В минувшие выходные на канатной дороге «Мисхор – Ай-Петри» была проведена уникальная спасательная операция. Уникальной ее можно назвать по нескольким причинам. Во-первых, именно в этот день исполнилось ровно 25 лет, как по этой канатной дороге поднялись первые пассажиры. Во-вторых, такая внештатная ситуация произошла здесь впервые за время её существования. А в-третьих, спасательная операция, в ходе которой пришлось снимать людей с высоты более 100 метров, была проведена на высочайшем уровне, продемонстрировав стопроцентную готовность и слаженность действий всех спасательных служб и ведомств Южного берега Крыма. Никто из туристов не пострадал, а многие даже остались в восторге от пережитых ощущений.Инцидент произошел в воскресенье между 14.00 и 14.30. Две кабинки, которые по принципу маятника двигались между средней и верхней станциями канатной дороги, вдруг дернулись, остановились и зависли. Как только стало понятно, что это не минутная заминка и запустить канатную дорогу уже не удастся, руководство предприятия обратилось за помощью к спасателям. На место происшествия тут же прибыли сотрудники КП «Ялтинский горноспасательный отряд», МЧС, МВД, медики. Ялтинский горно-лесной заповедник предоставил машины повышенной проходимости. Спасательной операцией руководил начальник Главного управления ГСЧС АР Крым генерал-майор службы гражданской защиты Сергей Шахов, который находился на средней станции канатной дороги. Сюда же в первые минуты, как только стало известно о внештатной ситуации, прибыл Ялтинский городской голова Сергей Илаш, который взял под личный контроль обеспечение и спасателей, и людей, которых эвакуировали, всем необходимым.
- То, что произошло сегодня на канатной дороге «Мисхор –Ай- Петри», не стоит называть словом «авария». Это вынужденная остановка, - объясняет генеральный директор ООО «Старт- Инвест» Надежда Сванидзе. - Причем подобные ситуации были предусмотрены при проектировании и строительстве канатной дороги. Именно для этого в нижней части каждой кабины сделаны специальные люки. Каждая кабина оснащена оборудованием и снаряжением для эвакуации людей. Вместе с пассажирами всегда находится сотрудник канатной дороги, который знает, как себя вести в таких ситуациях. И в этом случае наши ребята достойно выполнили свою работу: успокоили людей, объяснили им, что надо делать, и помогли организовать процесс эвакуации.
В общей сложности в двух кабинах находилось 75 человек: 59 взрослых, 11 детей, 3 экскурсовода, 2 сотрудника канатной дороги. В специальном кресле через нижний люк людей спускали на землю, где их помимо сотрудников МЧС встречали медики. Но, к счастью, никому медицинская помощь не понадобилась.
Кабина, которая шла наверх, зависла ближе к средней станции канатной дороги на высоте около 60 метров. Ее пассажиры уже к семи часам вечера пили горячий чай на средней станции канатной дороги и с улыбкой вспоминали о недавнем приключении.
- Все произошло внезапно, - говорит Наталья из Луганской области. - Мы спускались с Ай-Петри. Вдруг резкий толчок, кабинку сильно качнуло, и она зависла. Сначала мы смеялись, но потом поняли, что произошло что-то серьезное. Однако все закончилось удачно. Неприятных впечатлений абсолютно нет. Мы в восторге от местной красоты и от работы МЧС.
- Надо отдать должное организации работы МЧС и сотруднику канатной дороги, который находился с нами в кабине и вел себя очень достойно, поддерживал нас, успокаивал, - делится своими впечатлениями Нина из Краснодарского края. – Паники вообще не было. Даже дети не испугались. Все вели себя пристойно. Меня, честно сказать, больше всего волновал вопрос: выдержат ли крепления кресла. Я-то девушка не маленькая, но, к счастью, все прошло хорошо.
- Спасательная операция прошла просто изумительно, - рассказывает Сергей из Самары. – Со мной такое первый раз в жизни, но я не разочарован. Я все снял на видео – теперь будет что дома рассказать и показать. Ребята - молодцы!
Тем, кто оказался во второй кабине, которая спускалась вниз с Ай-Петри, пришлось провести между небом и землей чуть больше времени. Кабина зависла ближе к горам практически на максимальной высоте. Чтобы начать эвакуацию людей, в нее поднялся сотрудник КП «Ялтинский горноспасательный отряд» Александр Маринкевич – для этого ему пришлось с помощью собственных рук по веревке подняться на высоту около 120 метров. Потом пассажиры вспоминали, что именно уверенные и профессиональные действия Александра вселили в людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, спокойствие и уверенность, что все будет хорошо. Примечательно, что первой изъявила желание спускаться женщина, но спасатели все же остановили выбор на самом крупном мужчине, чтобы ни у кого не осталось сомнений в надежности креплений и веревок.
