Уголовного дела, которым три года подряд пугали семью жительницы Симферополя, как оказалось, не было вообще.
Широко известные истории о том, что правоохранители умудряются возбуждать уголовные дела на пустом месте и не возбуждать, когда к тому (к возбуждению) имеются все законные основания, как оказалось, рождаются вовсе не по слухам, а на основании фактов. То доблестные милиционеры находят, как правило, ранее судимого «козла отпущения», на которого пытаются повесить все «глухари» отдела за год, то откровенно отфутболивают заявителя, собравшего вместо них всевозможные вещественные доказательства на преступника, вплоть до видеофиксации совершенного преступления.
Ну, неохота работать честно или работать вообще. Но казус, о котором мы вам расскажем, в нашей журналистской практике еще не встречался — около трех лет милиционеры расследовали дело, которого... нет.
Уголовный «терроризм»
Это было удивительное уголовное дело. Якобы возбуждено оно было еще в 2008 году по статье 195 УК Украины «Угроза уничтожения имущества» практически на пустом месте — это был конфликт между соседями, проживающими в одном дворе двухэтажного двухподъездного дома. Но поскольку «объект» этого надуманного дела была женщина без особых сбережений, а «субъект», то есть сосед — гражданин иностранец с немалыми, судя по всему, накоплениями, уголовное дело в отношении «виновницы» таки приняли к расследованию.
Напомним, что упомянутая статья УК максимальным наказанием предусматривает либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до шести месяцев, а вот гражданку И. и ее сына некто следователь Сейдалиев из Киевского РОВД Симферополя допрашивал по «данному факту» на протяжении двух лет — то есть даже свыше срока максимального наказания. Мало того, следователь взялся за «расследование» настолько рьяно, что вызывал «виновницу» на допросы даже не повестками, а звонками на номер ее мобильного, что, в общем-то, законом не предусмотрено. Конечно, вполне возможно, гражданин Сейдалиев не знал, как именно заполнять этот документ, а может, боялся оставить какие- либо документальные свидетельства ведущихся «следственных действий».
Правда, «авторство» явного заказчика этого дела доблестному правоохранителю скрыть не удалось, хотя он не слишком и пытался: год назад не постеснялся даже в присутствии адвоката заявить женщине: «Если продадите квартиру вашему соседу, то это уголовное дело мы положим в архив». А вот сосед и вовсе стал утверждать, что он заберет ее жилье в счет возмещения нанесенного ему мифического морального и материального ущерба. Правда, на запрос адвоката о судьбе уголовного дела в отношении гражданки И. из республиканской прокуратуры ответили на языке казуистики: «Оснований для предъявления обвинения на данный момент нет. Следствие продолжается».
И оно продолжалось по непонятным простому обывателю причинам.
Мало того, когда гражданка попыталась найти защиту от соседа в лице одного из депутатов, тот обратился с запросом в прокуратуру города, где один знакомый ему посоветовал: мол, оставь в покое эту даму — в отношении нее на днях «выстрелит» уголовное дело, зачем это тебе?
Впрочем, уголовное дело «по угрозе имуществу» так и не «выстрелило» ни «на днях», ни позже — зампрокурора Крыма провел его проверку, после чего пришел к выводу, что законных оснований для его возбуждения не было, в связи с чем это дело было прекращено. По крайней мере, так ему заявили подчиненные. А вот «объекту» дела, гражданке И. никто — ни следователь Сейдалиев, ни его начальство из Киевского РОВД так и не удосужились сообщить о прекращении возбужденного в отношении нее дела. Ни сразу после принятия такого решения, ни год спустя.
Дело, которого нет...
Однако конфликт между соседями продолжается и по сей день, и все считали, что уже без привлечения «тяжелой артиллерии» в виде уголовного преследования. Несколько дней назад очередная комиссия посетила с проверкой двор, в котором живут упомянутые нами соседи — когда чиновники и депутаты разбирались в претензиях, сосед гражданки И. вдруг стал демонстрировать членам комиссии... материалы уголовного (и уже почти забытого) дела, которые, напомним,
составляют тайну следствия и появиться у него в руках законным порядком просто не могли. Сотрудники Киевского РОВД, также входящие в состав проверяющих, решили уточнить судьбу многострадального дела, для чего позвонили в отдел — кто отвечал на их вопрос, господин ли Сейдалиев или еще какой работник следствия, осталось тайной, а вот информация тут же была обнародована: уголовное дело не то чтобы совсем уж прекращено, а так, приостановлено. Причем вопреки мнению заместителя прокурора Крыма.
Тем не менее гражданка И., «назначенная» фигурантом не совершенного уголовного преступления, все же решилась официально поинтересоваться, так обвиняют ли ее в чем-то или перед законом она чиста? Написала запрос о судьбе уголовного преследования в отношении нее: так что с делом, прекращено оно или приостановлено?
Ответ, который она получила, просто поверг ее в шок: в справке черным по белому было написано, что уголовное дело в отношении гражданки И. Киевским райотделом никогда не возбуждалось и не расследовалось(?)! Так чем же тогда занимался все эти годы следователь Сейдалиев, какие материалы хранила папка с номером дела вообще? И куда делись все протоколы допросов «виновницы»?
Дела, которые могут быть
Если следовать букве закона, то можно найти немало оснований для возбуждения уже других уголовных дел: в отношении соседа гражданки — по статье 383 УК, которая за заведомо ложное сообщение о совершении преступления наказывает вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. А вот следователю можно вменить целый «букет» уголовных статей на выбор прокуратуры: по статье 372 УК за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (от 5-ти до 10-ти лет лишения свободы), по статье 373 — за принуждение давать показания (от 3-х до 8-ми лет).
Кроме того, есть и две уголовные статьи «на выбор», которыми можно квалифицировать действия следователя Сейдалиева — за незаконное возбуждение уголовного дела он может ответить перед законом по статье 366 УК за служебный подлог (от штрафа до 3-х лет лишения свободы). А вот за таинственное исчезновение дела (которое, впрочем, то ли было, то ли не было) — по статье 367 — за служебную халатность на тот же срок лишения свободы.
Будет ли и за что наказан виновник почти трехлетнего уголовного террора — выбирать прокурору.
Ванда ЯЗВИЦКАЯ "Крымский ТелеграфЪ"
фото архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "Крымский ТелеграфЪ" № 134 от 10 июня 2011 года