Крымские лесники заработали на майские праздники двойную норму
На майские праздники Крым, по самым скромным подсчетам, «оккупировали» более 30 тысяч туристов-походников. Наши вокзалы были забиты людьми с горящими глазами и неподъемными рюкзаками. Надо отдать должное, Рескомитет по лесному хозяйству к приему гостей подготовился... опубликовал на своем сайте обновленный прайс расценок на «ночевки» в лесах и посещение объектов в заповедниках.
Без кошелька в лесу — как без компаса
Найти, правда, эту ценнейшую информацию на сайте Рескомлеса могут только самые удачливые, поскольку прайс умело (или неумело) запрятан с довольно запутанной логикой.
Несмотря на то, что майские праздники позади, туристов, говорят знающие люди, не убавится. Однозначно, пока в Крыму не установится «приличная» погода, народ не на море будет ехать, а в лес и горы.
Понятно, что с четкими расценками на руках походникам проще отбиваться от тех собирателей платы за «лесные» услуги, которые любят импровизировать, что называется, на ходу и на каждой лесной стоянке снимать с гостей дензнаки в зависимости от собственной фантазии.
В прайсе лесников все четко и ясно, сколько туристу придется выложить за автостоянку, за установку палатки, за поддержание лесниками санитарного состояния и даже за пользование так называемой лесной мебелью — то есть в лучшем случае столами и скамейками, а в худшем — обычными пеньками от срубленных деревьев. Сразу скажем: в сравнении с прошлогодними цены на стоянки подскочили в два раза. Успокаивает, что не во всех лесхозах. Возьмем самые известные: поляна МАН — в прошлом году 4 грн., сегодня 10. «Демерджи» сегодня 15 грн. с взрослого, 10 за ребенка, соответственно в прошлом году 4 и 3 грн. Стоянка на водопаде «Серебряные струи» подорожала на десятку. Пещера «Трехглазка» (из объектов природно-заповедного фонда) — цена за «посмотреть» здесь взлетела от 10-ти до 50 грн. А вот на популярнейшем «Мангупе» как было, так и осталось 15 гривен за ночевку. Так что логика подорожания у лесников почему-то женская. Ведь не все туристические объекты обзавелись новыми тарифами.
Без халявы нет... дубравы?
В прайсе радует только одно: есть еще места с бесплатной ночевкой, куда, видимо, не очень-то хочется ездить самим лесникам. Например, «Сурб-Хач» и «Красный камень» в Старокрымском лесхозе. В Судакском — «Эски-Юрт», «Чигинитра». В Бахчисарайском лесхозе — «Трудолюбовка» и «Алимова балка». За проход по знаменитым тропам в Ялтинском заповеднике «Штангеевской», «Боткинской», «Таракташской», как ни странно, тоже не надо платить. Отличился в прайсе, однако, Симферопольский район, на известных стоянках которого горожане отдыхали абсолютно бесплатно еще в прошлом году. Все «халявные» проходные стоянки вокруг города официально стали «местами массового отдыха», и теперь чуть ли не в любой точке окрестностей Симферополя приходится раскошеливаться. Стоянки «Залесье», «Левадки», «Водохранилище», «Свобода», «Перово», «Дубки» — все имеют душещипательную калькуляцию — 8 грн. 74 коп. Кстати, с начала года таким образом наши крымские лесхозы заработали на туристах 280 тысяч гривен. А за эти майские праздники около 30 тысяч? И как утверждают в Рескомлесе, в некоторых лесхозах благодаря твердым тарифам и их обнародованию прибыль увеличилась в десятки раз. Среди самых успешных Старокрымский, Судакский, Ялтинский и Алуштинский ГЛОХ. Сами лесники уверены, что народ стал охотнее оплачивать рекреацию только потому, что услуги стали действительно более высокого качества.
Лесное обилечивание
Ясное дело, сами туристы-ходоки на длинные дистанции возмущаются, что в Крыму любой более-менее интересный объект скоро будет платным. Но ведь сам туризм — спорт, как и прежде, не для богатых, а для простых сограждан. И не всегда они в курсе, за что с них могут снять стружку в лесу по определенным тарифам. Без ликбеза здесь не обойтись.
Существуют два вида пользования лесными ресурсами. Первый, когда человек посещает лес в рекреационном, туристическом, оздоровительном и прочем порядке, не предусматривающем использование природных ресурсов леса, кроме как в визуальном. В этом случае никакой платы не взимается.
Плата в лесах Украины может взиматься органами лесного хозяйства только за предоставленные услуги. А к ним как раз относятся промаркированные туристские маршруты, оборудованные туристские стоянки (наличие кострищ, мест отдыха, мусоросборников). Средства, поступающие с реакреации, идут на нужды лесхоза, на затраты на поддержание чистоты и оборудование маршрутов, топливо, командировочные лесникам (это 18 грн. в сутки на человека). 20% — на налоги. Главное, что, взимая с вас денежку, работник гослесхоза должен представиться, предъявить служебное удостоверение, калькуляцию (обоснование) гослесхоза на предоставление данного вида услуг. После расчета он обязан выдать клиенту корешок квитанции со штампом предприятия, а если есть кассовый аппарат, то фискальный чек.
