Новости Крыма

Детектив «с душком»

31.03.2013, 14:25 Просмотров: 822
Детектив «с душком»
Глядя с вожделением на поданную к обеду аппетитную отбивную, трудно абстрагироваться до понятия продовольственной безопасности. Но именно это яство может стать угрозой вашему здоровью и даже жизни. К сожалению, подобная отрава плывет в Украину контрабандным потоком в сотни тонн. В борьбе с этим негативным явлением необходима координация действий многих государственных органов. Высокую слаженность в этом вопросе демонстрируют крымские региональные подразделения СБУ, Госпогранслужбы и Таможни. За неполных два года силами этих ведомств пресечен ввоз в Крым более четырех сотен тонн контрабандного мяса…
Такую огромную массу мясной гнили в своих трюмах везли теплоходы «Пингвин», «Дельфин» и «Берикс». В приморские города, кроме этого груза, они везли прямую угрозу человеческой жизни, неблагополучную санитарно-эпизоотическую ситуацию, возможный срыв курортному сезону и ущерб от утилизации местным и республиканскому бюджетам.
Все контрабандные фелюги действовали по одному отработанному плану. Согласно ими разработанным легендам, как правило, по пути следования в агрегатах якобы возникала какая-либо поломка, и в условиях необходимости срочного ремонта суда пытались пристать к крымским берегам. Их задачей было под покровом темноты пришвартоваться к заранее обусловленному причалу, где можно было бы бесконтрольно разгрузиться. Там для этого уже наготове были и погрузчики, и транспорт, и документы по легализации товара. В целях конспирации контрабандисты шли на различные ухищрения.«Пингвина» выдавали
за «Азов-1»
В марте прошлого года в Керченском проливе разыгралась целая детективная история. Капитан судна «Пингвин» пошел на откровенный обман правоохранительных органов. В ответе на запрос оператора Государственной пограничной службы Украины исказил название судна, сообщив наименование аналогичного теплохода с путем следования в Мариуполь. А для визуальной наглядности он заранее изготовил и закрыл название судна «Пингвин» трафаретом с ложной надписью «Азов-1». Все эти ухищрения были необходимы для того, чтобы улизнуть от контроля сотрудников таможни и Госпогранслужбы. Под покровом ночи капитан повел судно-перевертыш к одному из частных причалов в акватории Керченского порта. С журналом было решено проще: чтобы не вносить исправлений, его просто не заполняли. Там не было ни строчки о неполадках или об иной причине входа в порт и о выгрузке мяса.
Капитан «Сильвер»
заблудился
Не выпал из постулатов детективного жанра и морской контрабандист - теплоход-рефрижератор «Дельфин», который по причине поломки в январе 2008 года пытался выгрузить у полуразрушенного причала поселка Новофедоровка Сакского района более 100 тонн мясных субпродуктов в январе прошлого года.
Удивительно, но согласно данным морского судоходного регистра этот теплоход значился за предприятием, которое по решению Одесского хозсуда было ликвидировано в 2007 году по причине банкротства. На «Дельфине», также как и на «Пингвине», судовой журнал не был заполнен необходимыми записями.
«Дельфин» транзитом вез мясо из Болгарии в Казахстан. Имеющиеся на судне документы не давали основания для транзитного перемещения этого груза по территории Украины. Тем не менее часть товара надо было выгрузить в Одессе. На вопрос «почему убежища искали в Крыму?», капитан потом пояснил, что сбился с курса. Воистину говорят: «неисповедимы пути господни»… Это ж как надо было «постараться» и потерять всякую бдительность, чтобы проскочить Одессу! Кстати, за свою хитрость и колорит капитан, с виду бывалый моряк, получил у оперативников прозвище «Сильвер». Он даже сигареты предпочитал с таким именно названием. При виде сотрудников Госпогранслужбы на причале по приказу капитана отдать швартовы «Дельфин» стремительно стал отходить от берега. Правоохранителям даже пришлось участвовать в настоящей погоне с табельным оружием и риском утонуть. Гуманность победила в капитане желание уйти от погони, и он развернул судно. Потом, во время досудебного следствия, «Сильвер» все-таки подался в бега. В течение полугода корсар находился в государственном розыске и безнаказанно бороздил моря в составе интернациональных команд. Попался «Сильвер» удивительно глупо: когда прошел регистрацию в качестве капитана иностранного судна на погранконтроле в городе Одессе.
Приговор
«Вонючим голландцам»
Правоохранителей очень заинтересовали попытки контрабандистов пробить броню границы. И благодаря слаженной совместной работе крымских региональных подразделений СБУ, Госпогранслужбы и Таможни была поставлена жесткая преграда контрабандистам на Черноморском побережье. Морской кордон оказался плотно закрытым и для пресловутого рефрижератора под названием «Берикс», который тоже под предлогом необходимости срочного ремонта пытался причалить в одном из черноморских портов. Судно 4 месяца блуждало по территориальным водам Украины с протухшим мясом. Теплоход, уже известный под названием «вонючий голландец», последовательно не приняли порты Феодосии, Евпатории, Николаева и Керчи. Причалил он только ввиду санитарно-эпизоотического неблагополучия, которое представлял груз для всего Черноморского региона.
