Разгон нелегалов мэрия спихивает на Совмин.
О том, какие неприятности могут коснуться жителей Ялты и Евпатории, и как «работают» сотрудники ГАИ на симферопольском железнодорожном вокзале, узнавал «КТ».
Дорога, дорога, ты знаешь так много...
На пресс-конференции глава Рес-комитета по транспорту и связи Крыма Николай Черевков отчитывался об итогах работы за первый месяц курортного сезона.
С порога Черевков успокоил журналистов: сезон в Крыму протекает неплохо. А после речь пошла на излюбленную тему всех украинских и российских чиновников: «дураки и дороги».
Глава Рескома напомнил азбучную истину: мол, без серьезных вливаний денежных средств состояние крымских дорог поднять на приличный уровень невозможно. И таких «вливаний», по его словам, причем только для обслуживания и содержания магистралей общегосударственного значения, нужно около 1,5 миллиарда гривен. Уже в этом году Крым готовится освоить более 600 миллионов гривен.
Симферопольцы — свидетели загадочного и неуловимого процесса, который разворачивается на их глазах. Столица Крыма практически не закрывает свой «карман», только и успевает принимать бюджетные деньги на ремонты дорог. Напомним, симферопольские власти не поскромничали — только ремонт проезжей части улиц города оценили в 500 миллионов гривен. Не столица, а просто «бездонная яма» какая-то... Яма во всех смыслах. Достаточно лицезреть тротуары города.
Есть ли сезон после оптимизации?
Еще одно «денежное» подспорье Крыму — грант Европейского банка реконструкции и развития. 201 миллион гривен должен обеспечить ремонт дороги Симферополь — Алушта — от Лозового до Перевального, а также шесть улавливающих тупиков и пешеходные переходы в районе Алушты.
Н. Черевков заявил, что после оптимизации транспортного движения, «жертвами» которой стали симферопольцы, оптимизация ждет и другие города. В первую очередь это будут Евпатория и Ялта. По его словам, прежде всего нужно будет уделить внимание автовокзалам и территории вокруг них.
Все мы свидетели, какую сумятицу в городскую жизнь внесла оптимизация транспортного движения в Симферополе. Маршруты, по которым курсировал внутригородской автотранспорт, менялись по нескольку раз в день, что не без ропота пережило население. Путь следования ранее привычных маршрутов напоминал путь поляков по болотам в сопровождении Ивана Сусанина. Как говорится, такого не пожелаешь и врагу, тем более курортным городам — Ялте и Евпатории. Главное, чтобы оптимизация в них не превратилась в дезориентацию и не повлияла негативно на приезжих отдыхающих.
Лучше надо работать троллейбусам и автобусам!
Глава рескома напомнил, что на пик курортного сезона в Крыму всегда приходится борьба с нелегалами. В межсезонье им работается проще, но в сезон открывается самая настоящая африканская охота на «львов». Например, железнодорожный вокзал Симферополя сегодня забит несколькими тысячами перевозчиков. Часть из них трудится по лицензиям, другие — нелегально. Этого факта не отрицают в Рескомитете по транспорту, ведь тема больная, ежесезонная. Справиться с ней местным властям не удается так же, собственно, как и с коррупцией.
Председатель Рескомитета по транспорту почему-то уверен, что рычаги управления в борьбе с такими нарушителями есть только у местных властей. А рескомитет ограничивается бесплатными советами...
Николай Черевков, председатель Республиканского комитета АРК по транспорту и связи:
«По городам, в том числе и по Симферополю, — это компетенция мэров городов и исполнительных комитетов. Но вместе с тем… мы непосредственным образом даем советы...»
После всего вышеизложенного мы можем напомнить Черевкову, что междугородные перевозки должны контролироваться Рескомитетом по транспорту и связи, а «советы» раздают бесплатно и на базарах.
Председатель уверяет, что неоднократно беседовал с представителями мэрии Симферополя — начальником управления транспорта и связи гор-исполкома Нариманом Мусаевым и заместителем городского головы Игорем Скуцким, рекомендуя им поступать достаточно жестко как с нелегалами, так и в целом с недобросовестными перевозчиками. Может, их прилюдно пороть на площади — если все так запущено?!
«КТ» расспросил Наримана Мусаева о том, что сейчас происходит на главных «воротах» Крыма — железнодорожном вокзале Симферополя. Мы рискнули уточнить, что же делается властями города для того, чтобы убрать с привокзальной площади заполонивших ее нелегальных перевозчиков. Но господин Мусаев профессионально «перевел стрелки» в обратном направлении.
Нариман Мусаев, начальник управления транспорта и связи горисполкома Симферополя:
«По поводу работы нелегальных автобусов на привокзальной площади. Во-первых, это больше работа Совмина совместно с Государственной инспекцией на автомобильном транспорте и с ГАИ».
