Новости Крыма

«Оружие мы перевозили под видом гуманитарной помощи»

26.03.2011, 17:00 Просмотров: 946
«Оружие мы перевозили  под видом гуманитарной помощи»
Эксклюзивное интервью с командиром экипажа, который поставлял боеприпасы в африканские страны во время тотального разграбления советской армии
Совет Безопасности ООН ввел запрет на продажу оружия Ливии. США всеми способами пытаются перекрыть все трафики Муаммару Каддафи.
«Рособоронэкспорт» недавно заявил, что упущенная выгода России на рынке вооружений Ливии после введения эмбарго уже составила более четырех миллиардов долларов. Но, несмотря на это, армия Каддафи остается по-прежнему наиболее вооруженной среди соседних африканских стран. Наивно было бы полагать, что поставка оружия после введения эмбарго прекратилась. Ведь для этого есть особого рода бизнесмены, с которыми всегда можно договориться. О том, как ведется неофициальная торговля оружием, мы побеседовали с командиром экипажа, который поставлял боеприпасы в африканские страны во время тотального разграбления советской армии.Для встречи он выбрал самое шумное кафе. Чтобы нашего разговора не было слышно. Ведь мы пришли беседовать не о том, как кто из нас провел день, а о незаконной торговле оружием и миллиардах долларов прибыли. Диктофон пришлось держать у самых его уст. Перед тем, как отвечать на вопросы, мой собеседник попросил не упоминать в статье его имя.
— Как происходит черный экспорт оружия?
— Торговля оружием всегда была одним из самых прибыльных дел. Но раньше это контролировалось двумя структурами — КГБ и ГРУ. А после развала Союза начали торговать оружием налево и направо. Ведь столько этого хламья осталось нереализованного! Куда его девать? Начали вывозить. К примеру, оформляют два танка — вывозят десять, а деньги себе в карман кладут. Я участвовал в этом тотальном процессе разграбления в качестве командира корабля с 1995 года. Летали мы в основном на Ил-76, как правило, в африканские страны — Эфиопию, Конго, Анголу. Кстати, самое массовое разграбление военной техники началось не сразу после развала, а где-то с 2000 года. Оружие возится туда, где есть конфликт. Существовала целая схема вывоза оружия. Например, сначала вывозили боеприпасы в Болгарию и Румынию, а оттуда уже продавали в зоны конфликтов.
— Прямо как в фильме «Оружейный барон»…
— «Оружейный барон» и снят по мотивам всей этой истории с нелегальным экспортом вооружения с постсоветского пространства. Причем вывозилось все — начиная от автоматов и гранатометов и заканчивая танками и вертолетами.
— Неужели никто этому не препятствовал?
— Пытались. Но все это заканчивалось плачевно. Помню, один мой знакомый депутат пытался с этим разобраться. Было это в начале 90-х. Как-то прихожу домой, включаю телевизор, а по новостям передают: вчера в гостинице найден мертвым депутат Верховного Совета Украины Николай Заварзин. Якобы инфаркт. Но я в это не верю. Мужик был крепкий, мы с ним за три недели до этого водку пили. Так я домой еле пришел. А он потом еще всю ночь гулял. Крепкий был мужик. Что самое интересное, он возглавлял комиссию Верховного Совета по контролю Министерства обороны.
— Отравили?
— Конечно, отравили. Тут даже нечего и гадать. Что-то, видимо, капнули в водку. Он выпил — моментальная остановка сердца. Жена настаивала на вскрытии, а ей сказали: мужчине больше 50-ти лет, инфаркт — обычное дело. Занимаются этим люди, имеющие колоссальные связи. Поэтому считается, что эта тема запретная, и туда никто не лезет. Помните, был такой журналист Дмитрий Холодов? Он узнал секретную информацию о поставках оружия. В один день ему вручили дипломат. Он думал, что там информация, а оказалась — бомба.
