Кто и почему упорно хочет посадить строителя-подрядчика по надуманным уголовным делам
Кем бы ты ни работал в селе, выживать там трудно. Будь ты фермером или строителем, как только проявишь инициативу — сразу же у кого-то возникает вопрос: а почему это ты вдруг сделал то, что до тебя не делал никто? Значит, есть какая-то незаконная финансовая заинтересованность?
Вот ее-то и начинают искать всевозможные контролирующие службы, и, как правило, не просто так, а по заказу тех, кому такие инициаторы мешают. В подтверждение — история, которая произошла в Раздольненском районе.
А вдоль дороги — столбы, столбы...
Голова Славновского сельсовета Раздольненского района довольно долго искала подрядчиков для выполнения работ по капитальному уличному освещению села Стерегущего. Месяцев восемь этот проект пролежал в местном РЭС, но государственные электрики отказались работать за выделенную сметой сумму — показалась маловатой. Тогда предложили заняться уличным освещением ЧП «Меркурий-2», у которого имелись лицензии на выполнение строительных работ.
Директор ЧП Владимир Яблоненко, естественно, столкнулся с тем, что выделенные средства действительно не соответствовали реальным затратам — смета составлялась в 2007 году, корректировалась в 2008-м, а приступили к строительству в 2011-м, когда часть денег съела инфляция. Выход нашли — ЧП работало без НДС, сэкономленные таким образом средства раскинули на стоимость стройматериалов. Когда Яблоненко решил взять в аренду в РЭС нужные для работы механизмы, начальник заколебался: мол, и права такого не имею, и сам готов выполнить этот этап работ в качестве подрядчика.
Со стоимостью материалов тоже было не так просто — на 10 входящих опор электроосвещения в смете указывалась сумма в 9 тыс. гривен, а вот «Крымжелезобетон» отпускал такие столбы по 1400 гривен за штуку. Если прибавить за доставку еще тысячи две, в указанную смету эти расходы никак не укладывались. «Думайте, — сказала голова сельсовета, — нам такие деньги уже не дадут». Выход предложил сам начальник местного РЭС Плахотнюк, заявив, что он может выделить демонтированные (б/у) электроопоры, вполне пригодные для установки уличного освещения, но значительно дешевле. Вот только документы для перечисления денег на счет дать отказался — мол, продам исключительно наличными. По закону, стройматериалы можно покупать за нал, но с уплатой налога в 25%, что Яблоненко и сделал, оприходовав столбы по акту закупки.
А тут вдруг местный ОБЭП возбудил уголовное дело по факту покупки подрядчиками видавших виды опор. На аргументы Владимира Николаевича о том, что они соответствуют необходимым техническим характеристикам, милиционеры не реагировали и работы строителей приостановили. Спасла ситуацию голова сельсовета — попросила содействия у главы райадминистрации: мол, денег-то больше вы не выделяете, так дайте людям возможность закончить работы хотя бы по смете. И милиция отстала, но, как оказалось, временно. Подрядчик к декабрю закончил стройку и монтаж, госкомиссия ввела линию в эксплуатацию, да и глава РЭС Плахотнюк принял линии электроосвещения на обслуживание как соответствующие всем техническим требованиям.
Приговор по максимуму
А через несколько месяцев Яблоненко вновь вызывают в милицию — якобы возбуждено уголовное дело уже против него лично, так как Плахотнюк написал заявление о том, что списанные опоры переданы Яблоненко бесплатно, поскольку тогда проходила такая «благотворительная» акция, согласованная с руководством Крымэнерго. Доказательств, правда, такой «благотворительности» не представил — ни накладных, ни акта передачи, ни договора о безвозмездных действиях. Ничего.
Адвокаты и знакомые уверяли Владимира Николаевича, что уголовное дело явно надумано и прокуратура его опротестует. Как бы не так — дело передали в суд по статье 191 части 2 УК («присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением»), которая предусматривает до трех лет наказания. Судья первой инстанции и дала «злостному растратчику» по максимуму — три года лишения свободы с возмещением 9 тыс. гривен, выделенных на покупку опор. Мол, Плахотнюк уверяет, что отдал их бесплатно, и точка. Хотя никакого договора о передаче не представил суду.
Сейчас Владимир Яблоненко приговор суда, вынесенный ему в середине июня, обжалует в апелляции.
Дальше — интереснее: в отношении Яблоненко возбуждается еще одно уголовное дело, причем по той же статье 191 УК Украины. В деле указывается, что при проведении ремонта кровли в селе Славном ЧП «Меркурий-2» незаконно получило деньги в размере полутора тысяч гривен за вывоз мусора и 10 тысяч за перевозку работников к месту работы. Хотя имеется и акт выполненных работ, подписанный «заинтересованными сторонами», и тарифы на эти работы установлены государством, а не взяты из головы Яблоненко, но дело таки расследуется.
Соучредители-рейдеры
Возникает навязчивое впечатление, что под Яблоненко явно кто-то копает, но вот с какой целью? После анализа имеющихся сведений картина складывается такая: у Владимира Николаевича имеется производственная база, на которую явно положила глаз местная «мафия» (если ее так можно называть). По крайней мере, его второй соучредитель ввел в одностороннем порядке в состав учредителей ЧП свою мать и, сочтя, что ему теперь принадлежит большая доля в фирме, попросту перестал пускать Яблоненко на предприятие.
По заявлению Владимира Николаевича милиция якобы проводила проверку, но ничего криминального в отношениях соучредителей не усмотрела — мол, эти отношения гражданско-правовые, отправляйтесь на разборки в суд.
А вот руководит всем процессом в роли серого кардинала Юрий Т., личность в Крыму довольно известная — отбывал срок за заказ и организацию убийства Леонида Рябики, бывшего главы Раздольненской райгосадминистрации, погибшего в 1996 году от пули исполнителя. Вышедший на свободу заказчик этого преступления теперь в авторитете во всем районе — говорят, даже в кабинет начальника местной милиции входит, открывая дверь ногой. Командует сейчас он и на производственной базе, на которую вход для директора Яблоненко закрыт категорически. Тот пытался поговорить с Юрием Т. откровенно — мол, объясни, в чем дело, как нам с соучредителем разойтись по-хорошему. Теневой «глава района» только посмеялся в лицо предпринимателю: я тут не при делах, разбирайтесь сами.
Ну что ж, суд первой инстанции, Раздольненский районный, уже «разобрался», приговорив непонятно в чем виновного Яблоненко к трем годам лишения свободы. Не дай бог, и апелляционный отнесется в этому делу формально, тогда руки у соучредителей-захватчиков будут развязаны, а значит, и предприятие, и база перейдут в эти самые загребущие руки. Вот и весь расклад «по понятиям». Ванда ЯЗВИЦКАЯ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 189 от 13 июля 2012 год
Еще статьи:
УПК — Уголовное право КатароваСидел бы молча...По дороге — столбы, столбы, столбы...Тюрьма или деньги!Операция «Провокация»