Автобусы предприятия «Леман-Транс», курсирующие между Симферополем и Ялтой, возможно, имеют существенные технические изъяны, но почему контролирующие органы — ГАИ, ГИАТ, Рескомитет по транспорту и связи Крыма — не реагируют на это, узнавал «КТ».
«Наказание» на привокзальной площади
Железнодорожный вокзал Симферополя кишмя кишит перевозчиками, и некоторые из них, несмотря на активность властей, не перестают устраивать вакханалии. Желание освободить привокзальную площадь от нелегальных перевозчиков и на их место поставить лицензированные автобусы, отправляющиеся по курортным маршрутам, явно терпит фиаско. Одних нелегалов сменили на других, только вместо местных «карпал» теперь на работу под башню на привокзальной площади выходят днепропетровские.
Не так давно глава Республиканского комитета по транспорту и связи Николай Черевков говорил о том, что для подъема предприятия «Крымтроллейбус» будет закуплено около 60 автобусов. Машины должны отправляться с троллейбусных площадок, а билеты на них — продаваться здесь же, в кассах «Крымтроллейбуса». Спустя время на привокзальной площади железнодорожного вокзала Симферополя и автовокзала в Ялте на троллейбусных местах появились автобусы, вот только в реальности все получилось иначе: машины, как предполагалось ранее, не были закуплены «Крымтроллейбусом» (возможно, у предприятия, которое считает каждую копейку, на дорогую покупку просто не хватило денег). А самый востребованный в летнее время маршрут Ялта — Симферополь вдруг неожиданно достался частному предприятию «Леман-Транс», за «спиной» которого стоит, как известно, Люман Усманов со своим криминальным прошлым. Совсем недавно Усманов был задержан сотрудниками милиции, в списке его обвинений — ряд преступлений, связанных с присвоением властных полномочий, вымогательством, изнасилованием (секретаря одного из крымских прокуроров). При задержании Усманов оказал сопротивление сотрудникам милиции и попытался скрыться. В итоге Усманов «ответил» за неподчинение правоохранителям и другие «тяжкие грехи» всего лишь сроком ареста в девять месяцев и … созданием нового предприятия на «золотоносном» маршруте под эгидой «Крымтроллейбуса». Завидное «наказание»!
«Брачные» узы автобуса и троллейбуса
При организации предприятия «Леман-Транс» его руководство заключило договор с перевозчиком из Днепропетровска, и таким образом получило 16 автобусов с логотипами Lotsman (называемых в народе «скотовозами» из-за неудобства для пассажиров), за рулем которых приезжие водители. «Скотовозы», рассчитанные только на городские перевозки, так как не имеют ни багажного отделения, ни аварийных выходов, ни кондиционеров, стали главным конкурентом предприятия «Крымтроллейбус», на благо которого вроде бы и привлекались. Следуя закону цыганского табора: «Кто первый встал — того и тапочки», новый перевозчик не ощущает недостатка в пассажирах. «Живой силы» здесь также не пожалели — для наполнения одного автобуса работает сразу четыре «посадчика», также называемых «зазывалами».
В комментарии «КТ» председатель Рескомитета по транспорту и связи Н. Черевков рассказал, что между предприятиями «Крымтроллейбус» и «Леман-Транс» заключен договор на аренду площадей, и что со стороны троллейбусников нареканий на конкуренцию не было — весь транспорт идет на Ялту загруженным.
Однако генеральный директор предприятия «Крымтроллейбус» Валерий Заикин не разделяет мнения председателя комитета. По словам Заикина, троллейбусы на Ялту загружаются всего лишь на 50-60 процентов из-за впереди стоящих днепропетровских автобусов.
Валерий Заикин, генеральный директор предприятия «Крымтроллейбус»:
«Единственное разделение — у нас билеты дешевле, чем у них. В этом они проигрывают нам, но выигрывают в том, что стоят первыми в очереди».
Так, проезд до Ялты в «скотовозке» «Леман-Транс» стоит 30 гривен, на троллейбусе — 12 гривен с копейками. Но последних, как понятно, и антикризисная цена не спасает.
