Новости Крыма

Вне закона → Криминал

06.12.2013, 09:00 Просмотров: 895
Вне закона → Криминал
Кто помог серийному убийце почти свободно покинуть территорию следственного изолятора?
Несколько дней вся крымская (и не только) милиция была, как говорится, на ушах: объявлен оперативный план-перехват «Сирена», поскольку никто не знал, где может скрываться побегушник и как себя поведет в случае возможного задержания — он уже оказывал сопротивление милиции при аресте.
На кого свалим?
Напомним, на днях в симферопольском СИЗО произошел практически беспрецедентный для него случай — из тюремных застенков сбежал подсудимый, убийца трех человек, 26-летний керчанин Николай Горюнов.
Надо сказать, что последний раз из СИЗО относительно удачно сбегали сидельцы в семидесятых годах прошлого столетия. После этого в изоляторе была установлена (и, скорее всего, действует по сей день) сложная электронная система открывания-закрывания дверей, ведущих в корпус, на этаж и в камеры, что практически исключает побег арестанта без участия сотрудников учреждения.
И если до сих пор на слуху инцидент, когда работники СИЗО вывозили за пределы изолятора типа смотрящего заключенного на встречу с товарищем, то стоит ли удивляться тому, что их коллеги помогли выйти на свободу другому арестанту. Ведь в наше жестокое время подобная «снисходительность» зависит исключительно от предложенной за свободу суммы, иногда в несколько раз превышающей весьма скромные оклады тюремщиков.
Мы обратились к нескольким ранее работавшим в системе исполнения наказаний гражданам, поскольку они, как никто, знают все нюансы передвижения зеков по территории и внутри изолятора. Причем могут сделать свои выводы, независимые от выводов официальной комиссии, которая наверняка постарается смягчить ситуацию.
Офицер В., бывший начальник одного из отделов:
«В прежние времена всякое было — пытались убегать из камер... Но вот так убежать из СИЗО просто невозможно. Только если „отпустили“. Он ведь не какой-то там наркоман или мелкий воришка — ему светило пожизненное, значит, и контроль там должен быть другой. Да и втихаря к побегу не подготовишься и не осуществишь его. Мне интересно, а какую же официальную версию побега придумают, на кого или на что свалят?»
Говорят, что пропажу заключенного обнаружили не сразу. Поначалу его пытались искать своими силами сами сотрудники СИЗО на его территории. И не мудрено: арестант, как оказалось, был дерзким, за что и был наказан отсидкой в карцере. Оттуда и сбежал, что в несколько раз сложнее, чем из простой камеры. После бесплодных поисков сидельца на территории изолятора работникам пенитенциарной системы пришлось обратиться в милицию, предоставив, таким образом, побегушнику несколько часов.
Сбой в системе сразу замечаешь
Офицер Л., бывший сотрудник симферопольского СИЗО:
«Я еще никогда в жизни не слышал о побеге из нашего изолятора, хотя и при мне попыток было много, но все они пресекались. Причины же недавнего побега, думаю, в том, что у нынешних сотрудников СИЗО нет опыта работы с заключенными и никто их этому толком не обучает. Там же надо учитывать все нюансы, а это приходит с годами. Какой-то непорядок замечаешь автоматически. Вроде приписан к этажу, каждый день происходит одно и то же, и вдруг случается что-то необычное, какой-то сбой в системе, который сразу видишь. На побег у бывших сотрудников чуйка была».
Нынешнее ЧП, по мнению нашего собеседника, — это отголоски того, что разогнали неплохой оперативный состав сотрудников, а из «режимников» остались настолько некомпетентные люди, что в последнее время никто из них никуда и не лез — типа пусть зеки делают что хотят, лишь бы нас не трогали. А по-другому их и не учили.
Исходя из собственного опыта, Л. считает, что удачным побег мог оказаться при благоприятном (конечно, для зека) стечении обстоятельств — например, при том бардаке, который творится при смене дежурства. Или дежурный просто мог уйти с поста поспать, поесть, закрыться в кабинете на этаже.
«Что касается того, что отсутствие зека не сразу обнаружили, так это тоже система: на самом деле ежедневный пересчет спецконтингента формальный, никто не будет заходить в камеру и всех пересчитывать по головам (или ногам). Потому что, если начнешь считать в восемь утра, к 15 часам только и закончишь. Ну и кто этим заниматься будет? К тому же если арестант был слишком дерзкий, зеки могли ему отомстить, устроить „мясорубку“ и закопать на территории СИЗО — поди отыщи», — говорит Л.
К этому все шло
Конечно, сегодня обывателя трудно чем-то удивить — в прессе то и дело появляются сообщения о том, что в изоляторе происходят невеселые вещи вроде самоубийств и даже убийств (пусть и давних), попытки занести наркотики, алкоголь, деньги и телефоны, в том числе и в «исполнении» личного состава СИЗО. А ведь многие такие попытки, о которых нам неизвестно, оказываются и удачными. Помните, когда в борьбе за переброшенный наркотик заключенные сломали руку сотруднику?
Офицер Н., служивший в СИЗО на руководящих должностях:
«Этот побег однозначно „куплен“. Сбежал ведь не простой арестант, а матерый, ранее судимый, мог и СИЗО неплохо знать. Но поддержка у него была в изоляторе точно — то ли подсказали, через что убегать, то ли помогли. А может, и просто чья-то халатность — заметив зека в неположенном месте, никто не спросил: мол, кто ты, почему здесь находишься? А он ведь наверняка знал, как именно можно пробраться из карцера (!) через сборное отделение в КБО и вылезти через люк. По крайней мере, на сегодня версия такая».
Собеседник считает, что в последнее время к такому ЧП все и шло, потому что, по его мнению, руководство не общается с заключенными, а с их мелкими «шалостями» разбираются прямо на месте.
«Я из личного опыта знаю, что без общения с арестантами работы не будет, и не важно, какое оно, общение, — доверительное или жесткое, главное — чтобы оно было. Нынешние же начальники разных звеньев сидят в основном в своих кабинетах. Боюсь, что это ЧП может оказаться началом, а позже СИЗО так колыхнет — не позавидуешь», — добавил он.
Беглеца отыскали практически через сутки в Симферополе, где он пытался ограбить магазин. Начальник следствия крымской прокуратуры рассказал довольно сомнительную версию побега Горюнова из СИЗО с помощью штор — видно, со слов самого побегушника. Похоже, именно эта сомнительная версия и станет официальной.
Кстати
Несколько лет назад произошел относительно удачный побег из симферопольской колонии № 102. Тогда хилый сиделец двадцати с лишним лет, ранее имевший судимость, сбежал из барака с помощью веревки, проскользнув над зданием, аккурат в зоне «невидимости», прямо под сторожевой вышкой первого поста. Благо буквально на следующий день побегушник был задержан пэпээсниками на Куйбышевском рынке Симферополя, где он выискивал, что бы из продуктов украсть. Внимание правоохранителей он привлек тем, что даже не переоделся во что-нибудь более подходящее для жаркого летнего дня, а был в арестантской робе. Ванда ЯЗВИЦКАЯ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 259 от 29 ноября 2013 года
Еще статьи:
В СИЗО зеки оборзелиСвадьба по-«Арийски»СИЗО Симферополя: игра в «красное» и «черное»О чем молчит системаШкола — на нарах, ПТУ — на зоне
Раздел:
Календарь
< Март Апрель, 2024 Май 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 192021
22232425262728
293031