Кульминацией двух контрабандных детективов «с душком» стали судебные приговоры по ст. 201 Уголовного Кодекса Украины («контрабанда, тобто переміщення товарів через митний кордон України поза митним контролем або з приховуванням від митного контролю…»). К четырем годам лишения свободы с конфискацией предметов контрабанды приговорен Керченским городским судом капитан рефрижераторного судна «Пингвин» с отсрочкой исполнения наказания сроком на два года. Приговор вступил в законную силу.
Приговором Сакского горрайонного суда АР Крым капитан «Дельфина» признан виновным, и ему назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы с конфискацией предметов контрабанды и с конфискацией имущества, принадлежащего ему на праве личной собственности. Приговор был обжалован в апелляционном порядке. Однако решением коллегии судей судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда АР Крым в удовлетворении жалобы осужденного отказано. Приговор Сакского горрайонного суда АР Крым не изменен и вступил в законную силу.
«Пингвин» и «Дельфин» завонялись в ожидании утилизации
Каждый раз утилизация контрабандного товара граничит с возникновением чрезвычайной ситуации на полуострове. Причина в том, что эта процедура финансово емкая и длительная, требующая документирования и согласования между различными государственными ведомствами.
В работу специальной Комиссии по чрезвычайной санитарно-экологической ситуации на теплоходе «Дельфин» в морском порту города Евпатория вошли представители Совета Министров АР Крым по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, Гражданской защиты г. Евпатории, Главного управления ветеринарной медицины в АР Крым, Крымской бассейновой СЭС, Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции, Евпаторийского государственного санитарного контроля на государственной границе и транспорте, ГУ МЧС Украины в АР Крым. Поэтому мясо с «Дельфина» было утилизировано только спустя три месяца после задержания - в апреле 2008 года, когда уже стояла весенняя жара, а курортный сезон в Евпатории оказался под угрозой срыва.
- Мы увидели то, что не могли даже себе представить, - делится впечатлениями заместитель головы г. Евпатория, председатель постоянной комиссии по техногенной безопасности города Геннадий Губанов. - Когда мы утилизировали субпродукты, то доставали печень, более двухсот килограммов. В голове не укладывается: от какого животного может быть эта печень, и что доставляют к нам сюда, на Украину? Наверное, если бы вы увидели эти продукты, то долгие годы не хотели бы кушать. Меня этот запах преследовал, наверное, еще недели три. По документам, которые остались в трюмах, мясо привезено со всей Европы: Болгария, Венгрия, Италия. Без сертификатов качества, совершенно без ничего… Когда начался процесс утилизации этих продуктов, то верхние слои еще могли быть утилизированы, но две трети были разложены практически полностью. Вывезти все это подъемно-транспортными механизмами было невозможно. Пришлось прибегнуть к вакуумным машинам, которые отсасывали из трюмов парохода всю эту гадость.
Примерно такая же ситуация сложилась и с «Пингвином». Пока мясо оформляли, оно испортилось и провоняло весь порт. Его удалось утилизировать путем сжигания на специальном полигоне только в середине лета 2008 года.
Для сжигания гнилья потребовалось привлечение 143 человек личного состава различных служб, 34 единицы техники и финансирование в сумме 115 тысяч гривен, которое было обеспечено за счет средств бюджета АРК и города Евпатории.
Сегодня «Дельфин» стоит на приколе в Евпаторийском торговом порту и представляет собой удручающее зрелище. Плавающий рефрижератор теперь невозможно использовать по назначению, ведь оборудование пришло в полную негодность от гниения продуктов. Единственное, на что он еще способен, так это стать металлоломом.
Судьба «Пингвина» более оптимистична: он так и занимается грузоперевозками в территориальных водах Украины.
Утилизировать
или перерабатывать?
По мнению специалистов, в случае, если документация на контрабандный груз была бы оформлена в короткий срок, то оставалась бы вероятность его промышленной утилизации. Тогда в результате переработки можно было бы получить доброкачественный товар в виде тех же удобрений или корма для животных. И после продажи этого товара в счет государства были бы зачислены дивиденды.
- В процессе следствия был выявлен целый комплекс проблем, касающихся документирования и проведения експертиз мяса, - говорит заместитель начальника ГУ СБУ в АР Крым, начальник СО Владимир Коваль, - причиной является несовершенство законодательной базы, что приводит к недостаточному взаимодействию различных ведомств, увеличению материальных затрат и затягиванию времени утилизации контрабандных продуктов. Сегодня мы разрабатываем предложения о внесении изменений в законодательные акты с целью усовершенствования противодействия контрабанде продуктов питания и мер по их утилизации.
Читатель может усомниться в целесообразности всеобщего противостояния контрабанде. Какой, мол, тут смысл? Только убытки. Но за такой рутинной работой правоохранительных структур, приглядевшись и осознав размеры угрозы для человека и государства, несложно увидеть повседневный подвиг. Так, дома, уходя на службу, многие из оперативников могут без стеснения мимоходом сказать, как в известном блокбастере: «Ну ладно. Я пошел спасать человечество…»Автор: Жанна Дунаевская, Пресс-группа ГУ СБУ в АР Крым
Раздел:
Календарь
< Февраль Март, 2024 Апрель 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28