Новости Крыма

Престиж упал вместе с краном

07.06.2011, 20:12 Просмотров: 1376
Престиж упал вместе с краном
Пока в Японии догорает Фукусима, у нас тоже без происшествий не обходится. Конечно, они не столь масштабны, но не менее трагичны... Что стало причиной аварии на судостроительном заводе «Море», выяснял «КТ»
Наконец феодосийская строительная компания «Море» встала с колен финансового кризиса. Пошли заказы из разных стран мира, люди вновь стали получать зарплату, которую им задолжали за несколько лет, и тут — бац! Именно «Бац!» ознаменовал падение кран-балки в цеху завода. Пока о причинах происшедшего не говорят — ссылаются на официальную версию, которая якобы уже выложена в интернете. Нам ее пока найти не удалось...

Коль официального не дали — мы все же сами все нашли
Согласно заявлениям 27 мая в цеху с 35-метровой высоты сорвался кран-балка и упал на корпус транспортируемого корабля. В результате происшествия погибло два человека. Еще двое были ранены. Смерть настигла женщину, оператора крана, и рабочего, которому оторвавшимся кабелем раскроило череп. Это трагедия не только для людей, но и для руководства завода: КВП «Зубр», на который упал кран, строился по контракту для Поднебесной.

Пока силовые структуры ведут расследование, мы собирали версии. Конечно, слухов и предположений по всему Восточному побережью более чем достаточно. Мы возьмем самые правдоподобные.
Для начала мы попытались пообщаться с руководством завода. Но руководство нас видеть не захотело. На территорию предприятия нас не пустили, а отослали в спецбудку для переговоров журналистов с приемной председателя правления по телефону. Самого Виталия Кривенко к телефону даже не пригласили. Несколько грубоватый женский голос ответил: «Если вы хотите узнать официальную версию — она выложена на сайте Интерфакс». А теперь для тех, кто в бронированном «Зубре»: ничего там не выложено, и вообще в интернете по этому поводу только статьи о самом происшествии и никаких официальных заявлений, только информация о том, что Прокуратура АРК возбудила уголовное дело.
Зато на славу постарались работники завода: один из них сумел снять видео на мобильный телефон. Качество, конечно, не очень, но суть происходящего — очевидна.
Теперь конкретно по версиям. Согласно основной версии, которая распространена в Феодосии, — у одной из кран-балок отказали тормоза. С одной стороны, это возможно, ведь тогда единоразовая нагрузка будет перемещена последовательно на переднюю кран-балку, которая держала корму корабля, а потом на заднюю, которая удерживала нос. По закону сохранения импульса корабль сначала дернуло вперед, что и кинуло бы всю нагрузку на заднюю кран-балку. Результат — направленная сила сорвала бы кран-балку с рельсов. В этом случае есть одно «но» и довольно большое.
Денис, работник одного из крупных заводов Симферополя:
«Если брать эту версию как основную, мы сталкиваемся с тем, что кран-балка рассчитана на мгновенное воздействие силы. Смотрите, если кран-балка имеет максимальную грузоподъемность в 100 тонн, то ею поднимают груз до 70 тонн. Это делается для того, чтобы износ металла был меньше».
Эта версия имеет право на жизнь, ведь две кран-балки ФСК «Море» тащили на себе 95 тонн груза, учитывая, что их грузоподъемность по 50 тонн. Риск. Но тут остается еще один момент: в подобных устройствах идет учет мгновенной нагрузки, в десятки раз превышающей максимальную.
Старость металла — смерть для людей
Другая версия бросит тень на руководство завода. Тут мы имеем дело с обыкновенным старением металла. Этим кран-балкам уже лет и лет. Каждый год они проходят проверку, а примерно раз в 25 лет — капремонт и основательное тестирование с подключением специалистов. Вот тут и могли «сделать скидку»: такой кран стоит огромных денег, а у завода с начала 2000-х это только второй крупный контракт. Поэтому, чтобы не загубить предприятие, проверка просто закрыла глаза на возраст и состояние крана — и вот результат. Ведь каждый день на металл, как раз в области колес, где, как видно на видеофайле, и случился обрыв, действует огромная сила. Поэтому металл в тех местах, где идет максимальное напряжение, уже давно был испещрен микротрещинами.
И последняя версия: промышленный шпионаж. Согласно определенным данным, некоторые из работников главного конкурента «Моря» — «Алмаза» переехали из Питера в Крым. Впоследствии они устроились на наш крымский завод, где и «помогли» упасть кран-балке вместе с престижем нашего кораблестроения. Тем более смущает тот факт, что как раз в момент падения крана кто-то снимал транспортировку «Зубра», хотя это делать строжайше запрещено. Завод все-таки стратегический. Не знаем, как давно (может, ввиду последних событий) на проходной появилась табличка «Съемка фото и видео на территории завода — ЗАПРЕЩЕНА! В том числе и на мобильные телефоны». Но, как говорится, поздно пить «Боржоми»…
Александр Бартенев, мэр Феодосии:
«Сейчас там разбирается комиссия. Есть проблема, мы этого не скрываем. Но это международный контракт, и рисковать не стоит. Тем более что завод только недавно смог начать полноценно работать. С него до этого украли все что могли. Самая большая трагедия для нас — смерть людей, мы сделаем все, что в наших силах, поможем семьям погибших. Я приехал после аварии и проверил все документы. Я знаю завод как свои пять пальцев — я там некогда работал».
В первую очередь после этой трагедии стоит задуматься не о престиже завода, а скорее о безопасности людей, которые остались живы. Проверку «купишь за поляну», а человека — не вернешь.

Сергей СВЕТЛОВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото А.Худолей, архив "Крымский ТелеграфЪ"

материал опубликован в "КТ" № 133 от 03 июня 2011 года
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 222324
252627