Два года провел в СИЗО Симферополя российский гражданин Артур Степанянц, обвиненный в конце января 2010 года в шпионаже в пользу, понятное дело, России. Страшную историю со шпионскими страстями изложила тогда в своих отчетах СБУ: якобы «шпион» Степанянц и вступивший с ним в «преступный сговор» украинец Валерий Тарануха прибыли в севастопольский гаражный кооператив «Якорь», где некий загадочный украинский военнослужащий передал им секретное оборудование — блоки для станции поставки помех, используемой кораблями ВМС Украины. Естественно, что прямо на месте «шпионы» были арестованы сотрудниками СБУ.
Обвинили их в «разглашении сведений, которые содержатся в блоках к станции постановки помех... что увеличит вероятность уязвимости кораблей Военно-морских сил Украины, чем нанесет ущерб интересам государства и его обороноспособности». Степанянца судили по статье 114 УК Украины (шпионаж), а «подельника» Тарануху — по статье 111 за измену Родине.
На самом деле Степанянц (замдиректора московского ФГУП «Завод «Электроприбор», занимавшегося в том числе и ремонтом оборудования кораблей ЧФ России) нашел в интернете объявление о тендере на ремонт станции постановки помех для кораблей ЧФ и решил приобрести запчасти к ней. В этом он попросил помочь севастопольца Тарануху, с которым учился в морском училище. Через несколько месяцев поиска им попался якобы украинский военнослужащий Женя, который и согласился продать блоки станции за две тысячи долларов.
Позже выяснилось, что «Женя» — это Сергей М., «стукачок», засланный СБУ, которая (оказывается!) проводила эту «спецоперацию» (под названием «контрольная поставка»), чтобы взять «шпионов» с поличным. Те в свою очередь признали факты покупки запчастей, но признать себя виновными категорически отказались. Все два года велось пристальное следствие, в том числе и судебное, несколько раз РФ обращалась с нотой протеста о том, что российский гражданин содержится в украинской тюрьме незаконно.
Если же включить здравый смысл, то дело по обвинению в шпионаже Степанянца не стоило даже самого судебного разбирательства, поскольку почти идеально укладывается в рамки дела о выеденном яйце). Во-первых, приобретенные (списанные для утилизации!) блоки давным-давно морально устарели, ибо это оборудование было разработано еще в 1970–1980-е годы — при СССР. И даже сам бывший командующий ЧФ Игорь Касатонов уверял, что гриф «секретно» был снижен тоже еще при Союзе. Во-вторых, изготавливались сии приборы в России (тогда еще СССР), на заводе в Ростове-на-Дону, и, говорят, технические характеристики «шпионских» запчастей сегодня можно отыскать даже в интернете. Получается, что российский «шпион» решил украсть для России российские же «секреты» — изготовленное в РФ оборудование, являющееся, по сути, ее интеллектуальной собственностью.
Главным свидетелем обвинения был «продавец», он же осведомитель СБУ, но «красивого дела», вопреки надеждам оперативников, не вышло — спустя два года после начала «дела шпионов» суд так и не нашел доказательств вины россиянина. Суд Ленинского района Севастополя пришел к выводу, что обвинения Степанянца в шпионаже основаны только на предположении (то есть фантазиях) органов досудебного следствия. Подсудимый был на днях оправдан в связи с отсутствием состава преступления, хотя имелись предположения, что суд любыми путями будет пытаться вынести обвинительный приговор, чтобы как-то оправдать действия спецслужб.
Степанянц, скорее всего, обратится в суд, чтобы потребовать от Украины компенсацию за необоснованное содержание под стражей в течение двух лет.
Ядвига БОЛТОВСКАЯ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 181 от 18 мая 2012 год
Еще статьи:
Живые тоже сраму не имут?Российскому флоту быть!Сидел бы молча...Новый УПК — на свободу с чистой совестью?Полуследствие по-Советски