Феодосия: быть курортом или строить мусороперерабатывающий завод?
Через пять лет в Крыму, согласно государственной программе, заработают четыре мусороперерабатывающих завода. Помимо того, что они избавят полуостров от ТБО, эти комплексы будут вырабатывать электроэнергию и голубое топливо, принося прибыль хозяевам и налоги в бюджет. Однако некоторые экологи бьют тревогу: МПЗ могут нанести еще больший вред, чем их отсутствие.
«КТ» решил разобраться, насколько опасны такие заводы, и почему в Феодосии срочно ищут инвестора, чтобы профинансировать создание еще одного, незапланированного государством завода.
Море зовет, волна поет,а мы такие загораем…
Снова тень наискосок, рыжий берег с полоской... пластиковых и стеклянных бутылок, пакетов, арбузных корок и прочего «улова». Курортный сезон «на носу», а в Крыму — не до отдыха и, тем более, не до поэзии. Впечатление от крымского отдыха омрачается грудами мусора на пляжах, вдоль дорог, на улицах и даже в море. Не секрет, что речь об оздоровлении на крымских курортах уже давно не идет. Напротив, отправляясь «на отдых», думаешь, как бы чего «не подцепить» и не проткнуть стопу осколком или консервной банкой.
Проблема эта касается не отдельного региона или побережья – ситуация повсеместна, даже в заповедных зонах. В черте крымских городов – та же мусорокатастрофа: горят свалки, а люди годами дышат «мусорным» дымом или просто запахами отходов. Неизвестно, какой из этих запахов безопаснее.
Последние полгода разговоры в правительстве об организованной утилизации мусора звучат все чаще и чаще. Напомним, президент Виктор Янукович утвердил государственную программу «Экологически безопасный Крым», предусматривающую строительство четырех крупных мусороперерабатывающих комплексов в степных районах. Планируется, что через пять лет такие комплексы заработают в Белогорском (с. Тургенево), Красногвардейском (с. Ленино), в Ленинском (пгт Ленино) и Сакском (с. Кольцово) районах.
Чиновничий «самовол» или «благое дело»?
Мэры Феодосии и Судака решили опередить государственную программу и строить свой мусороперерабатывающий завод. Прояснить ситуацию согласились зачинщики «благого» дела и специалисты.
Александр Бартенев, мэр Феодосии:
«Нашу задумку мы согласовали с правительством: идею эту восприняли позитивно. Сейчас мы с мэром Судака работаем над поиском инвестора. К нам приходили со своими предложениями более 40 компаний, но стоимость их проектов была завышена в два раза. Мы ездили в Германию и убедились, что это дело хорошее и стоит порядка 18 млн. евро, а не как нам предлагалось 30 - 40 млн. Сегодня у нас есть три потенциальных инвестора: Россия, Украина и Германия. На днях пройдет встреча с украинской компанией, а в мае – с немецкой».
Работа завода планируется в традиционном режиме: на выходе будет производиться электричество или газ. Подобные проекты сегодня обсуждаются и в Белогорском районе, где также идет поиск инвестора.
Александр Саутин, заместитель председателя Республиканского комитета по охране окружающей среды АР Крым:
«Альтернативы по созданию МПЗ не существует. Накопление отходов растет в геометрической прогрессии. В Крыму 28 полигонов, половина из низ уже исчерпала свой лимит, остальные — на грани переизбытка. Если не построить МПЗ, мы утонем в мусоре. По феодосийской ситуации данных пока нет. Идет разработка проекта по Белогорскому району. Если Феодосия окажется первой — пожалуйста, правительство будет выбирать, сравнивать».
МПЗ — норма или нарушение?
С одной стороны, перспективы появления такого предприятия радуют, но подобное строительство предполагает соблюдение всех санитарно-эпидемиологических норм. Смогут ли регионы по справедливости ответить перед экологами?
Екатерина Серебренникова, заместитель главного государственного санитарного врача АР Крым:
«Хотелось бы вынести эти предприятия за пределы курортных регионов. И для этого нужно большое место — 50-60 га земли, а вокруг таких предприятий должна, по требованиям СЭС, располагаться полуторакилометровая зона без жилищного строительства, а тем более рекреационных объектов. Что касается Феодосии, то документов, официальных заявлений от феодосийской мэрии пока не поступало ни в республиканскую СЭС, ни в феодосийскую. Если они (мэры — прим. Авт.) считают, что согласуют эти вопросы потом, то они заблуждаются. Для строительства мусороперерабатывающего комплекса нужны соответствующие условия».
По официальным данным, на полуострове «хранится» около 70 млн. кубометров отходов, а ежегодно крымское население пополняет это «хранилище» еще примерно на 1 млн. тонн мусора. Ситуация не терпит отлагательств: одни полигоны переполнены, другие закрыты. Например, гаспринский. Мусор из Большой Ялты вывозится в Бахчисарайский, Белогорский, Симферопольский районы. Единственное, что перерабатывается на полуострове — это пластик и полиэтилен, они отправляются на вторичную обработку в Красноперекопск. Остальной мусор подлежит «захоронению». Но как соединить курортные зоны с подобным репроизводством?
Александр Лиев, первый заместитель министра курортов и туризма Крыма:
«Насколько я понял, речь идет о строительстве в Феодосии не столько мусороперерабатывающего завода, сколько мусоросортировочного. То есть планируется сортировать отходы по фракциям, а потом перепоставлять мусор на переработку».
Странно, что феодосийский мэр рассказал нам именно о мусороперерабатывающем заводе. Как у него согласуется его строительство с рекреационной зоной, непонятно.
Много плюсов, но в чем подвох?
Похоже, четкой согласованности правительства, СЭС, экологов и инвесторов по строительству завода или сортировочной станции в автономии пока нет. Ясно одно: заводы утилизации отходов — необходимы, но безопасны ли?
Екатерина Серебренникова, заместитель главного государственного санитарного врача АР Крым:
«Строительство МП предприятий не представляет экологической опасности: не оказывают влияния ни на атмосферу, ни на почву. Это решило бы проблему мусора в регионе раз и навсегда. Никто не хочет в Украине принимать на переработку чужой мусор, а тем более в таких количествах».
Виктор Тарасенко, эколог, президент Крымской академии наук:
«Больший вред здоровью наносят горящие свалки, выпускающие в воздух огромное количество канцерогенов. А мусороперерабатывающие заводы без сомнения надо строить. Но прежде все продумать: найти подходящее место, отдаленное от населенных пунктов, не спеша разработать проект, отвечающий всем нормам и требованиям. Завод позволяет использовать мусор во благо: получать электричество, метан. Но необходимо решить вопрос об остаточном материале, выделить специальный полигон, правильно упаковывать эти шлаки, а после подобрать модель их биохимической утилизации».
По мнению крымских экологов, наиболее правильное место для строительства — заброшенный карьер в Белогорском районе, поскольку он находится далеко от города. А вот задумываются ли власти прибрежных городов, что, построив на полуострове подобное предприятие, они значительно сократят число отдыхающих, которые хотят получить от Крыма уже не столько чистоту, сколько целебный крымский воздух? Особенно это может грозить той же Феодосии, где инициатива мэрии и, видимо, какие-то особые интересы идут вразрез с санитарными нормами, да и курортников это может отпугнуть.
Вера НАДЕЖДИНА "Крымский ТелеграфЪ"
фото К.Михальчевский
материал опубликован в "КТ" № 128 от 22 апреля 2011 года