Министерством внутренних дел определены приоритетные и первоочередные направления служебной деятельности органов внутренних дел, направленные на неукоснительное обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина, уважение чести и достоинства каждого человека, формирование у населения уверенности в возможности милиции исполнять возложенные на нее задания, обеспечение законности в деятельности ОВД, предупреждение фактов противоправных действий со стороны сотрудников милиции.
1 июня 2011 года заместитель начальника Штаба Главного управления МВД Украины в АР Крым полковник милиции Юрий Резниченко провел брифинг о мероприятиях, проводимых милицией, по обеспечению полноты учета и регистрации преступлений, а также о порядке обжалования неправомерных действий сотрудников милиции.
Юрий Резниченко отметил, что несвоевременное информирование потерпевших о принятых мерах, направленных на поиск и привлечение к ответственности правонарушителей, нереагирование на обращение граждан, отказ в принятии заявления о преступлении, порождают скептическое отношение общественности в возможности милиции противостоять преступности.
Зачастую, обращаясь в органы милиции, граждане остаются неудовлетворенными реагированием сотрудников на их заявления, а также принятыми по ним решениям. Однако в немалой мере качество реагирования и результат рассмотрения заявления напрямую зависит от действий заявителя.
Следует помнить, что не всякое заявление входит в компетенцию органов внутренних дел. Сотрудники милиции обязаны рассматривать заявления, которые прямо или косвенно подпадают под действие Уголовного кодекса, т.е. о преступлениях.
Каков же порядок принятия и рассмотрения заявлений?
Во-первых, заявление должно быть подано в территориальный орган по месту совершения преступления или правонарушения. Если место преступления неизвестно, заявление подается в горрайорган милиции по месту обнаружения преступления. Вместе с тем, вы имеете право обратиться с заявлением в любое отделение милиции. Подача заявления не по месту совершения преступления не может служить отказом в его приеме. Однако, обращение в милицию не по месту совершения преступления, может значительно затянуть срок рассмотрения вашего заявления, а также снизить качество проводимой проверки.
Заявление можно подать при личном обращении в милицию, по телефону, по почте. В любом из перечисленных случаев заявление должно быть зарегистрировано в установленном порядке и организовано проведение проверки.
Если вы лично обратились в подразделение милиции, сотрудник, принявший от вас заявление, обязан выдать талон-сообщение о принятии заявления, в котором указать сведения о себе (Ф.И.О., звание, должность), регистрационный номер заявления, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дату принятия заявления и подписаться.
При подаче заявления об имущественных преступлениях в обязательном порядке необходимо указать сумму причиненного ущерба. Стоимость похищенного устанавливается самим потерпевшим. Даже если в момент подачи заявления вы не помните фактическую стоимость или не знаете полный перечень похищенного, этот пробел всегда можно дополнить в процессе расследования. Достаточно указать примерную сумму ущерба. На сегодняшний день для возбуждения уголовного дела достаточным ущербом является 87 гривен.
Ни в коем случае нельзя поддаваться на уговоры нерадивых сотрудников, что ваше имущество никто не будет искать, что есть более серьезные преступления и т.д. Сотруднику, который не отвечает за конкретную линию работы, никогда не поручат рассматривать не соответствующее его полномочиям заявление.
Неизменным остается срок рассмотрения заявления о преступлении - десять суток, по истечении которого вам обязаны направить письменный мотивированный ответ о принятом решении с указанием законодательных норм. Принятое решение может быть обжаловано в течение семи дней с момента получения ответа в органах прокуратуры или суда.
Если вы остались недовольны действиями сотрудников милиции, либо столкнулись с нарушениями, об этом вы можете сообщить по телефону доверия Главного управления: 0652-556-600 или телефону доверия Симферопольского городского управления: 0652-27-55-19.