Как и почему убили крымскотатарского молодежного лидера и журналиста Норика Ширина
Со дня убийства прошло почти шесть лет. За это время правоохранители отработали немало версий. На сегодня можно утверждать, что убийство Ширина раскрыто. Впрочем, заказчика так никто и не назвал. Не потому ли о раскрытии преступления высокое милицейское начальство молчит по сей день?
Попытки раскрыть преступление предпринимали не только нынешние милиционеры, но и бывшие сотрудники — не секрет, что наиболее опытные сыскари нынче пребывают в отставке, но опыт-то на заслуженный отдых не отправишь. Благо и тем и другим, несмотря на начальственные запреты, удалось поработать вместе: у одних — умение, у других — возможности.
Чужие здесь не ходят...
Тело Норика Ширина было обнаружено днем 20 декабря 2006 года в автомашине, находившейся в гараже. Судя по всему, убит Нури ночью, а нападавших было не меньше трех. Эксперты насчитали на теле убитого около десятка ножевых ранений, причем напоследок убийцы перерезали ему горло характерным для Востока способом. Так до сих пор расправляются со своими врагами и афганские моджахеды, и чеченские боевики, для которых нож — это продолжение руки. Да и любой симферополец знает, что в микрорайоне Ак-Мечеть, где жил и был убит Норик Ширин, «чужие не ходят» — любого постороннего видно за версту.
Кстати, на месте преступления следов борьбы видно не было. Похоже, преступники попали в гараж, когда Нури ставил машину. Получается, либо Нури был знаком с теми, кто пришел вслед за ним в гараж, либо эти люди не вызвали в нем подозрений своим внешним видом. Хотя, по воспоминаниям родственников и друзей, он был абсолютно бесконфликтным человеком и всегда верил в возможность разрешения любого спора миром. А вот убийцы, судя по всему, не были настроены разговаривать...
Напомним, что поначалу у следователей было около сорока (!) версий убийства, рассматривались даже самые абсурдные, но правоохранители не продвинулись вперед ни на шаг. Несколько лет подряд прокуратура и милиция, ссылаясь на тайну следствия, отказывались сообщать даже о скромных успехах. Хотя каждый из руководителей-силовиков перед прессой загадочно ронял скупые слова — мол, дело в раскрытии «перспективно».
«Перспективное» уголовное дело передавали по подследственности из прокуратуры в милицию и обратно. Менялись следователи, озвучивались заявления о готовности оплатить «услуги» свидетелей и информаторов, но...
А ты не боишься, мальчик?
По мнению бывших сотрудников органов (тех профессионалов, которые точно знают механизм раскрытия преступлений), заказчиков и исполнителей этого убийства отыскать станет возможным только тогда, когда это будет выгодно некоторым политикам.
Как уже стало ясно сегодня, причины гибели Норика не имеют отношения ни к бизнесу, ни к бытовым проблемам — это следует из личности организатора преступления, о котором мы расскажем ниже. А вот созданная Шириным молодежная организация «Бирлик Единство» впервые в Крыму объединила не только крымских татар, но и славян. Нури пытался воплощать идеи, которые бы позволили обойтись без межнационального противостояния. Но тут все оказалось гораздо сложнее: по замыслам меджлисовских руководителей, хороши все организации, но только если они крымскотатарские и больше ничьи. Как говорится, посторонним вход воспрещен. И когда Ширин встречался с ребятами из подведомственных меджлису крымскотатарских организаций, они ему говорили: «Норик, тебе хорошо, ты свободен. А у нас „сталинизм“. Мы ничего сами не решаем».
Недовольство деятельностью Норика и его организацией появилось как раз у крымскотатарских же «лидеров». Почему? Да потому, что этот, по сути, еще мальчик говорил то, чего никогда бы не рискнули заявить самоназванные «аксакалы». Он не скрывал своих взглядов: «Если сегодня не объединимся со славянами, завтра уже будет поздно. Доведут политики наши до войны. И пострадают от этого в основном сами крымские татары. Они же не оценивают, что русских здесь два миллиона, а нас всего 250 тысяч. И в первую очередь мы сами должны быть толерантными».
