Ставки на севастопольский «Лас-Вегас» сделали силовики?
Журналистам «КТ», рискнувшим разобраться, кто стоит за «крышеванием» игорного бизнеса в Севастополе, рекомендовали убираться из города, иначе «отобьют голову»...
«Выигрышный» бизнес
Небезызвестный указ о закрытии игорных клубов и переводе всех подобных заведений в специально отведенные «резервации» оказался не указом Севастополю. Город живет по своей бизнес-формуле, которая укладывается в три универсальных понятия: связи-деньги-криминал... И отнюдь не прячась от правоохранителей, Севастополь сегодня хорошо зарабатывает запрещенным игровым бизнесом, за которым, по информации из достоверных источников, стоят всем известные в городе влиятельные господа.
Администратор одного из действующих севастопольских игорных залов Андрей Машков (имя и фамилия изменены по желанию собеседника) рассказывает, что сегодня на территории города в открытую действуют около 250 игровых залов. Непонятно, каким образом правоохранителям удается игнорировать их «подпольное» существование, ведь эти заведения за тонированными стеклами работают у всех на виду.
Во время нашего разговора Андрей Машков нервно оглядывался по сторонам, опасаясь быть замеченным кем-то из знакомых, ведь в этом случае ни ему, ни его семье несдобровать.
Опасения нашего собеседника, по его словам, небезосновательны — противозаконный бизнес контролируют здесь именно органы правопорядка, которые, казалось бы, должны осуществлять противоположную политику.
По словам Андрея Машкова, игорный бизнес города вроде как «крышуют» силовые ведомства: Управление по борьбе с организованной преступностью, Отдел государственной службы по борьбе с экономической преступностью, прокуратура, налоговая служба и СБУ. Ну, еще бы! Ведь игорный бизнес – это «зверские» деньги, а деньги, как известно, любят серьезный подход «серьезных» людей.
Свой среди чужих, чужой среди своих
Особенность севастопольского игорного бизнеса в том, что «кураторы» в погонах не допускают к «денежному общаку» представителей местных органов власти – горгосадминистрации, что сильно удручало последних. Все попытки бывшего главы администрации Севастополя Валерия Саратова войти «в тему» и зацепить лакомый кусочек теневого бизнеса потерпели неудачу. И ведь, по правде сказать, его «душевный позыв» очень можно было понять. Судите сами...
Сегодня в севастопольском игорном бизнесе установлена неофициальная «такса». По сведениям из конфиденциальных источников, владельцы игровых залов «за покровительство» ежемесячно 15 числа отдают силовикам по 100-150 долларов с одного игрового автомата в зависимости от места расположения зала. В среднем в одном зале 25-30 автоматов.
«Они все в спайке, получают деньги, после чего сбрасывают в один котел — и потом идет дерибан. Куда расходятся деньги, этих тонкостей я не знаю», — говорит Андрей Машков.
И добавляет, что игровые залы держат как представители севастопольской бизнес-элиты, так и заезжие, преимущественно из других регионов Украины (Донецк, Днепропетровск, Киев), есть владельцы и с гражданством Российской Федерации.
Интересно, что в городе в разных районах массово закрываются аптеки, освобождая «проходные» места именно под залы игровых автоматов. К примеру, по сообщениям читателей городского форума sevastopol.info, на площади 50-летия СССР одна аптека закрылась, зато на месте аптечного киоска в кинотеатре «Россия» появился зал игровых автоматов «Спортбар». На остановке «Дмитрия Ульянова» тоже вместо фармацевтического учреждения за тонированными окнами окопался пресловутый «Спортбар».
«Из Севастополя сделали некий Лас-Вегас. В среднем с одного игорного зала владельцы в месяц имеют чистой выручки около 10 тысяч долларов», — говорит Андрей Машков.
Игра — наркотик. Азарт — игла
Никого не смущает, что в игровых залах просаживают деньги родителей несовершеннолетние, несмотря на надпись: «До 18 вход запрещен».
Помимо игровых залов, еще одна напасть Севастополя — огромное количество покерных клубов.
Примечательно, что не так давно севастопольские налоговики отрапортовали, что при осмотре одного из клубов было выявлено 20 электронных игровых автоматов с приемниками купюр, ориентировочной стоимостью 160 тыс. грн. По материалам налоговой милиции органы МВД возбудили уголовное дело по факту организации азартных игр. Однако, как выяснилось, борьба с игорными залами была показной и приурочена к приезду проверки из столицы.
Побывав в двух игровых залах, расположенных буквально в ста метрах друг от друга в самом центре Севастополя на улице Маяковского, мы стали свидетелями, как одна молодая пара на рулетке спустила около двух тысяч гривен. Мы попытались запечатлеть данный факт на фотокамеру, но охрана попросила нас покинуть заведение и, мягко говоря, «посоветовала» прекратить затею с расследованием: «Ребята, Севастополь — город бандитов, не лезьте. А то отобьют голову».
