Почему в следственном изоляторе происходят страшные и удивительные события, и как навести там порядок?
Ранее глубоко закрытое учреждение в последнее время выдает новость за новостью, выплескивая в телеэфир и на страницы газет внутритюремные страсти. То убийство, то самоубийство, то передача наркотиков, то попытка бунта, то незаконная встреча внутри учреждения, то неразрешенное «путешествие» заключенного за пределы тюрьмы. А многого, оказывается, мы еще не знаем.
Тюремный бардак
Что творится сегодня в учреждении — в голове нормального человека не укладывается: арестованные поголовно имеют телефоны и могут запросто общаться со свидетелями и «заинтересованными» лицами. Кроме того, они запросто (но не бесплатно) передвигаются не только из камеры в камеру, но и из корпуса в корпус, переходя с этажа на этаж. Им проносят алкоголь и наркотики, заносят «грев», делают «перебросы» с воли. Вся эта вакханалия сводит к абсурду сам факт ареста гражданина, совершившего преступление, — изоляция от общества изначально направлена на то, чтобы он не мог влиять на ход расследования, запугивать потерпевших, подговаривать свидетелей и так далее. Вот разве что «скрыться от следствия» он не может, да и то не факт.
Сидельцы уверяют, что у самых «авторитетных» есть даже ключи от своих камер, и они сами решают, когда пойдут гулять. Понятное дело, что так беспредельничать без участия сотрудников учреждения они ну, никак не могут. Если нет ключа от камеры, ее можно открыть, просунув руку через «кормушку», которую заранее «забывает» закрыть контролер. Выйдя из камеры, попасть с одного этажа на другой самостоятельно тоже невозможно — разве что дежурный смены «не заметит». При этом замки на дверях кодовые и открываются только сотрудниками учреждения, имеющими ключи, причем зеку придется пройти через четыре (!) охраняемые (вроде) двери. А по режиму минимум два-три инспектора переводят зека на другой этаж. Для того чтобы «загнать» запрещенную передачку в камеру, нужно договориться минимум с тремя сотрудниками различного ранга. Значит, как-то договариваются...
Хотя с тех пор, как изобрели деньги, благодарность перестала быть проблемой.
Если же вернуться к недавней истории с прапорщиком СИЗО, на которого накинулись арестанты и избили за то, что он попытался отобрать у них переброшенные с воли наркотики, то история эта довольно мутная. Во-первых, расконвоированных сидельцев в изоляторе нет и быть не может. Каким образом вне камер оказалось несколько уголовников, которые позволили себе, находясь под следствием, драку с сотрудником — вообще непонятно, поскольку каждый арестант может передвигаться по учреждению только в сопровождении инспекторов. Говорят, работники изолятора настроены жестко — они считают, что виновники должны быть наказаны за нападение на сотрудника дополнительными сроками. Вот только вопрос: как решит прокуратура?
«Черная метка»
Рассказывают, что подобный бардак был в девяностые годы в напрочь «купленном» Одесском следственном изоляторе — самом «черном» на всю страну. Порядок там стали наводить радикально — поголовно все сотрудники СИЗО были уволены, а на смену им пришел так называемый «вахтовый метод»: из разных учреждений в Одессу направлялись специалисты на работу в течение всего-то двух недель. За это время ни связей преступных не установить, ни неприятностей на свою голову не «наслужить». В общем, ситуацию удалось переломить в пользу администрации, хотя работники нашего СИЗО, откомандированные в Одессу, были просто в ужасе от тамошних беспорядков.
Наш изолятор в девяностые, как, впрочем, и до этого, был «красным», то есть во власти администрации, а не зеков, как сегодня. Говорят, в конце восьмидесятых, когда волна массовых бунтов, начавшись на днепропетровской зоне, прошла по всем тюрьмам СССР, в Симферопольский изолятор присылали зачинщиков беспорядков на «исправление». Здесь строго соблюдались режим и все инструкции по содержанию арестантов, поэтому и все внутренние процессы, которыми живут тюремные учреждения, были под контролем. В каждой камере имелись агенты, которые работали на сотрудников оперативной службы, поэтому любой «движняк» не в интересах администрации пресекался сразу же.
Но, как говорят старые сотрудники, даже не в этом дело — опытный контролер по-любому знает о каждом чихе зека, ему достаточно одного взгляда утром в «кормушку», чтобы сделать вывод, как там прошла ночь. А оперативная служба работала настолько удачно, что железно раскрываемые в изоляторе преступления превышали «успехи» как минимум двух райотделов милиции. Кстати, достижения в борьбе с крымскими ОПГ в середине девяностых были обусловлены как раз оперативной информацией, полученной в СИЗО.
А вот основные проблемы, с которых и начался нынешний беспредел в тюрьме, появились тогда, когда пенитенциарную систему отделили от милиции с целью гуманизации. Тогда, по сути, сошла на нет оперативная работа в изоляторе, исчезли информаторы, не стало смысла выдавать показатели раскрываемости. И если учесть низкие зарплаты сотрудников СИЗО, отсутствие квартир и наличие детей, станет понятным их желание как-то заработать. С тех пор потихоньку на нарушение инструкции шли самые молодые и неопытные, а старые еще держались. Началось с передачек, обходящих обязательный досмотр, заноса телефонов, передачи записок с воли и «грева», а дальше — открытые камеры и этажи, наркотики и деньги.
Естественно, криминальный мир мгновенно реагирует на любую слабинку и изменение в деятельности администрации. Конечно же, в свою пользу. Вот и получается, что в тюремных учреждениях умные зеки «рулят», а глупые как раз и исполняют их задумки типа бунтов или неповиновения сотрудникам. Вспомним недавнюю попытку бунта в СИЗО, которую расхлебывать пришлось на тот момент новому начальнику Юрию Гапотченко. Удалось, поскольку он оказался профессионалом, который знает, когда использовать кнут, а когда — пряник. Говорят, что против него поднялись чуть ли не все «авторитеты», как в изоляторе, так и на свободе, настолько им не понравилось, как он стал наводить порядок. Причиной его увольнения, как помнится, стала незаконная встреча одного из подследственных с человеком с воли, но информированные источники утверждают, что эта встреча была чистой «подставой», организованной и оплаченной чуть ли не из зековского «общака», чтобы вернуть тюрьме «черную» метку.
Едет ревизор
На следующей неделе в Крым впервые приедет выездная комиссия пенитенциарного департамента Украины, чтобы с очередной попытки разобраться, что же происходит в Симферопольском следственном изоляторе. Говорят, еще до приезда комиссии многие сотрудники как СИЗО, так и других учреждений подали рапорты на увольнение, считая, что «на орехи» достанется всем, а не только виновникам.
Ядвига БОЛТОВСКАЯ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 172 от 7 марта 2012 год
Еще статьи:
В СИЗО зеки оборзелиОн первым начал!Тишина должна быть в библиотеке!..Носители-нарушителиСмерть на нарах