Какая участь уготована мелким украинским перевозчикам, и по какой цене будут билеты на автобусы, узнавал «КТ».
Вырождение слабых
Ужесточая контроль за нелегальными перевозками пассажиров, автономия решила параллельно усилить внимание и за легальными. Крым в соборности с другими областями страны планирует укрупнить автотранспортные предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками.
Как считают на киевском уровне, работа мелких перевозчиков не является эффективной, поэтому перед государством стоит задача создать в законодательном поле выгодные условия для укрупнения таких автоперевозчиков, их объединения. Процесс рождения крупных перевозчиков на полуострове вместо мелких разъяснил «КТ» председатель Ассоциации автомобильных перевозчиков в Крыму Николай Дискин:
«Идет работа по созданию таких условий, при которых мелкие автоперевозчики просто разорятся, они просто не получат маршруты на конкурсе... с рынка транспортных услуг выдавят этого мелкого перевозчика через конкурсный комитет. То есть там в балльной системе заложена такая шкала оценки, которая не позволит мелкому перевозчику победить крупного. Через некоторое время получится так, что на рынке останутся только крупные автоперевозчики».
Со слов Николая Дискина, вроде и хорошо, что перевозчики останутся только крупные, как было уже несколько лет назад. Тогда работающие в пределах страны предприятия знали наперечет, а сейчас даже он затрудняется назвать точное число предприятий-перевозчиков по Крыму, так как оно все время меняется. Ведь при таком возвращенном принципе работы легче будет регулировать и контролировать перемещение пассажирского транспорта. Но вот отрицательных моментов и здесь не избежать. Не исключено, что после укрупнения предприятий сельским жителям сложнее будет добираться домой, вообще пользоваться этим транспортом.
Николай Дискин:
«Например, есть село Дмитровка в 25-ти километрах от поселка Советский в сторону Сиваша, и вот в этом селе живет перевозчик Киселев Виктор. Он живет там, у него есть автобусы, и он обеспечивает потребности населения в поездках по маршруту Дмитровка — Советский и даже отправляет автобусы на Симферополь. Теперь представьте себе на минуточку, укрупнили всех перевозчиков... И теперь для того, чтобы вывезти утром людей из Дмитровки в Советский, машину за 25 километров нужно посылать ночью. Зачем, когда есть «маленький автоперевозчик» типа Киселева, который эту проблему решает на месте? Нелогично в этом случае добиваться того, чтобы только крупные были перевозчики. Я считаю, что для того, чтобы полностью обеспечить транспортными услугами население, нам необходимы и мелкие, и крупные автоперевозчики. … По моему убеждению, мелких перевозчиков ликвидировать нельзя, особенно в сельской местности, потому что крупный перевозчик просто будет срывать эти рейсы, это будет проблема, потому что экономически невыгодно делать такие холостые пробеги».
Свободный выбор под законодательным прессом
Со своей стороны, председатель Республиканского комитета по транспорту и связи Николай Черевков подтвердил, что процесс превращения мелких автопредприятий в более крупные будет стимулироваться истечением срока лицензии на право перевозки пассажиров. То есть у мелких перевозчиков у одного за другим постепенно станет заканчиваться действие разрешения на перевозку пассажиров, и тогда освободившиеся маршруты выставят на конкурс, где и будет окончательно решена судьба мелкого предприятия. Маршруты в первую очередь достанутся крупным перевозчикам, а мелкие смогут довольствоваться только невостребованными. Как уточнил чиновник, сейчас в автономии работает 181 автоперевозчик, за два - три года их планируют сократить до 20-25.
Что касается ситуации, когда человек живет в дальнем селе и может благодаря этому осуществлять ранние и поздние перевозки, Черевков считает, что здесь нужно проводить тщательный анализ. Ведь если речь идет о несоблюдении законодательства, то и задумываться: оставить либо нет такого предпринимателя — не стоит.
Николай Черевков, председатель Республиканского комитета по транспорту и связи АРК:
«По закону перевозчик должен проходить медицинский, технический осмотр утром и вечером, то есть иметь базу собственную или у кого-нибудь арендовать и ставить автомобиль не у себя под двором или во дворе, а на охраняемой территории. Если перевозчик, который живет далеко, привез последнего пассажира, автобус поставил возле дома, то он уже грубо нарушает лицензионные условия, и Главная государственная инспекция, узнав о том, что у него внегаражное хранение, может провести проверку и лишить этого человека лицензии на перевозки. С такими перевозчиками мы и боремся. Поставив возле забора машину, перевозчик рискует, что кто-то гайку открутит, есть люди, которые и подрывают...»
Плата за прогресс и удобства
Но не только изменения в обслуживающем персонале ждут украинских пассажиров, на очереди также разнобой цен на билеты.
Как рассказал глава Рескомтранспорта и связи Николай Черевков, для всех перевозчиков планируется установить единый уровень рентабельности (10-20%), который будет существенно влиять на стоимость билета на проезд, так как с учетом рентабельности и будет рассчитана стоимость поездки. По его словам, таким образом власти смогут сдерживать рвущиеся вверх тарифы и регулировать стоимость поездки. Более подробно этот вопрос планируется рассмотреть 9 июня в Киеве, где состоится всеукраинское совещание по рассмотрению проблемных вопросов развития транспортной и автомобильной отрасли.
Председатель объединения крымских перевозчиков Николай Дискин уточнил, что в Совете министров Крыма уже неоднократно рассматривался вопрос о расчете стоимости проезда по уровню рентабельности, и в итоге мнения сошлись на 15-ти процентах. То, что такая рентабельность необходима, у крымских перевозчиков нет сомнений.
Николай Дискин:
«Тут включается рыночный механизм, и выбор у пассажира остается — сесть в машину с климат-контролем или в простой автобус. Если сядешь в более дорогой автобус, то больше платишь. Сегодня получается так, что «Мерседес» подойдет на платформу, что «Богдан» или какой-нибудь «Икарус» старый, а билет стоит одинаково на все машины. Правильно ли это? Конечно, неправильно, потому что «Мерседес» стоит сотни тысяч долларов и естественно его и содержать дороже, почему билет должен одинаково стоить… Есть даже в самолете эконом-класс, бизнес-класс... По моему убеждению, тариф вполне может быть дифференцированным».
К слову, в Симферополе в 90-х проезд в автобусах КАВЗ, прозываемых в народе «катафалками», стоил дешевле, чем в машинах других производителей. Так, если цена на все маршрутки была 1,50 гривны, то на КАВЗы — 1,25. Все объяснялось очень просто: дело в том, что вместимость последних была больше остальных и они были менее комфортабельны.
Антон ПАВЛОВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото К.Михальчевский
материал опубликован в "КТ" " 132 от 27.мая 2011 года