Круизный лайнер «Costa Concordia», потерпевший крушение у берегов Италии, в прессе быстро окрестили современным «Титаником». Эти две истории оказались мистически похожи. Но в то же время, если в истории гибели «Титаника» до сих пор много белых пятен, то о событиях на «Costa Concordia» можно узнать, что называется, из первых уст. Среди пассажиров этого роскошного лайнера была супружеская пара из Ялты, Александр Борисов и его жена Пайлиантасс Луа Андис. Уже в понедельник ночью они вернулись на родную землю, а во вторник более полутора часов местные журналисты, затаив дыхание, слушали о приключении ялтинцев в Италии.История развивается по спирали
«Титаник», считавшийся роскошным и непотопляемым судном, столкнулся с айсбергом в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут.
«Costa Concordia» был построен в 2006 году по последнему слову техники и обошелся компании Costa Cruises в 450 млн. евро – владельцы судна называли его «Плавучим храмом веселья». Он налетел на скалу в пятницу,13 января 2012 года, в 21 час 40 минут.
- Подсознательно все время крутилась мысль о том, что такого не может быть, - делится впечатлениями Александр Борисов. – Неужели за 100 лет ничего не изменилось – та же самоуверенность и халатность. До последнего не верилось, что такая махина может вот так сложиться.
После 8 часов вечера веселая жизнь на судне, как правило, только начинается: ужин в ресторане, аперитив в баре, шоу-программы, концерты, шопинг – туристы были настроены отдыхать и развлекаться до утра.
- Мы вернулись после десятичасовой экскурсии по Риму, - вспоминает Борисов. - Поужинали и пошли отдыхать в свою каюту на 7 этаже. Я только принял душ, еще не успел одеться, как вдруг судно завибрировало, а потом сильно завалилось на левый бок. Я вышел на балкон посмотреть, в чем дело – берег казался далеко. Через минуту-полторы раздался удар с правой стороны, и судно начало наклоняться. Моя жена оказалась умнее – через 15 секунд она была полностью одета, в жилете, и кричала, почему я не собираюсь.
Вдруг погас свет, корабль продолжал двигаться и заваливаться на бок. Но по радио сообщили: «Не волнуйтесь, ситуация под контролем. Оставайтесь на своих местах. У нас проблемы с электрикой – мы ими занимаемся».
Спасительная зажигалка и парочка карабинов
- Вот эта штучка меня здорово выручила, - Александр Борисов с гордостью положил на стол перед журналистами ничем не примечательную зажигалку с маленьким фонариком. – Накануне вечером, когда ложился спать, вдруг подумал: где мой фонарик? Начал судорожно вспоминать, в каком из карманов рюкзака он может быть, и пока не вспомнил, не уснул. (Вот и не верь после этого в предчувствие!). Когда погас свет, я быстро нашел свою зажигалку-фонарик, оделся, начал собирать вещи и просчитывать ситуацию. Чтобы дверь каюты не заблокировалась, подставил в нее пуфик. Тогда я еще не знал, что корабль ложится на бок прямо возле острова, и предполагал, что нам придется добираться до берега вплавь. Я пытался просчитать ситуацию, сколько до берега, что надеть, какие вещи взять в рюкзак, чтобы и на первое время хватило, и легче было плыть, как выбраться на скалистый берег. Страшно было, что корабль погрузится в воду и нас засосет воронкой. К тому же моя жена панически боится воды, и я понимал, что должен всеми силами ее успокоить. У меня с собой всегда есть пара альпинистских карабинов - если один карабин прицепить к себе, а второй к жене, то их можно связать с помощи веревки, и это не даст нам потеряться в море или толпе.
Еще в рюкзак я бросил два свитера, футболки, термоштаны и спортивный костюм для жены. Все наши вещи, техника, сувениры и даже какие-то деньги остались в каюте.
Паника была только первые 15 секунд
- Только спустя 40 минут прозвучал сигнал тревоги, призывающий всех покинуть судно, - продолжает рассказывать Александр Алексеевич. - Мы вышли в коридор. Судно уже прилично накренилось, идти было сложно, мы все время держались за стену. Вода из бассейнов вылилась и текла по ступенькам. Инвалидов и женщин, потерявших сознание, несли на руках, родители прижимали к себе детей. Стюарды растерянно улыбались и не знали, что делать.
Основываясь на жизненном опыте, Борисов понимал, что на спасательных жилетах должен быть указан номер каюты и палуба, на которую необходимо выходить в случае опасности. Однако люди не обращали на это внимание – им просто никто этого не объяснил. Когда судно отправлялось из Барселоны, инструктаж провели формально и пообещали: «В случае чего шлюпок хватит на всех». На деле оказалось - не так.
Александр Алексеевич рассказал, как жестами объяснял людям, куда идти, ориентируясь по буквам на жилетах и обозначениям над выходами. Потоки людей удалось организовать, постепенно в этот процесс включились и стюарды – дело пошло быстрее.
Но когда ялтинцы оказались на нужной палубе, она накренилась так, что шлюпки было уже не спустить – пришлось искать другой путь для спасения. Они перебежали на противоположную палубу, однако там все шлюпки были уже заняты.
