Пресс-служба "Таврии" продолжает серию публикаций, посвященных 20-летию победы нашего клуба в первом чемпионате независимой Украины.
Сегодня представляем вашему вниманию интервью капитана того чемпионского состава — защитника Игоря ВОЛКОВА.
Со школьной скамьи — в основу "Таврии"
— В футболе я оказался в 11-летнем возрасте, — вспоминает Игорь. — Одноклассник привел в СДЮШОР "Таврия". Поначалу тренировался у Валерия Шведюка, позже меня перевели в группу к Владимиру Стахееву и Вячеславу Портнову. Тогда было очень много детских и юношеских турниров — как украинского, так и союзного уровня. С "Таврией" я дважды выиграл юношеский чемпионат Украины, высокие места (ближе к призовым) наша команда занимала и в союзном первенстве. Хороший у нас был состав: помимо меня, в основу "Таврии" из него пробились Александр Белозерский, Владимир Горилый, Константин Вихорнов, Владимир Гоцуляк… В 1982 году, еще будучи десятиклассником, я уже вовсю играл за дубль "Таврии", через год Анатолий Коньков ввел меня в основной состав.
— Помните свою дебютную игру за первую команду?
— Конечно же! Это был домашний матч против тогда еще ворошиловградской "Зари". Я вышел в стартовом составе и отыграл все 90 минут. Анатолий Дмитриевич определил мне позицию в опорной зоне и поставил задачу выключить из игры чемпиона Союза — знаменитого Анатолия Куксова. Мы выиграли 4:1, Куксов не забил, значит, игру я, как минимум, не провалил (улыбается).
"Подменить вратаря — да без проблем!"
— Болельщики со стажем все же больше помнят вас как защитника…
— За свою карьеру кем я только ни был! (Смеется). В детской школе начинал нападающим, но со временем Стахеев переквалифицировал меня в защитника. В большом футболе, помимо обороны, поиграл и на разных позициях в средней линии, и даже (удивительный случай для полевого игрока) в ворота становился. Было это в сезоне-1994/95 в домашнем поединке с тернопольской "Нивой". За несколько минут до конца встречи при счете 3:2 в нашу пользу голкипер Максим Левицкий схлопотал красную карточку, а лимит замет к тому времени "Таврия" уже исчерпала. Кому становиться в ворота — сомнений не было: перед тренировками я частенько любил посоревноваться с вратарями в мастерстве отражения 11-метровых. В общем, товарищей я не подвел, отстояв свои семь минут на ноль, и один раз даже по-настоящему выручил, отразив коварнейший дальний удар Игоря Бискупа.
— Какую позицию назвали бы для себя родной?
— Пожалуй, правого защитника.
— Но при этом чаще играли в центре обороны. С кем в паре чувствовали себя наиболее комфортно?
— С Николаем Турчиненко и Виктором Смигуновым. Отметил бы еще и Владимира Горилого, но он в "Таврии" надолго не задержался — перебрался в киевское "Динамо".
Полосину не подошел
— За три дебютных сезона вы провели за "Таврию" больше ста матчей, стали одним из любимчиков местной торсиды, и вдруг оказались не нужны родной команде…
— Так в футболе бывает, к сожалению. В 1985 году мы выиграли зональный турнир во второй лиге, однако в финальной пульке уступили путевку в первый дивизион "Ростсельмашу". Анатолий Коньков покинул "Таврию", ему на смену пришел Анатолий Полосин, а вместе с ним и целая группа новых игроков. Мне места в обновленном составе, по сути, не нашлось — за первую половину чемпионата я провел лишь три матча. Чтобы не терять игровую практику, по совету Анатолия Кванина отправился в армянский "Титан", который тогда был дочерней командой "Таврии" и выступал в первенстве области. Правда, в Армянске я надолго не задержался: через несколько месяцев по рекомендации Валерия Петрова перебрался в керченский "Океан", который, как и "Таврия", играл во второй лиге. Хорошие воспоминания остались о той команде.
— В 1988 году вы вновь надели футболку "Таврии". Кто был инициаторов вашего возвращения в родную команду?
— В начале сезона "Океан" выбил "Таврию" из розыгрыша Кубка СССР, я стал автором единственного в той игре гола (1:0). Анатолий Заяев (он тогда был начальником команды) месяц уговаривал меня вернуться в "Таврию". В Керчи мне пообещали квартиру, поэтому принимать предложение я не спешил. Но Анатолий Николаевич "надавил" сначала на мою жену, затем на тещу, с которой, как выяснилось, они были соседями по улице (смеется). В конце концов, пообещал мне такую же квартиру в Симферополе, и, кстати, спустя год свое обещание сдержал.