Говорят, однажды его позвали в меджлис, а он там сказал, что, мол, надо менять идеологию. И тогда его спросили: «А ты не боишься, мальчик, что тебя убьют?»
Тайны следствия
Если искать истоки этого убийства, то началось все с другого преступления, которое произошло 8 августа того же, 2006 года в селе Голубинка Бахчисарайского района. Ночью в дом антиквара Огаркова ворвались вооруженные люди в масках. Они расстреляли главу семейства, который чудом выжил, его жену и дочь — те погибли. Преступники похитили коллекционные монеты, драгоценности и деньги — около 35 тысяч гривен.
Все началось с полученной оперативной информации о том, что в одной из колоний Луганской области отбывает наказание за другое преступление (изнасилование и хранение наркотиков) некий гражданин Ильясов, имеющий отношение к нападению на коллекционера. Тем же оперативным путем выяснилось, что это преступление задумывалось давно, еще в 2004 году. В лесу у села Аромат Бахчисарайского района братья Петеджиевы (Асан, Рустем, Осман), Эрнест по кличке Красавчик и Ильясов обсуждали план нападения на семью Огарковых. Асан узнал о «жирном» клиенте от знакомого — мол, у того есть целая коллекция монет, потянет тысяч на 30–50 в долларах США. К тому же у потенциальной жертвы, по подсчетам злодеев, должны быть и деньги — все-таки предприниматель. Придумали и план нападения: отравить собаку во дворе, зайти в дом в масках и перчатках, скотчем связать членов семьи и под пытками выяснить место хранения ценностей. Понятно, что после этого в живых не намеревались оставлять никого — всех собирались расстрелять. Ряд случайностей помешал исполнению плана в 2004 году, но вот спустя два года (и опять-таки не с первой попытки — помешали свидетели) он был осуществлен в точности, за исключением того, что главе семьи удалось выжить.
Пока проводилась оперативная разработка уже практически установленных фигурантов «дела Огарковых», было раскрыто несколько преступлений прошлых лет, в том числе и нескольких убийств. Почти все (тогда так казалось) нападавшие были задержаны спустя десять дней по обвинению сначала в одном убийстве, а потом и в двух. Началась разработка их причастности к убийству Огарковых. Асан Петеджиев, арестованный за совершение убийства некоего гражданина З., тогда еще подозреваемый в «деле Огарковых», судорожно стал искать встречи с «влиятельными людьми» из бывшей преступной группировки «Имдат». Но, как оказалось, был в этом деле и некий странный след, который вел к человеку по кличке Абу-Абдалла, духовному и преступному наставнику банды. Именно он позже всплывет и в деле убийства Норика Ширина.
Убийства во имя веры
Когда нападение на Огарковых уже было раскрыто, большинство нитей привело к некоему Махмудову Шовкату Дильшатовичу, 1964 года рождения, носившему кличку Абу-Абдалла. Как выяснилось, вместе с отцом и «группой единомышленников» после февраля 1999 года он был вынужден выехать за пределы Узбекистана. Указанные лица являлись членами религиозного экстремистского течения ислама — ваххабизма — и обвинялись в Узбекистане в организации терактов. Этот проповедник «чистого» ислама проводил тайные собрания своих сторонников, проповедовал и в мечетях. Кстати, его хорошо знали и на самозахвате в Дубках Симферопольского района, он снимал тогда там квартиру. Проповеднической деятельностью занимался с лета 2006 года и в мечети села Фонтаны. Махмудов-Абу настолько тонко толковал некоторые суры Корана, что настраивал «учеников» на совершение преступлений во имя веры. Говорили, что он очень жесткий человек, не признавал неподчинения. Даже убийцы, напавшие на семью Огарковых, боялись давать на него показания, как изначально боялись и ослушаться.