Кстати, билеты на автобусы предприятия «Леман-Транс» не продаются в кассе «Крымтроллейбуса» на станции, как предполагалось Рескомтраспортом в случае введения дополнительных автобусов, а выбиваются через ручной кассовый аппарат по принципу: «один билет на весь салон». Как нам рассказал один из автоперевозчиков, работающих на симферопольском вокзале, вроде бы и договоры заключены на аренду касс между «Леман-Трансом» и «Крымтроллейбусом», по 50 гривен за квадратный метр, только арендованные площади почему-то бесхозно простаивают...
Один билет на «всех» — в стране не хватает бумаги
Николай Черевков выдвинул «КТ» свою версию относительно того, что билеты не продаются, как положено у нормальных, лицензированных перевозчиков, в кассах. Чиновник считает, что пассажир может не вернуться к машинам «Леман-Транса», если билеты будут продаваться в кассе «Крымтроллейбуса», слишком большая конкуренция на привокзальной площади. Вот и решили — обилечивать на месте. Однако заметим, что, во-первых, той самой законной выдачи билета «каждому в руки» не происходит, что ставит под сомнение страховку водителя и пассажиров, во-вторых, идти к троллейбусной кассе всего пару метров, по времени это занимает несколько секунд! К тому же кассы «Крымтроллейбуса» простаивают, очереди там нет! Если взглянуть на кассы предприятия «Крымавтотранс», то там и «хвоста» не видно из-за столпотворения — но народ-то стоит! Почему же тогда чиновников пугает тот факт, что у «Леман-Транса» может быть недостаток в пассажирах — этот вопрос хоть и остается открытым, но не самым главным.
Главная проблема в том, что на машинах «Леман-Транс» опасно передвигаться. Дело в том, что как нам стало известно, у днепропетровских машин марки Mercedes О345 для преодоления ялтинского серпантина нет тормоза, который называется «горным», или «добавочным»! А сами водители, напомним, «выписаны» из региона, где нет трасс, по своей сложности подобных южнобережной! Страшно подумать, что может произойти в случае отказа тормоза, когда неопытный водитель за рулем, а тут еще проходы и выходы забиты вещами, ведь багажного отсека нет... Давайте вспомним. Несколько лет назад водитель пассажирского автобуса из Павлограда не справился с управлением на ялтинской дороге — и в результате несколько смертей. Не так давно, снова приезжие, из Ростова-на-Дону, со своим водителем стали эпицентром аварии... И таких примеров множество. Добавляют приезжие Крыму имиджа? Разве что пополняют статистический раздел происшествий на сайте МЧС, куда с жуткой частотой попадают сводки о жертвах ялтинской дороги.
Дело еще в том, что крымские дороги отличаются одной неприятной особенностью — при первых каплях дождя дорожная пыль превращает шоссейное полотно в ледовый каток. И здесь не поможет никакой тормоз, даже если им будет корабельный якорь. Только опытный водитель сможет вывести машину и пассажиров из аварийной ситуации. Тот, который не один год ездит по нашим дорогам!
Но, несмотря на печальную статистику, глава комитета Черевков не видит проблем из-за того, что на дороги выходят неопытные водители. По его словам, сотрудники ГАИ провели с днепропетровцами словесный «инструктаж», а также будут контролировать их на перевале — всего этого достаточно для безопасности пассажиров. А что будет после перевала, где уже не будет «учителей»? Видимо, это никого не беспокоит — лекцию прочитали — и на дорогу — заколачивать «бабло»!
Также Черевков не стал отрицать, что готов ввести в Крым транспорт вместе с водителями и из других областей и даже стран. Кстати, у перевозчика — днепропетровского владельца «лоцманов» таких машин 400, и по слухам, все они могут перекочевать на полуостров с материка.
Николай Черевков, председатель Республиканского комитета АРК по транспорту и связи:
«Я сейчас мечтать не хочу. Но если (автобусы — Авт.) будут соответствовать комфорту, классу и пассажиро-вместимости — можно привезти из Германии, Греции, Китая (уже велись переговоры)...»
«Леман-Транс» без тормозов?!
О том, почему работа у предприятия «Леман-Транс» выстроена четко по старой отработанной схеме «нелегалов» — приезжих «приняли» с перрона, загрузили полный автобус и сразу поехали, не соблюдая график маршрута, мы поинтересовались у начальника теруправления Госинспекции на автомобильном транспорте (ГИАТ) Игоря Исаева:
«График у них есть. Может, просто они его не всегда соблюдают. Это нарушение. Сейчас создается группа по команде Валерия Николаевича (Кравца), и мы будем совместно с заказчиком это все контролировать. Заказчик будет проверять, а мы контролировать».