"Пробиться в сборную было нереально"
— Весной 1991 года "Таврия" провела на "Локомотиве" товарищеский матч со сборной СССР и добилась сенсационной победы — 1:0. Вам довелось поучаствовать в той игре.
— Конечно, было приятно встретиться на футбольном газоне с такими мастерами, как Александр Мостовой, Игорь Шалимов, Андрей Канчельскис, Сергей Юран, Игорь Добровольский, Андрей Чернышов и другими. Соперник у нас был просто фантастический, но мы сумели его обыграть — победный мяч забил Эдик Пискун. Думаю, перед матчами отбора к чемпионату Европы у тренерского штаба сборной во главе Анатолием Бышовцем к своим подопечным возникло много вопросов (смеется).
— Признайтесь, сами о приглашении в сборную (Украины, разумеется) мечтали?
— Каждый футболист мечтает о больших командах и сборной. Но нужно быть реалистом.
— В 1992 году, когда "Таврия" стала чемпионом Украины, мечта о сборной вполне могла стать реальностью…
— Из нашего чемпионского состава, если не ошибаюсь, в сборную пригласили только Юру Гудименко, да и то лишь на пару игр. Нас ведь никто всерьез не воспринимал, к тому же, не секрет, что места в сборной были забронированы за киевскими динамовцами. Попасть в сборную из провинциальных клубов тогда было практически нереально.
Роковой "горчичник" в Донецке
— Как пережили развал Союза?
— Сложно. К сезону готовились по обычной программе — прошли через напряженные зимние сборы. Хотя понятия не имели, в каком турнире будем участвовать. В итоге выяснилось, что в независимом чемпионате Украины. Его уровень, буду откровенен, разочаровал: даже вторая союзная лига, на мой взгляд, была посильнее — там во многих командах были хорошие футболисты, как правило, ветераны, поигравшие на самом высоком уровне — у них многому можно было научиться. В дебютном же чемпионате Украины, помимо нескольких коллективов ("Динамо", "Шахтер", "Черноморец"), остальные соперники были откровенно слабыми.
— Какие задачи ставились перед "Таврией" в том чемпионате?
— Не было никаких задач! Хотя, не исключено, Анатолий Заяев вынашивал в своей голове наполеоновские планы (смеется). Аппетит пришел по ходу турнира, когда мы поняли, что сильнее большинства команд, в том числе и пришедших из высшей союзной лиги.
— Когда поверили, что можете попасть в финал?
— Только когда в него попали (улыбается). В заключительном матче группового этапа турнира нам ведь нужно было не проиграть на выезде "Шахтеру". Выходили на тот поединок, как на последний в своей жизни бой…
— Говорят, в Донецке "Таврия" все 90 минут отбивалась…
— Так оно и было. Мы играли против "Шахтера" без своего лидера — Сергея Шевченко, пропускавшего матч из-за дисквалификации. К тому же тяжело было думать об атаке, когда счет 0:0 устраивал. И мы его отстояли.
— Но какой ценой для вас лично — роковой желтой карточкой, не позволившей сыграть в финале…
— До слез было обидно. Но это футбол.
"Даже Заяев из кубка пригубил!"
— Откуда наблюдали за решающим матчем?
— С трибуны львовского стадиона "Украина" в компании с бывшим игроком "Таврии" Сергеем Райко. Всю игру простояли на ногах, минут за десять до финального свистка я спустился к скамейке запасных нашей команды.
— Наверняка, успели прочувствовать настроение трибун. Кого они больше поддерживали?
— Поначалу динамовцев, а после того, как Сергей Шевченко открыл счет, — уже нас. Хочу сказать, что болельщики были достаточно объективными.
— Когда поняли, что победа от "Таврии" уже никуда не денется?
— После гола Шевченко. У меня уже практически не оставалось сомнений в чемпионстве: наши ребята воспряли духом, соперник же, наоборот, поник.
— На ваш взгляд, победа "Таврии" была по игре?
— Уверен, что да.
— Многие считают, что динамовцы в золотом матче просто недооценили "Таврию"…
— У каждого — свое мнение. Просто мы в случае победы могли приобрести все и ничего не потерять в случае поражения. В еврокубки мы уже попали, поэтому на финал выходили полностью раскрепощенными — как на обычный рядовой матч. А от киевлян все ждали только победы.
— Вспомните свои эмоции после финального свистка.
— Сумасшедшие эмоции! Вместе со всей "лавочкой" рванул на футбольное поле к команде.
— Чемпионский кубок попал к вам в руки?
— Попал. Как сейчас помню: был очень тяжелым (смеется).
— А шампанское из него пили?
— Да, но уже в автобусе — по дороге в аэропорт. Пока ребята после игры мылись, кто-то из персонала успел сбегать в магазин. Даже Заяев — великий трезвенник — из кубка пригубил (улыбается).