Они познакомились с Абдаллой на плато Ай-Петри, именно он предложил совершить ограбление — ему нужны были деньги. «Проповедник» был организатором, а грязную работу за него сделали другие.
Дело в отношении Абу-Абдаллы было выделено в отдельное производство, а остальные члены группы получили сроки наказания, и только один из них приговорен к пожизненному заключению. Однако Махмудов как в воду канул.
Впрочем, поскольку большая часть банды была задержана через семь месяцев после нападения на Огарковых (в марте 2007 года), при отработке ее членов на причастность к другим преступлениям выяснились неожиданные факты. Например, два мобильных телефона, один из которых принадлежал «пожизненному» Сейдаметову, а второй (как позже выяснилось) — Абу-Абдалле, по сведениям оператора, проявили большую активность в ночь убийства Норика Ширина как раз в микрорайоне Ак-Мечеть. Говорят, в это время Махмудов там жил у своих родственников. И за эту ниточку правоохранители даже пытались дергать, но у того были «свои люди» в среде силовиков — говорят, что вовремя предупредили.
Кстати, большинство знакомств между членами банды и их «духовным наставником» Махмудовым состоялось на плато Ай-Петри, где у каждого из них был свой незаконный бизнес. Именно там задумывались и готовились убийства, а некоторые, может, и совершались, но находятся в списках «глухарей» прошлых лет. Стоит ли удивляться тому яростному сопротивлению со стороны находящихся там «бизнесменов», которое они оказали правоохранителям при попытке расчистить плато от незаконных построек? Надо отдать должное нынешнему премьеру Крыма Могилеву — как профессиональный милиционер, он наверняка догадывался о том, что там происходит. Тем и навлек тогда на себя проклятия со стороны наверняка не одной такой банды.
От наказания ушел посмертно
После длительной работы, проведенной в том числе и совместно с узбекскими коллегами, наши опера нашли достаточно убедительных доказательств причастности Абу-Абдаллы к убийству Норика Ширина. Определены и возможные заказчики, недовольные деятельностью молодого крымскотатарского лидера. И хоть в осведомленных кругах называются даже их фамилии, вряд ли они станут достоянием общественности. По крайней мере, в ближайшее время.
И все потому, что доблестные крымские опера опоздали — пока шли переговоры о задержании на территории Узбекистана Махмудова, он, вернувшийся на родину с целью продолжить свои террористические операции, был застрелен во время одной из них. Арестовывать оказалось некого. Потом уже не наши, а узбекские журналисты открытым текстом назвали Абу-Абдаллу (Шовката Махмудова) убийцей Норика Ширина.
Родные и друзья Нури рассказали милиции на допросах об угрозах религиозного толка, которые Норик получал по телефону. За что? Оказывается, за инакомыслие. Он писал: «Многие не понимают, что компактное проживание — это, с одной стороны, хорошо: чтобы сегодня сохранить традиции, а завтра сохранить себя. Но ведь с другой — это резервация. И мы сами себя туда загоняем! Нам лучше жить вместе со всеми. Тогда мы и язык сохраним, и отношения будут совсем другие — нас будут уважать. А когда мы живем отдельно, мы теряем больше. Как нация мы уже в Красной книге: нет ни языка, ни обычаев. А то, что некоторым хочется быть в политике и управлять народом, так ради этого они свою линию и ведут. А что у них есть? Они уже 17 лет в Крыму, а ничего не поменялось». Поменяется ли?
Ванда ЯЗВИЦКАЯ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 185 от 15 июня 2012 год
Еще статьи:
Где скрываются маньяки?До Халифата — недалеко?Пророссийские организации просят Януковича взять под контроль расследование ...«Чеченский след» сакского убийстваУбийственные тайны «раскрытых» преступлений