В Крыму продолжают массово продавать разбавленный бензин и дурить на литрах
В редакцию газеты «Крымский ТелеграфЪ» обратились джанкойцы с жалобами на работу автозаправок. Углубившись в эту тему, приходится принять как факт, что некачественное топливо и недолив можно встретить по всему Крыму, однако подобный обман почему-то остается безнаказанным.
Бензиновая арифметика
Джанкойские водители сообщили, что их серьезно обсчитали на автозаправке, которую связывают с именем крымского депутата Николая Юревича. Известно, что Юревич одновременно является членом исполкома Джанкойского горсовета и учредителем малого многопрофильного предприятия ДЮН, которое занимается реализацией горюче-смазочных материалов в районе. В 2009 году Территориальное отделение Антимонопольного комитета в Крыму оштрафовало это предприятие за антиконкурентные согласованные действия с ООО «Джанкой-торгсервис». Фирмы без объективных причин одновременно и до одинакового уровня повышали цены на моторное топливо в границах Джанкоя и Джанкойского района. Но сегодня джанкойцы снова жалуются на его заправки.
Александр С., житель Джанкоя:
«Слышал я, некий Юревич распоряжается этими заправками... Так вот, каждую неделю я заправляю автобус дизтопливом на 300 гривен, после чего на датчике всегда показывает полбака. Здесь же, на этой АЗС, после заправки стрелка показывала намного меньше положенного значения. Мне говорили те, кто здесь работает, что заправочные колонки накручены на обман водителей на 175 миллилитров с одного литра. Почему никто это не проверяет?! На 300 гривен по цене 9,60 по счетчику выходит 31,25 литра. Соответственно, меня „вставили“ почти на 5,5 литра! Все сходится, именно так и показывала стрелка топлива на щитке приборов на машине. Значит, 5,46 литра по 9,60 — это уже 52 гривны 49 копеек навара. А представьте, сколько машин заправляется в день и в каком количестве!»
По слухам, на заправках депутата якобы нарушаются и нормы охраны труда — пистолетчики здесь вынуждены работать сутки через двое, хотя положено сутки через трое. Возможно, потому они стали более откровенны с водителями...
Николай Юревич, депутат ВС АРК:
«Сегодня все заправочные станции являются чьими-то, у них есть собственники. Вот, допустим, на маленький Джанкой, вы представьте себе, 15 заправок! И торговать некачественными нефтепродуктами — это значит заведомо обанкротиться. Собственники сами объезжают заправки, заглядывают во все эти горшки. Когда это было государственное, тогда это нужно было красть, а сегодня это все частное — сегодня нужно вкладывать. И если кому-то недолили топливо, ему даже не надо никуда обращаться — на месте ему все объяснят, решат. Ну я не исключаю, какие-то поломки могут быть. Но ему на месте все сразу устранят, еще и оближут...»
«Жалобная» тема
По словам Николая Юревича, каждые 10 дней специально сертифицированная лаборатория приезжает — проверяет качество бензина. Однако, как нам рассказали владельцы других нефтяных компаний, качество топлива на заправках проверяют только по заявлению граждан.
Сергей Бейм, вице-президент корпорации ТЭС:
«Как это происходит: если клиент недоволен качеством бензина, он пишет жалобу в управление по делам защиты прав потребителей, и они уже выезжают и отбирают пробы».
Но, напомним, еще в прошлом году крымчане остались беззащитными перед недобросовестными продавцами всех мастей. Это случилось после того, как Рескомитет по торговле и защите прав потребителей реорганизовали и лишили части полномочий, присоединив его к Министерству экономики. По этому поводу первый замминистра экономического развития и торговли АРК Ольга Кривенко объясняла, что функции защиты прав потребителей были ликвидированы, остались только функции торговли.
Части полномочий лишилось и Главное управление по вопросам защиты прав потребителей в АРК, которое теперь переименовано в инспекцию. Инспекция, однако, напрямую подчиняется Киеву и не может наказывать продавцов за некачественную продукцию, как это было раньше, ее полномочия сузились до контроля за рекламой.
При Совете министров Крыма планировали создать другой орган, который сможет перенять у бывшего Рескомитета высвободившиеся функции. Эту попытку сделали в мае. И сегодня в разгаре процесс формирования штата нового управления, набираются сотрудники, они сдают соответствующие экзамены.