"Чемпионство обмывали на ГРЭСе"
— Андрей Опарин говорит, что в Симферопольском аэропорту команду встречали всего два болельщика…
— Мы были в такой эйфории, что многое могли и не заметить. Тем более что сразу отправились на банкет — в какой-то ресторан на ГРЭСе.
— Вы были капитаном чемпионского состава. Часто приходилось по ходу сезона повышать на партнеров по команде голос?
— Ну, разве что на молодых игроков. Не мог же я "напихать" тому же Шевченко… Вообще, старался быть объективным. К тому же для капитана, считаю, главное — вдохновлять ребят собственным примером.
— Как восприняли чемпионство "Таврии" коллеги из других команд?
— Тогда мобильной связи не было, поэтому в основном поздравляли при личной встрече.
— Никто не подкалывал, что, мол, на халяву оторвали чемпионство?
— Разве что функционеры. В открытую называли нас выскочками. Коллеги-футболисты до такого не опускались.
Горький опыт еврокубков
— Вместе с чемпионством "Таврия" получила право представлять Украину в главном клубном турнире Европы…
— Это был наш первый еврокубковый опыт. Ирландский "Шелбурн" прошли достаточно легко, а вот швейцарскому "Сьону", к сожалению, дважды уступили.
— Первую (гостевую) игру со "Сьоном" вы пропускали…
— Из-за дисквалификации. Но на матче присутствовал. Поначалу выглядели мы достойно, пару стопроцентных моментов не использовали. Но, увы, получили мяч в свои ворота, затем нелепое удаление заработал наш вратарь Олег Колесов — и команда развалилась. Конечно же, прежде всего, нам не хватило опыта. Да и соперник, если объективно, был не по зубам: тогда защитная линия "Сьона" была полностью укомплектована сборниками Швейцарии, а впереди верховодили бразильцы во главе с Тулио — старшим братом Роналдиньо.
Защитник-пенальтист
— Вы долгое время были штатным пенальтистом "Таврии", что достаточно необычно для футболиста вашего амплуа.
— Ну почему же необычно? В свое время пенальтистами в своих командах были защитники Александр Чивадзе ("Динамо", Тбилиси) и Вагиз Хидиятуллин ("Спартак", Москва). Пенальти я начал бить, еще выступая за дубль "Таврии". Вроде бы неплохо получалось. После тренировок специально отрабатывал удары, часто — на спор с вратарями (смеется). В чемпионатах Украины, точно знаю, реализовал 15 из 18 пенальти. Всегда бил на силу. Причем, подходя к "точке", уже знал, в какой угол буду "стрелять".
— А свой первый гол за "Таврию" можете вспомнить?
— Еще бы! 12 июля 1983 года в Смоленске, подключившись к розыгрышу углового, поразил ворота "Искры". К сожалению, "Таврия" в том матче проиграла — 1:2.
"Пальцы ломал только на руке…"
— Карьеру в "Таврии" вы завершили в 1997 году. Тяжело было расставаться с родной командой?
— Боли не было. Хотя считал, что еще могу принести пользу. Но мне уже было 32, и руководители клуба посчитали, что пора уступать дорогу молодым.
— Чем запомнился этап карьеры в российском "Сибиряке"?
— Красивой природой (улыбается). Уровень второй российской лиги, конечно, был не ахти, но удалось еще на несколько лет продлить свою игроцкую карьеру. Кстати, вместе со мной за "Сибиряк" выступало немало известных в прошлом игроков, в частности, Евгений Сапрыкин — серебряный призер чемпионата России в составе "Алании" (сейчас он живет в Алуште).
— За свою продолжительную карьеру вам удалось избежать серьезных травм…
— К счастью, да. Пальцы только ломал, и то на руке (улыбается).
— О ком из тренеров, с которыми довелось поработать, у вас остались самые теплые воспоминания?
— Каждый из тренеров внес свою лепту в мое становление как игрока. Конечно же, особенно я благодарен Анатолию Конькову, Виталию Шалычеву, Николаю Павлову и, в первую очередь, Анатолию Заяеву, который не только сделал меня первым чемпионом Украины, но и очень помог в жизни.
Всю жизнь в футболе
— Если бы не футбол…
— Когда всю жизнь в футболе, об этом даже не задумываешься. Завершив карьеру игрока, я уже через неделю начал работать в тренерском штабе "Таврии".
— Согласны с тем, что тренер, прежде всего, должен убить в себе игрока?
— Однозначно! Не дай Бог начать рассказывать футболистам, как бы ты сам поступил в том или ином игровом эпизоде.
— Несколько слов о вашей нынешней команде — "ЮИС-Сервисе".