— Как оформляют такой груз?
— Оружие перевозится под видом гуманитарной помощи в страны, где существует эмбарго на поставку оружия. Самолет пропадает с радаров, садится, разгружает оружие, а потом через пять часов снова появляется на радаре и летит прежним курсом.
— Как раз время на разгрузку?
— Да. И никто не задает вопросов, где он был все это время. Помимо оружия, возили, кстати, еще просроченные сигареты и водку. Помню, спросил как-то у одного полковника ООН: что ты стоишь спокойно, смотришь, как разгружают оружие? В стране эмбарго, оружие запрещено завозить. А он отвечает: ну, мы днем так и делаем. А в ночное время рекомендуем закрывать на это глаза.
— А вы лично общались с торговцами оружием?
— Помню, в 1999 году, когда шла война в Югославии, в Бухаресте мне нужно было загрузить 40 тонн снарядов для сербов. Договариваться пришлось мне как командиру корабля. Я говорю: вы что, с ума сошли? Мне лететь над всей Европой. Не дай Бог посадят самолет, и меня потом. Тем более все воздушное пространство над Югославией тогда контролировали американские самолеты с системой «АВАКС» — это мощнейшая радиолокационная антенна дальнего обнаружения. Они пытались контролировать соблюдение программы ООН по эмбарго на поставки оружия в Югославию. А мне отвечают: ты какой-то наивный. Если мы говорим, что можешь лететь, значит, можешь лететь. Никто тебя никуда не посадит. Хочешь — можешь поговорить с шефом. Захожу к шефу. Сидит интересный мужик, лет пятидесяти. Девочка-секретарша у него, ноги от ушей. Садись, говорит, поговорим. Достает деревянную коробку кубинских сигар. Девочка несет кофе, коньячок. Я говорю: да мне нельзя, мне лететь. Тогда девочка подает мне сигару, обрезает ее, поджигает. И он меня спрашивает: «Чего ты так боишься? У нас все схвачено. Сейчас все быстренько погрузим, с руководством твоим все согласуем». Я говорю: «Ну, лететь-то мне!» Ничего, отвечает, будет тебе бонус за риск. «Но оружие возить противоречит моим нравственным ценностям!» — возмущаюсь я. А он мне на это: «Ты какой-то смешной! Хочешь, я тебе альбом покажу?» Открывает альбом с фотографиями, а там — все руководители стран Европы и Азии. И он с ними везде в обнимку. Я не то что был удивлен — я был просто ошарашен. Это был один из крупнейших торговцев оружием.
— Так они договорились с вашим руководством?
— Да. Мы взлетели ночью, пролетели над всей Европой, в указанном месте выключили систему опознавания. Сели на аэродром, тут же военные разгрузили все быстро, и мы улетели. Потом этими полетами очень интересовался Интерпол. Вычисляли командиров кораблей, кто летал, куда летал. Но доказать ничего невозможно. Ведь брать надо по горячим следам.
— Рискует при этом только экипаж?
— Конечно. Потому что в документах указана сельскохозяйственная техника, а у тебя полсамолета загружено зелеными ящиками. Автоматы Калашникова, пушки, снаряды. Когда еще в советские времена мне приходилось работать в Афганистане, я заметил, что афганцы были вооружены лучше, чем наши. Причем нашим же новейшим стрелковым вооружением, включая ракеты.
— В фильме «Кандагар» рассказывается история летчиков, которых поймали с ящиками патронов на борту. Такое было на самом деле?
— Да. Это был абсолютно левый рейс. Скорее всего, под контролем ФСБ.
— Если все так хорошо контролировалось, почему же их поймали?