С объектами заповедного фонда ситуация несколько иная. Правила посещения объектов ПЗФ расписаны на аншлагах, которые установлены на границах этих объектов. В заповеднике главное ограничение на свободное перемещение. Там можно «гулять» только по строго определенным маршрутам, уже оборудованным скамейками, ступеньками, мусоросборниками. Собирать в заповеднике растения и тем более самовольно устраивать стоянки там запрещено.
Кстати, землепользователи и собственники земель, на которых расположены объекты ПЗФ, могут сами устанавливать плату за посещение этих территорий по согласованию со специально уполномоченными органами (об этом говорится в ст. 47 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины»).
Если так называемая рекреационная деятельность в заповеднике осуществляется сторонними лицами, по договору с гослесхозом, упомянутые лица тем более обязаны предъявить вам договор с гослесхозом о совместной (или другой форме сотрудничества), калькуляцию на оказываемые услуги. А после расчета опять же выдать корешок квитанции со штампом или фискальный чек.
Игорь Кацай, председатель Рескомитета по лесному и охотничьему хозяйству АРК:
«В обязанности лесной охраны не входит занятие рекреацией. Она должна охранять лес от браконьеров, от пожаров и так далее. Поэтому мы дополнительно набираем на сезон для ведения рекреационной деятельности также субъектов предпринимательской деятельности, которые работают на договорах, за 20-30 процентов. То есть мы дополнительно набираем штат, так скажем, самоокупаемый, который за счет хозрасчета работает, благоустраивает, мусор убирает и, естественно, взимает плату за те рекреационные участки, которые у нас есть...»
10 признаков липового... лесника
Еще раз обратите внимание, что плата за проход взимается, только если это касается объектов природно-заповедного фонда. По лесничеству путешествовать можно бесплатно. Там плата взимается только за рекреационные услуги, от которых вы вправе отказаться.
Тем не менее, как бы Рескомлес ни рассказывал о том, что липовых лесников и Остапов Бендеров, собирающих деньги с туристов, в этом году даже на майские праздники не фиксировали, однако те, кто ходит в крымские леса, знают, там их периодически поджидают «представители незаконного доильного бизнеса». Купить камуфляжную униформу сегодня и закосить под сотрудника лесхоза — не проблема.
И до сего дня никто из походников не способен отличить липового лесника от настоящего.
Сами туристы, и не только крымские, ждут-не дождутся звездного часа, когда наконец крымский Рескомлес обнародует на своем сайте образцы корочек лесников. До сих пор этого так и не случилось. Согласитесь, такая политика Рес-
комлеса непонятна, даже если грешить на опасения комитета, что обнародованный документ тут же начнут копировать и подделывать все желающие...
Сами туристы на форумах жалуются, якобы были случаи, когда сами лесники предупреждали, что по местности бродят их бывшие коллеги с «корочками» старого образца. Только как отличить старый образец от нового, если ты его видишь первый раз, в течение нескольких секунд? Чтобы изобличить Остапов Бендеров, которые вымогают у тебя деньги на какой-нибудь тропе, нужно знать, какой именно документацией они оперируют и чем она отличается от подлинной.
Для того, чтобы наконец поставить в этом вопросе точку, «КТ» обратился к председателю Рескомлеса АРК Игорю Кацаю.
Игорь Кацай, председатель Рескомитета по лесному и охотничьему хозяйству АРК:
«Благодаря тому, что у нас на сайте сейчас есть вся информация — где какие маршруты, стоянки, мы пресекли деятельность аферистов... Люди уже подкованы, знают, какие документы требовать. На этих праздниках сигналов не было. А образец удостоверения работника лесхоза в течение недели разместим на сайте… я поставлю задачу. Тем более этот документ в принципе менялся. Ведь раньше был Державный комитет лесного хозяйства, а теперь Держагентство лесных ресурсов Украины.
На коллегии в прошлую пятницу тоже обсуждался этот вопрос... Потому, что по Крыму все-таки было две информации о таких аферистах, которые якобы пытались собирать деньги на территории Ялтинского заповедника. Наши предприятия сориентированы на выявление таких негодяев. Видите, мы и на сайте полную информацию выдаем — тот перечень документов, какой должен быть на объекте показа, на турстоянке или на месте отдыха. Там, где взимается плата за услуги, везде должно быть расписано, за что конкретно берутся деньги. Эти калькуляции утверждены приказом нашего предприятия и они согласованы. Если это объекты ПЗФ, то согласованы с Министерством экологии и Рескомприроды. А если объекты местного значения — цены согласовываются с местными органами власти».
P.S. Председатель Рескомлеса Крыма Игорь Кацай сдержал слово. Предоставил «Крымскому Телеграфу» первому из СМИ обнародовать для туристов удостоверение, которое сегодня в крымских лесах могут предъявить только реальные сотрудники комитета. Однако, как выяснилось, самое свежее удостоверение единого образца крымские лесничие до сих пор не получили. Оно появится у них на руках только на следующей неделе.
Мила ШИПШИНОВИЧ "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 130 от 13 мая 2011 года.