Транспортная отрасль Симферополя погрязла в хаосе и коррупции
Почему в вопросах транспорта нет и, наверное, не будет порядка и как чиновники умело жонглируют фактами, анализировал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Все только для «своих»
О прогнившей изнутри, коррупционной автотранспортной сфере Крыма мы неоднократно писали в своих публикациях, но не касались ни разу отдельных городов и районов. И вот теперь решили уделить внимание столице Крыма. Здесь чиновники также «имеют» перевозчиков на всю катушку. Чтобы не быть голословными, приведем примеры.
Постановлением Кабмина от 3 декабря 2008 года № 1081 утвержден порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, где сказано, что объектом конкурса может быть не только маршрут, но и часть одного или нескольких маршрутов. Например, объект конкурса — шесть автобусов из 12 автобусов на маршруте. В этом случае спецавтобусы для инвалидов у тех, кто хочет принять участие в конкурсе, не нужны. Однако, по нашим данным, исполком горсовета Симферополя требует абсолютно от всех перевозчиков, выставляющихся на конкурс, такие специальные машины. Такое требование можно увидеть в исполкомовском решении № 3020.
К примеру: в конкурсе на перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, который должен состояться в декабре, из одиннадцати объектов практически все являются частями. Соответственно, с перевозчиков, подающих документы на эти маршруты, не имеют никакого права требовать «инвалидные» автобусы. Но их требуют. Таким образом, мэрия не только нарушает права автоперевозчиков, но и законодательство, а вместе с тем, видимо, пропихивает на маршруты «нужные» машины. И это только один механизм, по которому можно отсеять «неугодных».
Спрашивается, куда смотрят правоохранительные органы... Ведь регламентом исполкома Симферопольского горсовета установлено, что копии принятых решений направляются в прокуратуру города. Возможно, это сделали разработчики городского решения по объявлению конкурса (среди которых якобы и начальник управления транспорта и связи Симферопольского городского совета Андрей Каракулькин, и курирующий транспортную отрасль заместитель городского головы Игорь Скуцкий), чтобы «отсеять» на стадии подачи документы автоперевозчиков.
«Впаяли» по полной
Еще один момент. Перевозчик теоретически знает, что по украинскому законодательству он имеет право выставляться на часть маршрута, если нет специального автобуса, приспособленного для инвалидов. Он идет на этот конкурс, при этом платит за участие аж 5095,93 грн.
Когда дело доходит до отбора «кандидатур» на маршруты, перевозчика просто отсеивают, объясняя, что он может участвовать, когда нет других претендентов с автобусами для инвалидов. Но фактически «нужные» претенденты уже имеются. Вот только деньги при всем этом перевозчику не возвращаются. Несколько таких «кидков», и набегает кругленькая сумма, которая идет прямо в руки коммунального предприятия «Сим Транс Сервис». Источники из транспортной отрасли утверждают, что 5095,93 грн за участие в конкурсе — это безумно высокая, экономически не обоснованная цена. Так, в других городах Украины, например, в Коростене плата за участие в конкурсе составляет 574 грн, а в той же Макеевке — 290 грн, но никак не 5095! Симферопольские же чиновники решили «впаять» перевозчикам по полной, чтобы, говорят, лучше подкормить свое КП.
Идем далее. Исполком горсовета по закону об автомобильном транспорте обязан создать для начала автобусномаршрутную сеть (это первичная документация, которая предусматривает перспективу развития) и только после этого, на основании сети, создать реестр городских маршрутов. У нас в городе сети нет и в помине, зато существует реестр! Как последний создавали, остается тайной за семью печатями.... Отсутствие маршрутной сети позволяет должностным лицам исполнительных органов Симферопольского городского совета по своему желанию, бесконтрольно открывать маршруты, возможно, по заказу перевозчиков, и объявлять по ним конкурсы. Например, в августе этого года было открыто шесть новых маршрутов, в то время как исполком проводил политику оптимизации автобусной маршрутной сети.
Более того, исполком горсовета, по нашим источникам, вообще не принимал решений об открытии маршрутов, как того требует Закон Украины «Об автомобильном транспорте». А ведь у каждого маршрута должно быть технико-экономическое обоснование, чего, как видим, нет.
