами для отдыха. К гимнасии примыкали помещения для жилья атлетов, прибывавших на олимпийские состязания.
Самым популярным на первых Олимпийских играх был бег на дистанции, равной длине мраморного стадиона (197,27 м), называвшейся «стадией». Этот вид бега был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Но затем, вслед за стадиодромом, появились диаулосе (бег на две стадии), долиходром (бег на выдержку), борьба, пентатлон (пятиборье), в который входили бег на стадию, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба. Затем начали состязаться кулачные бойцы, сейчас их называют боксерами, появился панкратион, в нем соединились приемы борьбы и кулачный бой, что ныне называется «боями без правил».
Но, пожалуй, олимпийская революция свершилась, когда начали проводиться гонки на колесницах, запряженных парами и четверками лошадей. Дистанция гонок составляла 12 кругов по четыре стадии. В гонках колесниц победителем провозглашался не участник состязаний, а владелец лошадей и колесницы (право на это имели и эллинские женщины). Отметим, что долгое время Игры проводились в течение одного дня, а затем их продолжительность увеличилась до трех дней и вместе с празднествами составляла пять дней.
Народ чтил героев
Особенно почетной в древней Олимпии считалась победа на дистанции стадиодрома. Именем атлета, который выигрывал эти состязания на Олимпиаде, она впоследствии и называлась. Олимпионников (победителей) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной роще. На олимпийских празднествах поэты читали стихи, певцы пели гимны, сложенные в честь Игр, ораторы прославляли их в речах. С 444 года до нашей эры ­(84-е по счету Игры) конкурс искусств стал частью программы олимпийских состязаний. На Играх выступали хорошо знакомые нам по школьным учебникам историк Геродот, философ Сократ, оратор Демосфен, писатель Лукиан, математик Пифагор (он был отличным атлетом и побеждал в кулачном бою).
Народ боготворил античных олимпионников. Например, Леонидаса с Родоса, который в 164 — 152 годах до нашей эры одержал 12 побед в стадиодроме, диаулосе и беге в полной боевой экипировке. Славил отличных бегунов Гермогена из Ксанфа и Астилоса из Кротона, одержавших по семь и восемь побед.
На руинах Олимпии
Сила и авторитет Олимпийских игр в Древней Греции были настолько тверды в народе, что они не прекратились и тогда, когда греческие земли подчинил себе Рим. В течение 1168 лет регулярно, раз в четыре года, устраивались состязания античных атлетов (было проведено 293 Олимпиады). В 394 году нашей эры римский император Феодосий I, насильственно насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и запретил их проведение. Сооружения для состязаний были уничтожены, а в 522 и 551 годах сильные землетрясения окончательно разрушили Олимпию. Лишь в конце XIX века археологические раскопки позволили восстановить отдельные древние здания олимпийской столицы Эллады.
Гарик ОРЛОВ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 177 от 13 апреля 2012 год
Еще статьи:
Снег, лед и пламень сердец олимпийцевМир Олимпизма: все дороги ведут в СингапурНе благодаря, а вопрекиЭкономика должна быть экономнойМайкл Фелпс готов побеждать на Олимпиаде в Лондоне