То, что предприятие «Леман-Транс» не выдает билеты каждому пассажиру, а машины не снабжены дополнительным тормозом, Исаев, как уверяет, не знал. По его словам, ГИАТ не проверяет потенциального перевозчика на наличие багажных отделений, кондиционеров, тормозов и прочих составляющих.
Игорь Исаев:
«Мы выдаем лицензию на вид деятельности, мы не знаем даже, когда субъект хозяйствования получает лицензию. Машины не проверяем — это не предусмотрено законодательством».
ГАИшники не могут говорить...
Министр аграрной политики и продовольствия Крыма Валерий Кравец, курирующий также транспортные вопросы, пока не стал говорить о наличии нарушений у предприятия «Леман-Транс», решил воздержаться до итоговых результатов проверки.
Валерий Кравец, министр аграрной политики и продовольствия АРК:
«На протяжении этой и следующей недели мы сделаем техническую проверку всех автобусов, специалисты ГИАТ и ГАИ дадут предписание предприятию «Леман-Транс», что они должны устранить. Багажное отделение чтобы было, чтобы были кондиционеры, и чтобы сюда выставили только те автобусы, которые соответствуют техническим нормам».
По словам министра, оптимизировать и упорядочить перевозку пассажиров в целом по Крыму планируется за три года, после чего нелегалы будут полностью истреблены. Ведь сейчас имеет право работать на привокзальной площади в качестве таксистов только предприятие «Легион 007», а на практике, кроме них, еще там трудятся какие-то «карпалы».
Последней инстанцией, куда мы обратились за разъяснениями по машинам «Леман-Транса»: насколько опасно их выпускать на междугородные маршруты, стало управление ГАИ. Однако начальник ГАИ Крыма Владимир Загинайло после озвученного нами вопроса сразу же ретировался. И без того не слишком умеющие связывать слова в предложения ГАИшники снова отличились. Ведь на этот раз их начальник оказался более чем краток.
Владимир Загинайло, начальник Управления ГАИ ГУ МВД Украины в Крыму:
«Я не знаю. Я не могу говорить. Все!»
После всего вышеизложенного остается вопрос: зачем «Крымтроллейбусу» создавать конкуренцию, если предприятие и так сидит в долговой яме банкротства, а также кто понесет ответственность, если на завитой в клубок дороге в Ялту неопытный водитель не справится с управлением? Впрочем, последний вопрос можно оставить без ответа, ведь потом от этого уже ничего не изменится.
Кстати, можно вспомнить события трехлетней давности, когда нелегалы «более законные» и «совсем неофициальные» устраивали на привокзальной площади бойню, вовлекая в скандалы приезжих. А ведь если одним можно, то и другим захочется... В Ялте перевозчики уже разбили стекла в машинах «Леман-Транса» из Днепропетровска, но ведь волна безумия может прокатиться по всему полуострову, и тогда конфликт уже будет сложно остановить, как ураган. Ведь что останется делать местным перевозчикам, когда у них и их детей забирают последний кусок хлеба прямо изо рта...
Кстати, во время пребывания на железнодорожном вокзале Симферополя проверяющих «высоких» чиновников на привокзальной площади не было ни одной машины предприятия «Леман-Транс». Глава Рескомтранспорта Николай Черевков пояснил это тем, что они все груженные и в дороге. Однако, по наблюдениям «КТ», в отсутствие чиновников не было ни минуты, чтобы автобусы «Леман-Транса» не грузились — один уезжает, а второй тут же подъезжает на остановку. А тут их не было больше часа! Довольно странно, согласитесь, если у предприятия полный порядок с бумагами, то зачем им прятаться в подворотнях?
Этой публикацией наше расследование только начинается — мы будем дальше еще с большим вниманием следить за предприятием «Леман-Транс», чтобы узнать результат проверки и донести его до жителей города и приезжих.
Антон ПАВЛОВ "Крымский ТелеграфЪ"
Фото А.Худолей "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 139 от 15 июля 2011 год