При этом он подчеркнул, что наш приезд в их город бесполезен, так как игорный бизнес находится под надежным покровительством «людей в погонах», и наши потуги докопаться до правды абсолютно тщетны.
Моя милиция меня бережет...
За официальными комментариями относительно игорных заведений города мы обратились к первому заместителю председателя ГНА в г. Севастополе Ярославу Зумскому, который сильно удивил нас заявлением, что данные вопросы не входят в его компетенцию, и порекомендовал обратиться в городскую милицию.
Начальник ОГСБЭП в Севастополе Станислав Шаптала заверил, что милиция проводит систематическую работу по выявлению подпольных игорных залов, а обвинения в «крышевании» безосновательны. Шаптала похвастался: мол, сегодня прекращена деятельность 18 подпольных игровых залов и возбуждено 18 уголовных дел по части первой статьи 203 УК Украины (занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности). Изъято более 200 игровых автоматов, 26 столов для игр в покер на сумму около полумиллиона гривен.
Станислав Шаптала:
«Работа по прекращению деятельности подпольных игорных залов будет проводиться и в дальнейшем».
Эдуард Третьяк, начальник УБОП Севастополя:
«Я, конечно, дико извиняюсь, но Управление по борьбе с организованной преступностью к игорным залам в плане функциональных требований не имеет никакого отношения. Это не наша компетенция. Мы ими не занимаемся. Мы занимаемся более серьезными вещами. Выявлениями организованных преступных групп, преступных организаций, выявлением взяточников, коррупции и т. д. Выявлением и документированием преступлений данного вида занимается ОГСБЭП. Ну, если у нас есть какая-то серьезная информация — у нас было выявлено, допустим, недавно подпольное казино с многомиллионными ставками, фишками и т. д. Т. е. мы получили эту информацию, нам стало интересно, мы поехали, отработали, возбудили уголовное дело, видеоролик прошелся по всем телеканалам. Милиция делает все шаги и борется с этим бичом. Мы об этом знаем, мы работаем. Я могу ответственно заявить, что через определенное время мы его поборем – не будет такого уровня. Насколько я знаю, сейчас идет широкомасштабная отработка города именно как раз по этим игровым автоматам. Я как член коллегии – я вхожу в состав коллегии УВД – я был одним из инициаторов этой отработки, потому что их количество действительно достигло определенного уровня апогея».
Когда мы уточнили, что в народе ходит версия, что все эти игорные залы, по сути, единая сеть, которая работает в одном режиме «откатов» правоохранителям, и потому эту сеть мы можем считать организованной группой или группировкой, начальник УБОП объяснил...
Эдуард Третьяк:
«В Управлении на самом деле очень много структур, и не только в управлении. Чтобы вы могли понимать – правоохранители не могут обеспечить беспрепятственную работу залам игровых автоматов. Почему? Потому что выявлять данные правонарушения могут не только правоохранители, могут налоговая милиция, налоговая инспекция, прокуратура, МЧС, санстанция, куча ведомств».
Другими словами, платить за «спокойный бизнес» нужно слишком многим... А это, по уверениям начальника УБОП, просто невозможно».
«КТ» поинтересовался, мол, но все-таки, хотя бы показательно, хоть одного правоохранителя поймали на взятке в Севастополе?
Эдуард Третьяк подтвердил наши подозрения:
«Да нет, конечно, не поймали! И мы не поймаем, потому что эта информация не соответствует действительности. Это просто технически невозможно...»
Самые «проходные места»
ул. Хрюкина, 7
ул. Набережная Корнилова, 9
ул. Адмирала Октябрьского, 3
Площадь Восставших, 8
ул. 40 лет Октября, 6
ул. Маяковского, 7
Площадь Захарова, 1
P.S. И это только сотая часть всех адресов игровых автоматов.
P.S. На момент выхода номера в печать в городе резко закрылось большое количество игорных клубов. Вполне возможно, на такой поворот событий повлияли журналисты «КТ», которые начали свое расследование чуть больше недели назад. Возможно, пока готовилась публикация, наши попытки взять комментарии у правоохранителей разных уровней наделали шуму...
Позволим себе предположить, что на ситуацию с игорным бизнесом в Севастополе повлияло и то, что в городе сменился прокурор, и, вероятно, он вмешался в ситуацию. Ведь его предшественник слишком долго смотрел на проблему сквозь пальцы...
Мила ШИПШИНОВИЧ, Виктор ЛЯЩЕНКО "Крымский ТелеграфЪ"
фото А.Худолей "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 148 от 16 сентября 2011 года