- Картинка как в замедленном кино, - рассказывает Александр Борисов. - Впереди спины, спины, люди бегут, ищут себе место в спасательных шлюпках. Я тоже смотрю: первая забита, вторая забита, третья забита… Бежать тяжело, палуба под наклоном, ноги скользят. Я понимаю, что толпа впереди сейчас добежит до конца палубы и, не найдя свободного места, ринется обратно и нас просто сомнет – надо куда-то уходить. И тут я увидел, что в одной из шлюпок, кажется, есть места. Матрос, который стоял возле поручней, сначала пытался не пустить нас – я уже приготовился поговорить с ним по-мужски и хотя бы жену «забросить» в шлюпку. Но тут краем глаза я увидел офицера-женщину, которая отдала ему команду пропустить нас. После этого мы посадили еще человек 14 в эту шлюпку. И тут началось самое интересное – хорошо, что мы не знали, как опускали шлюпки до нас: одна полностью перевернулась, и люди вылетели головой вниз на брезент, которым она накрыта, вторая шлюпка повисла на одном тросе, приняв вертикальное положение. У нас тоже не обошлось без приключений. Кажется, в механизм попала рука матроса, потому что раздался дикий крик, и трос, который держал нос, резко полетел вниз метра на два-три, а с противоположной стороны, наоборот, задержался – шлюпку перекосило на высоте метров 20 над водой – едва не началась паника. Я встал и громко заорал: «Норма!!!» (прим. авт. по-итальянски «norma» - все в порядке). Все сразу притихли. Через брезент заглянул матросик и жестами стал показывать, что тросы застряли и надо раскачать шлюпку. Мы с несколькими ребятами раскачали шлюпку, и она наконец-таки упала на воду.
Если для иностранца – это чрезвычайная ситуация, то для нас это жизнь!
По словам Александра Борисова, примерно часов в 11 ночи они оказались на берегу. Эвакуация людей с тонущего судна продолжалась до 6 утра.
Людей доставляли на берег, кто в чем был на момент крушения: в вечерних нарядах, халатах, тапочках... Девушки, естественно, сняли свои шпильки и на голом бетоне стояли босиком. Ребята-повара - как были в белых шапочках и футболках с коротким рукавом.
- Парадокс - одна половина мозга понимала, что это беда, другая думала, что это учения, - рассказывает Борисов. – Некоторые вышли в комнатных тапочках, но взяли все деньги и ценности. Спрашиваю: «Почему не оделись?» - «Думали - учения» - «А кошелек тогда зачем?» «На всякий случай». Понимаете, страх перекосил сознание.
В деревушке Джильо, где волей судьбы оказались потерпевшие крушение туристы, проживает несколько сотен жителей. Но все они бросились на помощь более чем четырехтысячной толпе мокрых и перепуганных людей. Сразу открыли костел, школу, стали приносить теплые вещи, одеяла, обувь, горячий чай. Один из местных жителей открыл все номера своей небольшой гостиницы и бар. Но людей, в принципе, было намного больше, чем могла вместить деревушка, поэтому многие всю ночь оставались на пристани - резали спасательные жилеты и делали из них что-то вроде ласт вместо обуви. Находили термоизоляционную пленку, пытались ею обматываться, чтобы хоть как-то согреться. Температура воздуха + 8 градусов.
- Россияне и украинцы были основными островками спокойствия, - рассказывает Александр Борисов. – Они помогали организовать эвакуацию с судна и размещение на берегу. Даже если они ничего не делали и никого не спасали, то очень уверенно всех убеждали, что мы не пропадем. Кстати, еще спокойнее русских были японцы, как «шланги»: они организованно на какую-то шлюпочку погрузились, с флагом вышли и с флагом уплыли.
Итальянцы пытались замять дело
- На берегу, объединившись в одну русско-украинскую группу, мы решили ждать до утра реакции местных властей, украинского и российского МИДов, - продолжает делиться впечатлениями Борисов. - Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что в информации о крушении лайнера, которое распространили итальянские власти в Интернете, сказано, что на борту не было ни украинцев, ни россиян. В 4 утра я написал смс руководителю ялтинской туристической компании «Селект Блэк Си», которая отправляла нас в круиз, Сергею Прядко: «Коста» затонула. Итальянцы пытаются замять. Срочно поднимай шум». Через два часа он сбросил координаты консула в Риме. Мы связались с нашим консулом, и он тут же подключился к решению не только наших проблем, но еще и помог братьям-россиянам выйти на их консульство в Италии.
В этой ситуации компания «Селект Блэк Си» проявила высокий профессионализм и ответственность, причем не только за своих клиентов. Через Киев Сергей Прядко связался со всеми украинскими турфирмами, которые направляли людей на это судно, и когда наших соотечественников привезли в Рим, в консульстве уже лежали список пассажиров-украинцев и ксерокопии их документов. Вечером 14 января им уже выдали временные документы для выезда из Италии. Россияне только удивлялись: «Мы от Украины такой оперативности не ожидали». С ними сотрудники российского консульства все продолжали вести беседы.
P.S. – Александр Борисов уверен, что в этой катастрофе ему помог почти 30-летний опыт занятий альпинизмом и навык спасработ. По ночам ему до сих пор снится крушение лайнера, а жена сказала, что теперь не сядет даже на прогулочный катер.
Впрочем, о том, что поехали в этот круиз чета Борисовых нисколько не сожалеет: главное – вернулись домой целы и невредимы. Вот только жаль, что в каюте осталась карта памяти, на которой больше тысячи снимков, сувениры и подарки.