По его словам, нелегальных перевозчиков практически уже и не встретишь на вокзале, а чтобы полностью избавиться от них, господин Мусаев рекомендует предприятиям «Крымтроллейбус» и «Крымавтотранс» пустить на маршруты побольше транспорта и таким образом выжить и даже выжать «нелегалов» с крымских дорог. Вот он, творческий подход чиновника!
Также начальник управления транспорта Симферополя ответственно заявил, что на привокзальной площади не прекращается активная борьба с нелегальными таксистами. Для этого там даже размещены диспетчерские пункты, куда может обратиться каждый, кто желает покинуть вокзал на легальном такси. Эти диспетчерские заключили договоры с предприятиями, которые имеют лицензии по предоставлению услуг такси. При каждой поездке через диспетчерские службы пассажирам выдается талон, на котором указаны данные водителя, марка машины и «горячие» телефоны для экстренных обращений в случае некачественной услуги.
По словам начальника городского управления транспорта Мусаева, туристам, чтобы их не хватил сердечный удар от цен, предлагаемых таксистами-частниками, диспетчерская служба предложит свои фиксированные цены на услуги — от пяти гривен за километр (экономкласс) до девяти гривен за километр (элит).
То, что на перроне все еще есть нелегальные таксисты, Мусаев не стал отрицать.
Кстати, журналисты воочию убедились, что на территории вокзала масса «неидентифицированных» частных машин продолжает чувствовать себя довольно уверенно. Легковой автомобиль «красовался» даже на стоянке междугородных автобусов. Сотрудник ГАИ, которого мы попросили прокомментировать эту неожиданную диспозицию, пояснил, что машина якобы служебная, а вот чья, правда, не уточнил. Что делали еще несколько автомобилей на привокзальной площади, тот же сотрудник ГАИ отказался рассказывать, бросив фразу: «Спросите у них сами», — и отвернулся от нас.
Безучастный вид гаишников в этом злачном месте наводит на определенные выводы. Может, вместо наведения порядка на вокзале гаишники просто отслеживают потенциальных «отстегивателей»? (Знак вопроса здесь, как понимает читатель, — исключительно для приличия...) Ведь проверить документы, чтобы выяснить, есть у водителя разрешение на осуществление той или иной перевозки — это минутное дело. Тем более, что проверка лицензионных карточек на транспортное средство — это в их компетенции. Но «плохое зрение» сотрудников ГАИ здесь, видимо, хорошо оплачивается...
А вообще, как утверждают легальные автоперевозчики, вся проблема на привокзальной площади — только из-за долгосрочного отстоя транспорта до отправления в рейс. Причина — в непрофессионализме при составлении графиков маршрутов, кстати, ответственный за это — Рескомитет по транспорту и связи.
По неофициальным данным, «нелегалов-карпал» насчитывается на привокзальной площади более тысячи человек. Кстати, их легко определить по внешности — это очень загорелые лица, как правило, выглядят довольно неопрятно — одежда испачкана, небритые, нестриженые и нечесаные... Среди них встречаются «уникумы», которые не только не имеют паспорта гражданина Украины, но даже и водительских прав. При этом они умудряются лихо развозить приезжающих туристов по крымским городам. Интересно, в какую сторону смотрит в это время Госавтоинспекция?
Как рассказывают очевидцы, по прибытии поездов на станцию Симферополь масса нелегалов, как из нор, выходит на привокзальную площадь. Покинув «места отсидки», они, как саранча, набрасываются на пассажиров: одним, кто отказывается ехать, хамят и грубят, а других хватают за руки, выхватывают багаж и бегом несутся с ним к своим машинам. Приезжему ничего не остается как последовать за уносящимся с их вещами «таксистом». Есть еще один интересный «подход» у «нелегалов» к туристам — при их заманивании «карпалы» используют так называемый метод «по 25». То есть они называют цену поездки, но при этом не уточняют, в какой валюте. В ходе поездки они говорят, что это сумма в американских долларах.
А еще, как ни тривиально это звучит, нелегалы «распродают» туристов между собой. Поясним: посредник предлагает приезжему доехать до нужного места на иномарке последней модели, с ценой договорились. Однако после того, как пассажир расплатился и посредник ушел, модное авто вдруг ломается. Водитель извиняется и пересаживает своих пассажиров в другую машину классом ниже, но и эта машина, только покинув территорию вокзала, вдруг неожиданно ломается. В общем, гостей столицы везут по баснословным тарифам на обычном «жигуленке», а посредник и все водители авто, салоны которых покинул пассажир, «развели» клиента каждый минимум на 100 гривен. И подобных «схем» у нелегалов имеется в запасе немало, подобрать «ключик» они вполне могут к каждому пассажиру. И такие фривольности остаются безнаказанными.
Смешным и в то же время печальным остается тот факт, что сотрудники Госавтоинспекции в течение дня предпочитают только следить за шлагбаумом, вместо того, чтобы патрулировать территорию вокзала. Видимо, они опасаются, что прибыльное «место работы» — шлагбаум — украдут .
Антон ПАВЛОВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 137 от 01 июля 2011 года