160 тысяч гривен в «карман»
А теперь о парковках. На днях симферопольские власти заявили о том, что планируют организовать в городе 28 парковок. Сейчас функционируют парковки на площади Спортивной и Привокзальной. По правилам, парковочные площадки должны быть оборудованы урнами, контейнерами, пешеходными ограждениями, с организацией уличного освещения, установкой видеокамер с выводом данных на диспетчерский пункт, оборудованием заездного кармана и т. д. Однако всего этого в полном объеме нет ни на одной парковке города. Более того, отведенные площадки для платной парковки обязательно должны быть оборудованы парковочными автоматами из расчета не менее как один автомат на 20 мест. Так, если взять парковку на площади Спортивной, как указано в решении исполкома № 1639, — на ней размещается 310 парковочных мест, то есть необходимо 310 разделить на 20 парковочных мест — получаем 16 паркоматов. А там их всего четыре!
В одном из своих интервью журналисту телекомпании ИТВ начальник управления транспорта Андрей Каракулькин заявил, что «ежемесячно в городскую казну от работы парковки на площади Спортивной поступает около 40 тысяч гривен». Однако простой расчет показывает, что оператор «Леко-Крым», обслуживающий парковки на площади Спортивной (на 310 и 37 мест), в соответствии со статьей 266 Налогового кодекса Украины должен ежеквартально перечислять в бюджет Симферополя 160 800 грн, а по указанным расчетам начальника управления транспорта и связи он фактически перечисляет около 120 тыс. грн! Объясним, откуда такие суммы. Решением внеочередной, 13-й сессии Симферопольского горсовета от 31 марта 2011 г., № 126 установлены ставки сбора за места для паркования транспортных средств на площади Спортивной: первый участок общей площадью 3100,62 кв. м без мест для инвалидов — 0,05% минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января. Второй участок общей площадью 382,58 кв. м без мест для инвалидов — 0,03% минимальной зарплаты. Таким образом, получаем следующее: в первом случае цифру в 49904 грн, во втором — 3694 грн — итого 53598 гривен вместо указанных Каракулькиным «около 40 тысяч».
В целом за календарный год недополученная городским бюджетом сумма составляет более 160000 гривен — и это только с одной площади Спортивной! Куда уходит эта разница — или она находится у оператора, или оседает в карманах должностных лиц местной власти, неизвестно.
И еще возникает вопрос: каким образом начали функционировать парковки на площади Спортивной и бульваре им. Ленина при отсутствии утвержденной схемы организации дорожного движения. Указанные решения исполнительного комитета городского совета не размещены на сайте Симферопольского городского совета, что дает основания считать, что они не разрабатывались и не принимались, а соответствующие схемы не утверждались уполномоченным исполкомом лицом — Игорем Скуцким.
О самих тарифах — это вообще отдельный разговор. Во время парковки пользователь оплачивает стоимость услуг согласно тарифу, установленному исполнительным органом городского совета. Нам не удалось найти на сайте Симферопольского горсовета решение, которым бы установили тариф, послуживший основанием для определения оператором стоимости услуг. Данный факт позволяет говорить о том, что на сегодняшний день тариф не установлен, однако операторы взимают с любого жителя города по 5–10 грн. за один час парковки — кому сколько больше нравится. Обоснована ли эта цифра, неясно, ведь в горсовет, по нашим данным, никто не представил экономически обоснованные тарифы.
Кстати, наши источники уверяют, что все коммунальные парковки города разместились вдоль дорог, на так называемых отведенных местах, а значит, на них не должно быть шлагбаумов. Однако, как мы видим, шлагбаумы есть. Таким образом, не только ущемляются права граждан на беспрепятственный заезд, но и создается аварийная ситуация вдоль дорог.
P. S. После серии наших публикаций о хаосе в транспортной сфере Крыма там начали наводить порядок. Надеемся, что автотранспортной отраслью Симферополя тоже заинтересуются правоохранительные органы.
Справка
Согласно решению 22-й сессии Симферопольского горсовета от 30 августа 2011 года, № 218, льготы по оплате за парковку транспортного средства предоставляются в размере 100%:
инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
инвалидам (владельцам автомобилей, оборудованных ручным управлением);
депутатам Верховного Совета АРК;
депутатам городского, районных в городе, Грэсовского поселкового совета г. Симферополя;
должностным лицам органов местного самоуправления города при выполнении служебных обязанностей;
участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1-й и 2-й категорий.
Правом бесплатной парковки пользуются транспортные средства скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции при выполнении служебных обязанностей, а также транспортные средства аварийных служб города.
Будьте бдительны, ведь ни один оператор-парковщик не признается, что на стоянке есть бесплатные места.
Ипполит НЕИЗВЕСТНЫЙ
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 209 от 30 ноября 2012 год
Еще статьи:
Кто нас возит?Исполком остался без Суворова, а город снова без парковокЧто за «высокая крыша»?Перевозчики страшатся роковых автобусовОткрыто, прозрачно или коррупционно опасно?