Частная фирма подмяла под себя кладбища на ЮБК
Не так давно жители села Краснокаменка (Гурзуфский поссовет) на сходе громады снова поставили ребром кладбищенский вопрос. Поселковая власть упорно игнорирует коллективные обращения и жалобы пострадавших от фирмы, которой были отданы на откуп местные кладбища.
Кладбищенский рулевой
Бизнес частного предпринимателя Валерия Сударева, который с 2008 года подмял под себя кладбища в селе Малый Маяк (Алушта), поселках Партенит и Гурзуф, в частности в селе Краснокаменка, давно вызывает возмущение жителей ЮБК (читайте на сайте http://ktelegraf.com.ua «Кладбищенский скандал», «Крымский ТелеграфЪ» № 137).
Как следует из юридических бумаг Сударева, его деятельность не противоречит законодательству. И даже некий независимый аудитор Н. Летанина признала тарифы ФЛП «Сударев» на обслуживание населения экономически обоснованными. Тем не менее жители Краснокаменки собрали подписи под коллективным обращением с требованием расторгнуть договор Гурзуфского поссовета с ФЛП «Сударев». Еще осенью инициативная группа обратилась с документами о деятельности ФЛП в Гурзуфский поссовет.
Краснокаменцы заявили, что в нарушение Закона «О захоронении и похоронном деле» Сударев запрещает копку могил их силами и хоронит умерших граждан, состоящих в родственных связях, на разных кладбищах при имеющихся резервных местах, не разрешает, чтобы люди сами благоустраивали могилы родственников. Предприниматель якобы препятствует захоронению вообще, навязывая свои услуги по тарифам, экономическое обоснование которых жителям не предоставляется.
Тогда в поссовете людям пообещали пригласить и самого Сударева, и пострадавших в качестве докладчиков на сессию, чтобы решить вопрос в открытую. Тем не менее обещание не было выполнено — людей на сессию не пригласили, вопрос голосовали, что называется, без свидетелей.
Почем кладбище для народа?
Но что самое главное, депутаты, наплевав на коллективное обращение сельчан, проголосовали против расторжения договора с фирмой Сударева. В своем ответе представители власти заявили, что факты, изложенные в обращении, не подтвердились, а так называемый минимальный перечень ритуальных услуг и тарифы на них давно утверждены исполкомом.
Местные жители возмущаются, что ни самого «минимального перечня», ни обоснования тарифов поссовет принципиально не разглашает, хотя все это должно быть открытой информацией.
Геннадий Дмитренко, член инициативной группы:
«Я хоронил своего отца в феврале 2008 года, и Сударев запретил мне копку могилы самостоятельно. Хотя на тот момент у него даже не было заключено ни одного договора с поссоветами! Договор с Маломаякским сельсоветом он заключил 18 марта 2008 года, договор с Гурзуфским поссоветом — 20 июня того же года, примерно в это же время — с Партенитом. То есть он решил все три населенных пункта подмять под себя и устроить там монополию».
Как видим, правохранительные органы такое кладбищенское вымогательство проигнорировали.
Более того, в Малом Маяке Сударев, ко всему прочему, окопался в роли директора коммунального предприятия, содержащего местное кладбище.
Жители оказались в ловушке, такой монополией их обирают по полной программе.
Хотя никто не отменял Закон Украины «О погребении и похоронном деле», который гласит, что у гражданина есть право выбирать исполнителя ритуальных услуг, хоть самому могилу копать. Тем не менее Гурзуфский поссовет, превысив полномочия и руководствуясь одному ему понятной логикой, обязал людей заключать договоры-заказы на захоронения с ФЛП «Сударев» в обязательном порядке! Без подписи «всемогущего» кладбищенского князька Сударева людей отказываются хоронить.
Хотя коммунальное предприятие «Кобминат благоустройства» Ялтинского горсовета официальным письмом № 773 подтвердил, что данные действия (контроль, въезд на кладбище, ведение журнала захоронений и учета намогильных сооружений, контроль за установкой намогильных сооружений) частного предпринимателя абсолютно незаконны. Их могут осуществлять только сотрудники созданной в населенном пункте ритуальной службы, а в ее отсутствие — должностное лицо, уполномоченное поселковым (сельским) головой.
Ритуальная ярмарка
Кроме того, согласно 25-я статье упомянутого закона, договор-заказ и свидетельство о захоронении должны выдаваться специализированным коммунальным предприятием, а в случае его отсутствия — исполнительным органом сельского, поселкового или городского совета. Но частник Сударев, как утверждают местные, эти бумажки очень выгодно продает.
В распоряжении редакции оказалось письмо № 55/2-13137 Алуштинского ОБЭП с подписями оперуполномоченного ОБЭП В. Пилипчука и начальника ОБЭП К. Деревянко, где зафиксированы показания самого Сударева по одному эпизоду.
Цитируем: «Опрошенный Сударев пояснил, что по договору-заказу № *** оплачено 730 грн за захоронение и копку, 10 грн за оформление договора-заказа на захоронение, 10 грн за оформление свидетельства о захоронении, 120 грн за резерв места. Сударев пояснил, что указанные суммы с каждым годом увеличиваются... Также пояснил, что сумма оплаты за предоставление резервных мест им устанавливается самостоятельно. Дополнительной проверкой установлено, что в 2008 году за предоставление резервных мест СПД „Сударев“ заплатил 9240 грн, в 2009 году — 1560 грн. На основании изложенного, учитывая, что имеют место факты взимания денежных средств за предоставление резервных мест... усматриваются признаки самоуправства». В результате, как ни удивительно, правоохранители отказали в возбуждении уголовного дела против зарвавшегося предпринимателя.
Хотя, как понимает читатель, здесь налицо скорее не самоуправство, а мошенничество. Сколько стоила господину Судареву такая подмена уголовно наказуемых понятий, история умалчивает.
Но, думается, ему было чем ее оплатить, ведь поговаривают, что у кладбищенского монополиста есть прайс на все. Например, поднести гроб от машины к яме (метров пять) стоит 300 грн. Даже чтобы забить крышку гроба, нужно заплатить около 20 грн.
Однако вернемся к платному «бронированию», вернее, резервированию мест, которое предприниматель поставил на поток на кладбищах ЮБК.
Статья 25 закона черным по белому гласит, что место для погребения выделяется безвозмездно. А 28-я статья напоминает, что кладбищенские земли — это земли коммунальной собственности. Значит, взимание любой платы частным предпринимателем за резерв места захоронения следует признать не только незаконным, но уголовно наказуемым, поскольку равнозначно взиманию налога на землю. А это, извините, функция государственных налоговых органов. Но, как видим, таким образом господин Сударев под «крышей» заинтересованных лиц «продает» государственные земли гектарами.
P. S. Отсюда понятно покровительственное отношение мэров и депутатов южнобережных поселков к бизнесу Сударева... Ведь очередное обращение к властям жителей Краснокаменки, которые теперь уже потребовали создать депутатскую комиссию для подтверждения фактов вымогательства и препятствий при захоронениях, поссовет быстренько отфутболил. В официальном письме жителей «успокоили»: в этом, мол, нет необходимости... Мила ШИПШИНОВИЧ
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 225 от 29 марта 2013 года
Еще статьи:
Кладбищенский скандалСтрасти по-кладбищенскиРитуальный пиарИ мертвым покоя не будет...Хороним без посредников