Детей спускали в связке с родителями. Из-за сложного горного рельефа от места спуска к машинам пассажирам пришлось преодолеть еще около 600 метров горной тропы. Спасательную операцию усложнила быстро надвигающаяся ночь.
Но и в этой ситуации за минимально короткий срок спасатели сумели обеспечить максимальную безопасность людей. По инициативе мэра Ялты Сергея Илаша на помощь сотрудникам МЧС прибыли силы внутренних войск МВД. В общей сложности в спасательной операции было задействовано около 100 человек.
- От дерева к дереву из канатов мы сделали перила, чтобы людям удобнее было идти, - рассказывает начальник ГПРЧ-10 пгт Форос Константин Бабийчук. – Но прежде, чем по тропе пойдут туристы, мы вместе с военнослужащими МВД протоптали ее несколько раз своими ногами в берцах: убрали все ветки, которые мешают, отбросили в сторону камни. Затем собирали группы по 8-10 человек и спускали к автомобилю. Через одного пассажира шел сотрудник МЧС или канатной дороги с фонарем, освещал дорогу, поддерживал, помогал идти. С нами были медики, вода, теплые вещи.
По иронии судьбы в одной из кабин оказался старшина, командир отделения ДПРЧ-30 города Попасная Луганской области Виталий Сидоров, который мог оценить работу своих коллег с профессиональной точки зрения.
- Сколько сам спасал, но не думал, что и меня будут спасать, - с улыбкой говорит Виталий Сидоров. - Когда по рации передали о поломке, то подумал, что будем спускаться сами. В кабинке есть специальные жилеты, спасательные кресла, оборудование для спуска. Сотрудник канатной дороги, который находился с нами, успокоил, достал все это, объяснил, как действовать. Но затем нам передали, чтобы мы ждали приезда сотрудников МЧС. Не было никакой паники – только шутки-прибаутки. Приехали спасатели. С помощью карабинов нас цепляли за специальное устройство в кабине и в спасательном кресле спускали вниз. Детям так понравилось, что они еще просились. Ребята МЧС и горноспасатели - молодцы, знают свое дело! Все сделали четко, слаженно, без всяких заминок - на пять с плюсом.
На средней станции сотрудники канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» и для пассажиров, и для спасателей организовали места отдыха, горячий чай, воду, бутерброды, шоколад. Как сообщила Надежда Сванидзе, каждому, кто оказался в зависшем вагончике, предприятие ООО «Старт-Инвест» выплатило материальную компенсацию за причиненные неудобства в размере 500 грн.
- Эта внештатная ситуация стала для нас полной неожиданностью. На канатной дороге регулярно и в соответствии с графиком проходят проверки и профилактические работы. Сейчас специалисты проанализируют всю информацию, сделают заключение, и мы проведем внеплановую и очень основательную профилактику. Я хочу принести извинения нашим пассажирам за этот неприятный инцидент и заверить, что больше такого не повторится, - подчеркнула Надежда Сванидзе.
По словам начальника 2 отряда государственной службы чрезвычайных ситуаций города Ялта ГУ ЧС АРК Игоря Босенко, буквально несколько месяцев назад ялтинские спасатели отрабатывали похожую ситуацию на этой же канатной дороге в ходе плановых учений. Теперь полученные навыки пригодились в реальной жизни.
- От внештатных ситуаций никто не застрахован. Главное то, что все ответственные службы Большой Ялты проявили себя на высшем уровне, - отметил Ялтинский городской голова Сергей Илаш. - Прекрасно сработало МЧС, КП «Ялтинский горноспасательный отряд», скорая помощь. Я хотел бы поблагодарить службу безопасности канатной дороги за очень слаженные и грамотные действия при спасении людей. Спасибо собственникам канатной дороги, которые предоставили все необходимое оборудование, генераторы, фонари, обеспечили людей питанием. Спасибо за помощь Ялтинскому горно-лесному заповеднику. Кроме того, на плато Ай-Петри осталось около 600 человек, которые успели туда подняться до остановки канатной дороги. Для них мы также организовали воду, чай, бутерброды и транспорт, на котором люди бесплатно смогли спуститься в город.
- В этой ситуации очень оперативно сработали и руководство канатной дороги, и городские власти Ялты, - подчеркнул начальник Главного управления ГСЧС АР Крым генерал-майор службы гражданской защиты Сергей Шахов. – Спасательная операция проведена на высоком профессиональном уровне. Никто из людей не пострадал. Так что туристы могут смело ехать на ЮБК – здесь о них всегда позаботятся.
P.S. На брифинге, который состоялся в ялтинской мэрии и был посвящен подведению итогов спасательной операции, были озвучены предварительные причины внештатной ситуации. В одном из узлов механизма, который подает трос на верхней станции, произошла механическая поломка, в результате шкив отклонился на 25 градусов и застопорился. Неисправный узел демонтируют и отправят на исследование. Новый узел уже подняли наверх и в ближайшее время установят. Канатная дорога вновь начнет работать.Автор: Яна Коваленко