Чем помешал музею вымирающий народ?
Уже в течение двух лет крымские караимы пытаются отстоять свое право проводить национальные праздники на территории древнего городища Чуфут-Кале. Однако новое руководство Бахчисарайского заповедника всячески препятствует этому. В поисках справедливости отчаявшиеся нацмены уже дошли до президента.
Крик о помощи
Надо понимать, что у караимов положение особое. Если представители других национальностей получают хоть какую-то помощь и поддержку со своей исторической родины, то у маленького крымского этноса такой возможности нет — никакой такой страны «Караимии» в мире не существует. Вот и пытаются нацмены отстоять права на этой земле, но из всех инстанций приходят лишь отписки, реальной же помощи никто оказать не может.
На международной конференции караимов, которая прошла в Крыму в конце весны и была посвящена проблемам возврата национальных святынь, активисты приняли решение обратиться за помощью к президенту. Такое письмо за подписью главы Всеукраинской ассоциации караимов Владимира Ормели, руководителя Крымской ассоциации караимов Ильи Кальфа и почетного председателя ассоциации Юрия Когена действительно было отправлено в Киев. Недавно общественники получили ответ из Администрации президента, что для дальнейшего разбирательства письмо по принадлежности было перенаправлено в Совет министров Крыма. Однако сейчас караимы опасаются, что письмо таким образом будет спущено дальше, и в итоге попадет именно к руководству заповедника, с которым нацмены и «воюют».
Не поделили
Ежегодно в июле-августе караимы из разных городов Украины да и других стран тоже съезжаются в международный культурно-трудовой лагерь. Для вымирающего народа это единственная возможность провести время вместе. Как говорят сами караимы, хотя бы здесь молодежь может познакомиться друг с другом, появляются новые семьи, а для детей проводятся занятия по караимскому языку, носителей которого остались практически единицы. Кроме того, за десять дней работы лагеря активисты приводят в порядок старинное кладбище-святилище Балта-Тиймез, расположенное недалеко от Чуфут-Кале. Но уже два года подряд организация такого лагеря стала огромной проблемой для караимов — руководство Бахчисарайского историко-культурного заповедника не пускает представителей национального меньшинства на территорию древнего городища для проведения культурных и религиозных мероприятий.
О возникших у караимов проблемах мы уже рассказывали ранее («Их мало, но они хотят сохранить свой этнос», № 186 от 22 июня 2012 года), но за прошедший год ситуация так и не изменилась. Более того, отношения между национальной ассоциацией «Крымкарайлар» и заповедником стали гораздо напряженнее. Ни о каком перемирии речь пока не идет.
Между тем до 2011 года такой проблемы не возникало. Как говорят в ассоциации, прежний директор Бахчисарайского заповедника Евгений Петров успешно сотрудничал с крымскими караимами — у нацменов была возможность беспрепятственно посещать национальную святыню, в свою очередь члены «Крымкарайлара» на территории Чуфут-Кале организовали этнографическую выставку, экспонаты для которой привозили караимы из разных городов. Сейчас же, как рассказывают активисты, выставка закрыта для посещения туристами. Несмотря на то что вход на территорию древнего городища стоит уже 50 гривен, смотреть здесь практически нечего — никаких экспозиций не существует.
Чего же так боится руководство заповедника?
Дмитрий Полканов, заместитель председателя Всеукраинской ассоциации крымских караимов:
«Причины совершенно надуманные. Нам говорят, что во время мероприятия мы можем нанести вред историческому памятнику».
Между тем за 15 лет проведения международных лагерей не было ни одного неприятного инцидента с участием членов общины! Зато сейчас, как говорят караимы, состояние городища существенно ухудшилось — мусор не вывозится, в домах нет рам и стекол, крыша кенасы (караимского храма) гниет и протекает, в результате внутри отсырели стены. Так, может, новому директору музея Валерию Науменко следовало бы привлечь активистов к ремонту помещений, совместно следить за обновлением этнографической экспозиции, а не бездумно отмахиваться от национальной общины?
Деньги не пахнут
После развала Советского Союза защитой памятников никто не занимался. Если летом на Чуфут-Кале стояла охрана — чтобы взимать деньги с туристов, то в межсезонье этот объект был никому не нужен. В течение многих лет члены ассоциации караимов посменно ездили сюда дежурить, чтобы сохранить свою святыню в надлежащем состоянии. Сейчас же их просто выкинули — за ненадобностью.
Впрочем, если уж руководство заповедника так заботится о сохранности культурного наследия, то как объяснить то, что на территории памятника постоянно проходят съемки фильмов? Никакой загадки в этом нет — за использование городища в качестве съемочной площадки кинематографисты хорошо платят, и о какой неприкосновенности заповедника тогда может идти речь!
Понятно, что подобная практика совсем не радует членов ассоциации. Как поясняет Дмитрий Полканов, во время работы над российским сериалом «Морские дьяволы. Смерч» в кенасе проходили съемки сцен насилия. Думается, что христиане или мусульмане вряд ли бы обрадовались, если бы в их культовых сооружениях происходило что-то подобное.
Не везет, если можно так выразиться, караимам и с другой национальной святыней — кенасой в Симферополе, которая сейчас находится в аварийном состоянии. В сентябре прошлого года караимской общине для проведения религиозных обрядов был выделен третий этаж здания. Однако очевидно, что если памятник не будет передан в собственность караимам, то в самое ближайшее время он просто исчезнет.
В мире сейчас проживает не более двух тысяч караимов, около 600 из них находятся в Крыму, и с каждым годом их количество становится все меньше. Так, может, пока этот удивительный этнос еще существует, стоит все-таки вспомнить, что у нацменов есть свои права и духовные потребности, которые в автономии решили попросту игнорировать! Евгения КОРОЛЕВА
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 245 от 23 августа 2013 года
Еще статьи:
Их мало, но они хотят сохранить свой этносКультура по национальному признакуБахчисарайские власти против ЮНЕСКО?Заповедный переделМусор — в заповедник!