— Команда выступает в чемпионатах Крыма и Симферополя. Я ее принял в 2009 году. Тогда большинству игроков (а это выпускники симферопольских футбольных школ, по тем или иным причинам не нашедшие себя в профессиональном футболе) было по 18 — 19 лет. Ребята возмужали, набрались игровой практики и, надеюсь, мастерства. В чемпионате Крыма последние два сезона мы были четвертыми, выигрывали зимнее первенство и Кубок города, неплохо выступили на неофициальном чемпионате мира среди строительных компаний (четвертое место).
— Что можете сказать о нынешнем уровне чемпионата Крыма?
— Конечно, его нельзя сравнить с аналогичным турниром, проводившимся во времена СССР. Тогда многие игроки, заканчивавшие карьеру в командах мастеров, переходили в коллективы физкультуры — "Титан", красноперекопский "Химик", симферопольский "Метеор", джанкойский "Авангард"… Сейчас в основном играют молодые ребята.
— Дорога в "Таврию" им заказана?
— Я думаю, что и в ИТВ, и в моей команде, и в ряде других есть неплохие игроки, которые бы могли раскрыться в "Таврии". Главное — дать им шанс. Другое дело, что никто из тренерского штаба "Таврии" не посещает матчи ни чемпионата Крыма, ни Симферополя, и даже не знает о существовании этих ребят. Или просто не хочет знать.
"Миллион мне не грозит…"
— С кем из игроков чемпионского состава "Таврии" поддерживаете отношения?
— С Шевченко, Опариным, Колесовым, Есиным (вчера только с ним встречались — он работает в тренерском штабе харьковского "Гелиоса").
— Почти 20 лет уже прошло с тех пор, как "Таврия" стала чемпионом Украины. Быстро время пролетело?
— Очень быстро. Помню, когда мне было 18 лет и я "умирал" от нагрузок на сборах, один из ветеранов "Таврии" сказал мне: "Ты даже заметить не успеешь, как футбольная карьера закончится, и даже о сборах будешь вспоминать с любовью". Так и получилось. Кажется, только вчера по "Дружбе" чемпионский круг совершили…
— О чем сейчас мечтает Игорь Волков?
— Чтобы работа была. Желательно, связанная с футболом.
— С кем из современных игроков хотели бы познакомиться?
— С Месси, наверное, как все (смеется). Очень классный игрок! Когда-то моими кумирами были футболисты "Таврии", которым я подавал мячи. Так получилось, что со многими из них мне даже удалось поиграть за родную команду — с Юрковским, Серебрянским, Науменко, Петровым… За что я благодарен судьбе.
— Какой вид спорта, помимо футбола, вам интересен как болельщику?
— Да практически все игровые — хоккей, баскетбол, гандбол. Зимой биатлон с удовольствием смотрю.
— Ваш самый любимый праздник?
— Новый год, конечно. Так получалось, что в бытность игрока я непременно проводил его в кругу семьи — это настоящее счастье.
— На что бы сейчас потратили миллион?
— Мне такие деньги не грозят (смеется). Помог бы стать на ноги дочери в первую очередь.
"Не понимаю, почему Блохин не вызывает Калиниченко…"
— Не за горами Евро-2012…
— Это большой праздник для всей Украины. Как он пройдет — уже другой вопрос. Вроде страна готовится. Дай Бог нашей сборной выступить удачно в этом турнире. Для начала, конечно, нужно выйти из группы, а там уже видно будет.
— Кто из игроков "Таврии", на ваш взгляд, достоин защищать честь страны на домашнем Евро?
— Назаренко и так в обойме. Очень хорошо выглядит Калиниченко, не понимаю, почему его Блохин не вызывает. Шиндер — хороший игрок, но до уровня сборной ему еще нужно дорасти.
Досье
Игорь ВОЛКОВ. Родился 13 марта 1965 года в Симферополе. Защитник. Выступал за команды: "Таврия" (1983 — 1986 и 1988 — 1997 гг.), "Титан" (Армянск), "Океан" (Керчь), СК "Николаев", "Сибиряк" (Братск, Россия). Рекордсмен "Таврии" по количеству проведенных матчей — 402 (из них в чемпионатах Украины — 153), забил за команду 22 мяча (17 — в чемпионатах Украины). Чемпион Украины 1992 года. Мастер спорта. Тренерская карьера: "Таврия", "Крымтеплица" (Молодежное), "Феникс-Ильичевец" (Калинино, Красногвардейский район) — ассистент главного тренера; "ЮИС-Сервис" (Симферополь) — главный тренер. Окончил Симферопольский госуниверситет (факультет физического воспитания и спорта). Женат. Воспитал дочь Марию.Пресс-служба СК "Таврия"
Фото Макса Наплёкова