— Кто-то кому-то не отстегнул. Эта история связана с Виктором Бутом, российским бизнесменом, крупнейшим в мире торговцем оружия. У него была своя авиационная компания, которая базировалась в Арабских Эмиратах. Очень долго на этого человека охотился Интерпол, хотя он никуда особо не прятался и жил в Москве. За решетку его посадили только в 2008 году в Таиланде (сейчас Виктор Бут экстрадирован в США — прим. Авт.) «Оружейный барон» как раз снят о нем. Поскольку Советский Союз поддерживал национальное освободительное движение Африки, с лидерами этих стран все были знакомы. Наше правительство и раньше поставляло им оружие, только официально. А тут просто продолжили сотрудничество неофициальное с теми же людьми, по тем же каналам. И если говорить о случае в Кандагаре, то после определенных договоренностей летчикам назначили дату и время вылета, предупредили, чтобы их не трогали. Мол, будет лететь такой-то самолет — его пропустить.
— То есть это был спланированный побег?
— Абсолютно. Кто бы полетел через весь Афганистан и Иран, где стоят ракетные комплексы, стоят истребители, и в любой момент могут сбить? За что командиру и штурману дали звание Герой России, непонятно. И возникает вопрос: в чьих же интересах выполнялся полет? Левый рейс, левые патроны везли повстанцам. Груз был оформлен не как оружие, а как гуманитарный. Настоящая контрабанда. Это вообще можно приравнять к пособничеству террористам. Естественно, им заплатили за это деньги, и деньги немалые.
— О каких суммах идет речь, когда самолетом нелегально перевозится оружие?
— О миллионах долларов.
— А что получает от этого экипаж?
— В зависимости от того, какой рейс. Я думаю, в Кандагаре командир получил пару тысяч долларов, остальные — где-то по $500. По тем временам это были немалые деньги, но для такого риска это все равно ерунда. А что экипаж может сделать? Он может лететь или не лететь. Если откажешься — полетят другие. А ты можешь потерять работу. После развала Союза в Украине многие самолеты военно-транспортной авиации попали в частные руки, и через бывшее военное руководство часто перевозили либо водку, либо сигареты, либо оружие. За оружие платили хорошо, особенно в африканских странах, откуда идет черная контрабанда золота и алмазов в Европу. Там деньги не считают. Вот этим и занимался Виктор Бут. Половина компании работала официально на правительство, а половина занималась контрабандой. Деньги, которые на этом зарабатывались, уходили в Кремль.
— Сейчас происходит то же самое?
— Да, но только более осторожно. Оружие возят самолетами, кораблями. Полтора года назад в Таиланде задержали Ил-76 с белорусско-казахским экипажем и 30 тоннами переносных зенитных ракетных комплексов, взрывчатки, патронов и снарядов, оформленных для перевозки как нефтяное оборудование. По сути это незаконный ввоз оружия и пособничество террористам. Об этом сразу заявило правительство Таиланда. Экипажу грозило как минимум пожизненное заключение, а то и смертная казнь. Но так как рейс выполнялся под контролем спецслужб, экипаж отпустили через три месяца. Что интересно, самолет вылетел с одного из аэродромов Украины. При этом Министерство иностранных дел Украины (по руководством экс-министра Петра Порошенко — прим. Авт.) долго оправдывалось, что наша страна не имеет к этому самолету никакого отношения. Вы в это верите?
— А у вас всегда все проходило гладко?
— Мой экипаж не трогали. А вообще и самолеты пропадали, и ребята пропадали. В Анголе, бывало, вылетали с аэродрома и не возвращались.
— Что с ними потом происходило?
— Оружие у них забирали, а самолет сжигали вместе с экипажем. Боеприпасов в мире произведено и производится масса. А благодаря коррупции они бесконтрольно уходят, причем за большие деньги. Списывается, и никто его не ищет. А поскольку в этом замешаны обычно серьезные люди, в это дело никто не лезет. Так что если хочешь обратить на себя внимание органов, они придут…
Денис СИМОНЕНКО "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 124 от 25 марта 2011 года
Раздел:
Календарь
< Апрель Май, 2024 Июнь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930