Светлана Верба, министр экономического развития и торговли АРК:
«Вы же знаете, что согласно Закону „О госслужбе“ мы проходим спецпроверку. Но самое главное, мы, может, уже и начали бы оперативно работать, провели бы семинары, тренинги, обучение согласно новому закону, но все дело в том, что нет порядка осуществления этой деятельности. То есть каким образом собирать штрафы, сколько это будет стоить, каким образом расщеплять — куда, в какой бюджет... Этот порядок сейчас на рассмотрении в органах исполнительной власти центра. Мы ждем».
Тем не менее у крымчан появилась возможность обратиться в еще одну недавно образованную инстанцию, призванную охранять права потребителей.
Людмила Ползикова, замначальника Управления по вопросам защиты прав потребителей при Держспоживинспекции Украины в АРК:
«У нас в полномочиях проверка характеристик продукции, то есть качественных показателей, — могут ли они нанести вред человеку. Бензин — это продукт повышенной степени риска для потребителя. Недолив, хамское обслуживание, скажем так, еще что-либо — все эти вопросы идут в Совет министров, в министерство. Мы начали работу буквально месяц назад. Заявления по АЗС у нас были, но не можем пока дать результативности этих заявлений, вот только-только нам дали полномочия. Мы отдали заявления на согласование с Киевом на внеплановую проверку, то есть пока результатов для громкого дела нет.
У нас есть плановые проверки... утвержденные Киевом, и мы работаем по заявлениям граждан, если у них есть чек, какие-то документы, по которым можно идентифицировать, где и что они приобрели».
Проверка на дорогах
Как подтверждают чиновники, водители сегодня продолжают жаловаться не только на джанкойские заправки, но и на заправки по всем крымским направлениям.
Светлана Н., хозяйка автомобиля «Тойота Королла»:
«На Ялтинской трассе под Симферополем я купила вроде как хороший бензин за 12,50. Мне советовали, обещали, что машина будет хорошо ездить. Первый раз купила — все было нормально. А второй — обороты упали, машину трясет. Неужели они не понимают, что дорогим бензином заправляются те люди, которые ездят на хороших машинах. Они щадят свои машины, и ясно, что готовы заплатить дороже за качественный бензин. Ну так пусть он будет дороже, только продавайте хороший бензин. Но, к сожалению, связи цена — качество как не было, так и нет!»
О том, что разницы между дешевым и дорогим бензином практически нет, сокрушаются многие автомобилисты. Лишь степень порядочности владельцев АЗС — главный критерий качества топлива.
Василий Г., хозяин автомобиля ГАЗ-3110:
«Если раньше я заправлялся там, где подешевле, то в последнее время покупаю бензин только у одной проверенной фирмы, поскольку после заправки на случайных АЗС бывает всякое — забиваются свечи, форсунки, бензонасос, а иногда вообще двигатель чихает, а машина дергается. Когда все это заменишь — понимаешь, что лучше переплатить за бензин и проехать пару лишних километров, чем потом чистить и покупать новые детали!»
Сами владельцы заправок говорят: проверить качество бензина водитель самостоятельно не в состоянии, поэтому судит о нем уже по неисправностям в машине.
А вот с недоливом бороться можно: например, заправлять полный бак и, зная его вместимость, проверять, сколько вам топлива залили. Допустим, бак рассчитан на 50 литров, а вам залили 55. Очевидно, что вы переплатите за несуществующие 5 литров. Но есть и другой способ.
Сергей Бейм:
«Любой клиент может попросить на заправке мерник, а сотрудники АЗС не имеют права отказать в его предоставлении. Таким образом, бензин сначала наливается в 10-литровую емкость, а затем переливается в бак автомобиля. Кстати, по нормам, недолив не может превышать 50 миллилитров на 10 литров».
В общем, пока основное надзорное Управление по вопросам защиты прав потребителей в автономии только формируется, недобросовестные автозаправщики продолжают обсчитывать и дурить водителей, доходя даже до того, что, как нам рассказал бывший работник одной из крымских АЗС, делают из 76-го бензина 92-й, накачивая его всевозможными присадками для повышения октанового числа. А в автомастерских потом появляется все больше машин, покалеченных некачественным топливом... Мила ШИПШИНОВИЧ,
Алексей ПРАВДИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 196 от 31 апреля 2012 год
Еще статьи:
Крымчане остались без защиты?АМКУ оштрафовал крымских нефтетрейдеров за одинаковые цены на бензин и дизт ...А за товар ответишь!«Укрпочта» без бензинаКупил, расписался, очнулся — брак