На Симферопольском водохранилище разразилась... битва за икру
На прошлой неделе рыбаки заступились за рыбу Симферопольского водохранилища. Как назло время рыбного нереста выпало на майскую непогоду и настоящую холодную войну рыболовных организаций с чиновниками.
Нерестовый поход
На водохранилище, которое симферопольцы ласково называют «симболотом», сегодня аншлаг. Его оккупировали десятки наших сограждан с удочками. Фанатам рыбалки в этом году впервые с далекого 1956 года позволили рыбачить во время рыбного нереста. Понятное дело, народ взбодрился, хотя за это удовольствие рыбаки раскошеливаются на 20 гривен с носа, но только те, кто не обзавелся членским билетом рыболова КРООР (Крымского республиканского общества охотников и рыболовов). Напомним, водохранилище с 56-го года было передано облисполкомом и рыбохраной в пользование этому Обществу.
Виктор Хоркив, зампредседателя КРООР:
«С 18 февраля мы сделали на водохранилище режим КРХ. То есть режим культурно-рыбоводного хозяйства. Он был согласован с экологами и рыбохраной. Все согласно правилам любительского спортивного рыболовства и соответствующему Закону Украины «О спортивном рыболовстве». Этот режим делается на основании научно-биологического обоснования. Нам его делал керченский институт ЮгНИРО. Согласно ему в этом году в нерестовый период нами согласована рыбалка с рыб-охраной».
Так что сейчас ловить можно, но только на одну удочку с одним крючком. Правда, в карточке отлова все же указана максимальная масса вылова — 5кг. Как говорят рыбаки, рыбы в нашем симболоте предостаточно: тарань, карась, карп, лещ, подлещик, синец, усач. Белый амур, толстолоб – само собой разумеется. Есть даже такая речная рыба, как голавль (его еще называют лобан), который водится только в горных речках.
Однако идеалистической картинки с рыбаками на природе у нас так и не получилось... Салгирское управление водного хозяйства не посмотрело на нерест и начало «травить» воду. По информации КРООР, управление взялось спускать воду из водохранки. И за два дня его уровень упал почти на полметра, но это только по обшей высоте. У берега таким образом вода сошла почти на 2,5 метра. Напомним, что из-за холодной майской погоды рыба ринулась нереститься на мелководье – туда, где глубина воды максимум 5-10 сантиметров и где она смогла хоть как-то прогреться. Понятно, активный спуск воды поставил под вопрос существование рыбы на водохранке и возможность рыбачить здесь в будущем.
Виктор Хоркив:
«Мы кричим караул! Потому что рыба отнерестилась, а воду сейчас убирают. Икра, конечно, погибнет. Но у нас есть плотина, на которой «сидит» начальник Салгирского управления — Владимир Панютин. Он говорит, что спускает воду в «пределах нормы». Набрал в водохранилище очень много и начинает ее «травить». Но ведь можно просто набрать определенный уровень и больше не набирать, чтобы держаться на этом уровне. По этому поводу Панютину было направлено три письма-предписания от экологов, в том числе из Киева».
Входит... и выходит
Сам бессменный начальник Салгирского межрегионального управления водного хозяйства, который руководит им почти 30 лет, уверен, что все делает правильно... по инструкции. И считает, что республиканское Общество охотников и рыболовов прежде чем на чем-то настаивать, обязано заключить с этим государственным предприятием хотя бы элементарный договор... Владимир Моисеевич не очень сокрушается о судьбе рыбы в водохранилище, поскольку сам не рыбак. А, как он говорит, станет им разве что через три года, когда выйдет на пенсию.
Владимир Панютин, начальник Салгирского межрегионального управления водного хозяйства:
«В этом году в водохранилище пришло 21 млн. кубометров воды за время весеннего паводка, потому мы производим регулировку: два куба воды приходит, два куба уходит. Уровень воды рыбакам мы в течение месяца держим. Так что они должны благодарить. Проблема в том, что мы провели четыре технических совещания, но до сих пор не знаем, с кем иметь дело, чья рыба, кто сегодня за рыбу отвечает! Мы сейчас кричим: ау, чьи в лесу шишки? У нашего Управления на балансе водохранилище, а значит должен быть договор. Вода подается на питьевые нужды. А если они не ту рыбу запустят, дадут не тот корм – траванут, кто будет крайний? Получается, у меня в огороде выращивают анашу, а я об этом не знаю. Так ведь? В общем, вопросов возникает много, но, я думаю, мы найдем консенсус. Мы государственное предприятие, у нас есть правила эксплуатации гидроузла Симферопольского водохранилища, мы живем по уставу. И выполняем государственные, а не какие-то частные заказы».
