Бахчисарайский райсуд вынес удивительное постановление — виновный освобожден от ответственности по амнистии... пятилетней давности
На дорогах Крыма ежегодно гибнет огромное количество людей — кто за рулем автомобиля, кто под его колесами. Но вот «благодаря» усилиям правоохранителей, редко какое уголовное дело по ДТП попадает в судебные инстанции, разве что с помощью настойчивых родственников погибших. Да и суды почему-то очень и очень «жалеют» сроков наказания для виновников аварий: как сказала когда-то автор детективов Агата Кристи, «никого не волнуют муки жертвы, всем жаль убийцу, потому что «он молоденький». Так что ответственности за совершение преступления возможно избежать по разным, даже незначительным поводам. Как в нашей истории.
Виноват... шесть лет назад
Поздней июньской ночью 2005 года уроженец Бахчисарая гражданин Б., 1963 года рождения, находясь в состоянии приличного подпития (что впоследствии докажет экспертиза) за рулем своего авто, в районе поселка Куйбышево выехал на полосу встречного движения через сплошную разметку и врезался лоб в лоб в автомашину Ярослава Чернокожева. Позже будет признано, что помех технического характера для того, чтобы избежать аварии, у гражданина Б. не было.
В машине любителя выпить за рулем сработали подушки безопасности, в связи с чем он не слишком пострадал (в списке травм — перелом, несколько ссадин и кровоподтеков), а вот Лариса Чернокожева потеряла сына: через три часа он скончался в больнице от полученных телесных повреждений, не совместимых с жизнью (его эпикриз в уголовном деле занимает несколько страниц). В его авто находились еще трое пассажиров, получивших телесные повреждения разной степени тяжести.
Уже в больнице некие доброжелатели шептали Ларисе: мол, не связывайся, никогда он не сядет за убийство твоего сына — по слухам, является пенсионером правоохранительных органов. А еще женщину удивили слова, которыми встретили виновника ДТП сотрудники медучреждения — «ты опять к нам?» Кто-то из медработников рассказал ей, что пару месяцев назад сей гражданин якобы уже попадал в аварию, сбив на дороге восьмилетнего ребенка.
Рассказывали еще, что этот самый Б. за несколько минут до совершения столкновения в непотребно пьяном и полураздетом виде садился за руль своего автомобиля в поселке Куйбышево — кто-то из очевидцев даже произнес ему вслед: ну, куда он такой поехал, сейчас или его стукнут, или он. Накаркали...
Но гражданка Чернокожева, наверное, только и жила тем, что всеми путями старалась, чтобы виновник в смерти ее сына понес заслуженное наказание, для этого ей потребовалось практически шесть лет. По ее настоянию было проведено около десятка различных экспертиз, а сотрудники госавтоинспекции даже не смогли толком указать место столкновения, хотя выезжали на ДТП.
Долгое шестилетнее «расследование», наконец, привело к тому, что на свет появилось обвинительное заключение, в котором Б. был признан виновным согласно части 2 статьи 286 УК Украины — в нарушении правил безопасности дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение пострадавшему телесного повреждения средней тяжести, а также повлекшее смерть потерпевшего. Часть вторая предусматривает срок наказания – лишение свободы от трех до восьми лет.
В течение прошедших с момента передачи уголовного дела по факту ДТП в суд восьми заседаний гражданин Б. своей вины так и не признал, а вот в день последнего заседания, состоявшегося месяц назад, вдруг согласился — мол, да, виноват. Был. Шесть лет назад. А теперь и он, и его защитник посчитали, что дело против него подлежит прекращению, поскольку следует применить закон об амнистии от 23 июня еще 2005 года (год совершения аварии).
Двадцатилетний «малолетка»
И что вы себе думаете? Суд принимает решение и выносит удивительное постановление (цитируем): «уголовное дело прекратить на основании пункта 4 части 1 статьи 6 УПК Украины – вследствие акта амнистии». Этим же постановлением гражданина Б. освобождают от уголовной ответственности, отменяют подписку о невыезде, гражданские иски потерпевших оставляют без рассмотрения — мол, разбирайтесь с нанесенным вам моральным и материальным вредом в гражданском порядке. Вот и получается, что шестилетние разборки привели даже к отсутствию судимости у гражданина, убившего одного человека и покалечившего другого: он не наказан ни условно, ни с отсрочкой приговора, ни с испытательным сроком — вообще, получается, невиновен.
Но попробуем разобраться, на какие такие «смягчающие обстоятельства» опирался суд, вынося столь странное постановление, если у подсудимого было основное, отягчающее его вину: он управлял автомобилем в состоянии сильного алкогольного опьянения. Оказывается, суд вдруг «вспомнил», что в момент совершения ДТП гражданин Б. имел несовершеннолетнего, 14 лет, ребенка. А вот к моменту вынесения столь странного вердикта «малолетке» было уже полных 20 лет, и в «кормильце» он не так уж и нуждался.
Кроме того, согласно акту амнистии 2005 года, уголовное дело в отношении «кормильца» Б. могло быть прекращено уже на стадии следствия, но его не прекратили, доведя до суда. Значит, что-то все же помешало следователю принять такое решение, знал, что в данном случае амнистия неприменима? А вот об этом в суде — ни слова.
Кроме того, закон об амнистии был принят 31 мая 2005 года, а вот ДТП виновник совершил уже после — значит, эта амнистия к нему не имеет никакого отношения. К тому же в 2010 году, к моменту предъявления обвинения «автору» ДТП, вышел новый закон об амнистии, в котором она не распространяется на граждан, совершивших преступления как раз по части 2 статьи 286, да еще и в состоянии алкогольного опьянения — в чем и обвиняется гражданин Б.
Никто в судебном заседании не вспомнил о другом ребенке — двухлетней на тот момент дочери погибшего Ярослава Чернокожева, оставшейся в полном понимании без кормильца по сей день: сегодня ей всего восемь лет. И никто ей ущерб от потери отца не возместит, если только такое возможно...
Ядвига БОЛТОВСКАЯ "Крымский ТелеграфЪ"
фото архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 137 от 01 июля 2011 года