Как будущие стражи общественного порядка его же и нарушали
Сломанный штатив, отобранные телефоны и фотоаппараты, незаконное задержание журналистов — таковы скромные итоги «охраны общественного порядка» силами крымской самообороны на площади Ленина всего за один день. Подробности выяснял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
«Да всё равно мне на твой Госсовет»
Появление на центральных улицах крымской столицы бронетехники и сил специального назначения полиции вызвало немало любопытства у рядовых граждан. Конечно же, проявили интерес к происходящему и местные журналисты, набежавшие делать кадры для информагенств и выпусков вечерних новостей. Омоновцы реагировали спокойно, некоторые даже улыбались, видя, что оказались в центре внимания.
Однако очень быстро «на первом плане» вдруг появились представители крымской самообороны, которые патрулируют подходы к Совету министров. Этих людей не принято критиковать, потому что в самые трудные для Крыма дни они встали на его защиту. Но, вероятнее всего, такое отношение к ним и стало причиной беспредельной вседозволенности, продемонстрированной людьми, призванными охранять общественный порядок.
Одним из первых столкнулся с этим фотокорреспондент газеты «Крымский ТелеграфЪ», которому самобороновцы, не подбирая выражений, заявили, что на центральной площади крымской столицы, оказывается, фотосъёмка запрещена. На вопрос, есть ли за этим утверждением правовое основание, «блюститель порядка» потребовал «валить в свой Киев и там снимать», после чего пригрозил, что сломает фотоаппарат и даже сделал попытку его отобрать.
Тогда фотокор «Крымского Телеграфа» начал ему проводить правовой ликбез о том, что это его работа и что он выполняет свои профессиональные обязанности, что у него есть соответствующее удостоверение журналиста, задание редакции и, вообще, в законодательстве на эту тему нет никаких ограничений. Однако представитель самообороны, которая с июня должна приступить к патрулированию улиц крымских городов, слушать про правовые стандарты не захотел, зато проявил недюжую бюрократическую въедливость и углядел, что в редакционном удостоверении имеется ссылка на законы Украины (перерегистрация СМИ ещё не началась), а аккредитационная карточка тогда ещё Автономной Республики Крым вообще взбесила стража порядка. Парадокс в том, что бланк этот является карточкой аккредитации, по которой журналисты ходят в Государственный Совет Республики Крым. В парламенте новый бланк ещё не внедрили, все журналисты ходят со старыми и с печатью уже несуществующей Автономной Республики. Но трудности переходного периода и нерасторопность работников секретариата Госсовета самообороновца, по его словам, абсолютно не волнуют и (если перевести на литературный язык) плевать он хотел на «твой Госсовет». При этом у журналиста изъяли удостоверение как недействительное, силой выдернув его из рук.
Отбирать, видимо, понравилось, потому что вслед за этим «начальник территории» перед Совмином потребовал удалить весь отснятый материал, а когда журналист этого делать не стал, вместе с другими «бойцами» набросился на него и попытался силой «отжать» дорогую фототехнику. Всё это наблюдал со стороны второй корреспондент газеты «Крымский ТелеграфЪ», который попытался снять происходящее на свой мобильный телефон и тоже едва не остался без него.
После безуспешного «перетягивания» фотоаппарата представители самообороны, по всей видимости, немного устали и решили «подозрительных провокаторов» отпустить. Но ненадолго. Спустя несколько минут они догнали журналиста, который уже возвращался в редакцию, и силой отволокли его в помещение Совета министров. Там-то они наконец завладели фотоаппаратом, российским паспортом «бандеровца» и «правосека» (так эти люди обзывали корреспондента), а также другими документами и вещами.
Пока «старшие» всё это изучали и думали, как удалить отснятый фотоматериал, «младшие» развлекались по-своему — кто расписывал, как будет бить, кто обещал тюремный срок не менее семи лет. В общем, проводили «воспитательную беседу с нарушителем общественного порядка». По счастью, спустя некоторое время прибыли сотрудники полиции, забрали работника «Крымского Телеграфа» в райотдел и, взяв пояснения, отпустили восвояси.
Будущие блюстители законности
С куда более плачевными результатами закончилась съёмка для журналистов телеканала FM. Их оператору самобороновцы тоже без пояснений запретили снимать. Он ведь не знал, что этим ребятам везде враги мерещатся, поэтому продолжил работать. И получил сначала ногой по штативу, а потом, как и в случае с корреспондентом газеты «Крымский ТелеграфЪ», хранители порядка принялись выдёргивать из рук камеру. Забрать не смогли, но микрофон у оборудования оторвали. А чтоб пожаловаться не смог, заодно выкрутили руку и забрали мобильный телефон, который впоследствии передали в полицию.
Не менее показательной оказалась и ситуация в отношении журналистки государственного информационного агентства. Самобороновцы, абсолютно не смущаясь того, что воюют с девушкой, для начала дали понять, что съёмка тут запрещена. Причём дали понять оригинальным способом — схватили рукой объектив и едва его не оторвали. После этого вступили в юридическую полемику относительно того, что в данном месте (в центре Симферополя, по всей вероятности) требуется специальное разрешение на съёмку.
Дальше этого тезиса фантазии не хватило — на вопросы о том, кем принято такое решение, кто выдаёт данные разрешения или хотя бы как они выглядят, доблестный страж порядка, который представился Олегом Доценко, ответить так и не смог. Может быть, поэтому от огорчения попытался выдернуть из рук девушки диктофон, на который она фиксировала «дружеское» и «непринуждённое» общение.
К слову, диалог со стороны без пяти минут дружинника регулярно подкреплялся аргументами о том, что ему абсолютно всё равно, какое государственное агентство она представляет. То есть, по сути, он активно демонстрировал полное неуважение к органам государственной власти и правительству Крыма, здание которого сам же так ревностно охранял.
По словам журналистки, в пресс-службе народной самообороны Крыма не подтвердили информацию о том, что на съёмку в общественном месте требуется какое-то особое разрешение, и попытались всё происходящее объяснить недоразумением, мол, дружинники хотели увидеть аккредитационную карточку для посещения Совета министров, хотя никто его посещать и не собирался, всё происходило практически под памятником Ленину, достаточно далеко от входа в правительственное здание.
Отметим, что за разъяснениями по данному вопросу, а также по тому, кто конкретно защищает права журналистов в подобных ситуациях, кто является непосредственным руководителем этих людей и почему они позволяют себя так вести с представителями СМИ, мы обращались к заместителю председателя Совета министров РК Михаилу Шеремету, который до назначения на столь ответственный пост руководил отрядами крымской самообороны и, собственно, за это, как поясняли в Совмине, должность и получил. Однако он перенаправил нас к министру информации и массовых коммуникаций республики Дмитрию Полонскому как главе профильного ведомства.
Но ответа по этому поводу министр пока не дал. В этой связи еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» публично направляет чиновнику запрос с просьбой пояснить порядок взаимоотношения работников СМИ с представителями крымской самообороны в подобных случаях, уточнить перечень документов и прочих атрибутов, необходимых для того, чтобы самобороновцы могли убедиться, что перед ними крымские журналисты, а также указать, кто отвечает за действия представителей этих формирований. Фото В. Зайцева
Аркадий ЛУКИН
Еще статьи:
Отряды самообороны останутся охранять порядок13 апреля: медали для самообороны1 марта: Симферополь под прицеломКрым в тисках «самообороны»Кто приезжает в крымские села?