Другими словами, давая комментарий «Крымскому Телеграфу», Владимир Панютин уверил, что политика по отношению к рыбакам и многострадальной рыбе, которая пытается выжить в нашей водохранке, не изменится. Намекнул, что он — хозяин и с ним надо договариваться.
Но, как выяснилось, чиновник слукавил. Через пару дней после того, как «рыболовный» скандал стал достоянием СМИ, ситуация, по словам сотрудников КРООР, изменилась... Резко остановился уход воды, и уровень водохранилища поднялся. Сотрудники КРООР на 100 процентов уверены, что Владимир Панютин все же прикрыл выход воды из нашего водоема.
Виктор Хоркив:
«Икра могла погибнуть, если бы еще немного ушла вода. Слава Богу, этого не произошло. А договор с Салгирским управлением, кстати, мы не должны подписывать! Мы не используем воду, мы используем только водный живой ресурс согласно законодательству и правилам спортивного рыболовства от 1999 г. Более того, у нас есть исходящий документ о том, что это водохранилище в 1955 году Крымский облисполком передал нашей организации в бессрочное постоянное пользование. И никто этот документ не отменял».
Бизнес на «крючке»
Однако, как выяснил «КТ», история с победой над чиновником имеет второе дно. Начальник Салгирского управления почему-то не может разобраться, какая из рыболовных организаций официально пользуется водохранилищем: либо это упомянутое Крымское республиканское общество охотников и рыболовов, либо общественная организация – Федерация рыболовного спорта АРК, которой (по сведениям из наших источников) руководит закадычный друг Панютина — Валерий Мельничук. (Он же хозяин симферопольских магазинов «Рыболов» на просп. Кирова и ул. Гагарина).
Еще в 2009 году Мельничук попытался «подмять» водно-живой ресурс (ВЖР) Симферопольского водохранилища под себя. Соответствующий режим пользования у него был согласован только с исполняющим обязанности начальника Восточно-Черноморского управления рыбохраны. Однако его опротестовала Симферопольская межрайонная природоохранная прокуратура. В тот момент Владимир Панютин безуспешно пытался помочь Мельничуку закрепиться на позициях. Однако упомянутый режим ВЖР с 18 февраля 2011 года получило КРООР, которое стало официальным пользователем водно-живого ресурса Симферопольского водохранилища.
Панютин хотел сделать тройной документ – договор между ним, КРООР и Мельничуком, так, скажем, разделить пирог и сферы влияния... Не получилось.
В результате конкурирующая рыболовная «общественная организация» Мельничука приутихла. По нашим данным, господин Мельничук нахватал других водохранилищ. Подмял под себя, например, водохранилище в Бахчисарае, Альминское водохранилище в селе Почтовом и в Украинке за поселком Зуя, где стал стричь с народа купоны за рыбалку под предлогом получения так называемого режима КРХ – культурно-рыбоводного хозяйства — документа, дающего право на подобную деятельность. Но на самом деле бизнес оказался незаконным, ведь для того, чтобы сделать заветный режим КРХ, необходимо получить научно-биологическое обоснование от института ЮгНИРО или Херсонского института. По сведениям из наших источников, у Мельничука есть обоснования только на Бахчисарайское водохранилище. На остальные водоемы – нет. Это дорогое удовольствие. К примеру, КРООР, курирующей сегодня Симферопольское водохранилище, научные обоснования обошлись в 45 тысяч гривен. Однако, несмотря на отсутствие обоснования, протеже начальника Салгирского управления продолжает свою деятельность. Так, в Украинке он запустил крупного карпа и теперь берет по 250 грн. с носа за право выловить его и отпустить. И этот незаконный бизнес совершенно спокойно и безнаказанно проворачивает уже пять лет...
Мила ШИПШИНОВИЧ "Крымский ТелеграфЪ"
фото К.Михальчевский
материал опубликован в "КТ" № 131 от 20 мая 2011 года