Новости Крыма

Ялтинец Александр Борисов вернулся с «Конкордии»

18.01.2012, 14:27 Просмотров: 1296
Ялтинец Александр Борисов вернулся с «Конкордии»
Александр Борисов: После крушения «Costa Concordia» я мечтаю, чтобы этот кошмар перестал мне сниться.Супружеская пара из Ялты – Александр Борисов, начальник ялтинского филиала ДЭУ «Крымавтодор», и его жена Пайлианнтасс Луа Андис очень радовались, когда купили путевку на круизный лайнер «Costa Concordia» — 7 тысяч гривен на двоих, великолепная каюта с балконом на 7-м этаже, круглосуточное питание, 3-4 ресторана на выбор, посещение Рима, Марселя, Сардинии, отличный отдых. 9 января они сели на судно, а 15-го должны были покинуть лайнер. Но 13 января они теперь будут вспоминать, как дату своего второго рождения. Именно в этот роковой день «Costa Concordia» потерпела крушение.
—Где вас застал тот момент, когда лайнер налетел на рифы?
Суда компании Costa неоднократно заходили в Ялту
— Накануне мы целый день, почти 10 часов, ходили по Риму. Устали жутко. Вернулись на лайнер где-то в семь вечера, поужинали и я пошел в душ. На каждый день нам выдавали расписание – где наши бары, какие экскурсии, и там было написано, что около 9-ти вечера мы проплывем мимо живописного острова Джильо и вы с верхней палубы увидите его. Именно поэтому очень много людей в момент крушения судна оказались на палубах, а не в каютах. Я после ужина залез в душ, и как только из него вышел, прошла какая-то полудрожь по стенам. Я прямо в трусах вышел на балкон посмотреть, что случилось. И мне показалось, что корабль как-то валится на бок. А до берега – далековато. Жена спрашивает – что случилось? Наверное, мы разворачиваемся, ответил я. И тут, через две минуты – сильный удар справа. Жена оказалась умнее меня – через 15 секунд она была полностью одета, в спасжилете, сидела на полу и кричала, что надо бежать. А я стоял в трусах и думал – сколько до берега? И еще одна мысль – моя жена панически боится воды, как мы будем плыть, если придется спасаться?
— Перед этим у вас или у супруги были какие-то вещие сны или приметы, предчувствие беды?
—Нет, абсолютно. Правда, за день до катастрофы я подумал – а где мой фонарик? Я давно бросил курить, но всегда брал в дорогу с собой зажигалку с фонариком. А тут он куда-то затерялся. Я его нашел, успокоился, и потом он мне очень пригодился! Буквально через какое-то время в каюте погас свет. Я понимаю, что вышла из строя главная машина, но мы продолжали двигаться. По радио стали передавать объявления на 4-х языках, в том числе и на русском, что все нормально, не волнуйтесь, оставайтесь в каютах. И тут гаснет свет в коридоре. Я нашел свой фонарик, взял его в зубы и начал одеваться. По радио еще два раза передали объявления, что все под контролем, а на 4-й раз русский язык исчез. Я поставил скамейку в двери, чтобы дверь не заблокировало – когда нас кренило вправо, дверь открывалась, а когда стало кренить влево – закрывалась. Потом заработал дизель и дали аварийное освещение. Я собрал маленький рюкзак – положил туда 2 свитера, футболку, термоштаны и спортивный костюм жены. Я не думал, что в 2012-м году может быть крушение судна и что мы получили пробоину, но в голове крутилась мысль, что если придется нырять в воду, то этот рюкзак сработает как спасательный круг для жены.
—А вообще на судне проводили какой-то инструктаж, какие-то учения на случай аварии?
—Нет, учения были запланированы на следующий день. Мне очень помог опыт моего первого круиза, тогда с нами в первый же день проводили занятия по безопасности, показывали, как одевать жилет, рассказывали, где наши шлюпки, как к ним пройти. На «Costa Concordia» с нами провели инструктаж формально. Я, кстати, в молодости работал в морской организации – в СУ-459 треста «Крымморгидрострой», на судах там была морская дисциплина и соответствующее обучение. К тому же, у меня 30 лет альпинистского стажа. Но я еще раз говорю – до конца не верил, что с лайнером что-то случилось.
По радио стали передавать какие-то объявление уже без русского языка, а минут через сорок после первого толчка раздался сигнал «SОS». И мы пошли на палубу.
—Паники не было?
—Паники не было, но обслуживающий персонал перестал улыбаться. Некоторые стюарты стояли и читали инструкцию, что им делать. Поймите, лайнер – это 300 метров в длину и 13 этажей в высоту. Куда на этой махине идти? К какому борту? Мы начали спускаться на 5-ю палубу, место посадки к шлюпкам. Корабль уже существенно накренился. С 9-го этажа, где располагались бассейны, вытекла вода, все ступеньки были мокрые. Мы шли по коридору, упираясь руками в стенки. Стюарты пытались улыбаться, но не знали, куда нас направлять. Кстати, они очень помогали пассажирам эвакуироваться – на руках выносили инвалидов, поддерживали на ступеньках женщин, несли детей. Кстати, детишек было очень много, самого маленького я видел около полутора лет.
Мы вышли на палубу – а куда идти дальше? Тут я вспомнил, что на каждом спасательном жилете указан сектор – «А» и «Б». Я жестами подсказал стюартам, куда надо идти, мы с женой пошли на палубу «Б». Но когда мы туда добрались, я понял, что нам хана! Корабль уже так накренился, что шлюпки просто лежали на борту, и спустить их вниз не было никакой возможности. И мы побежали на палубу «А».
—По времени это сколько занимало?
—Я думаю, что не очень долго, но время там тянулось по-другому. С одной стороны – страх, что мы не выберемся, с другой стороны – никак не верилось, что это происходит с нами. На палубе «А» мы оказались последними, впереди была толпа – спины, спины, за нами только несколько человек. Мы подходим к первой шлюпке – все места заняты, ко второй – такая же картина. В третьей шлюпке мы увидели свободные места, но матрос закрыл проход – нельзя!
Александр Борисов сохранил на память кусочек своего спасательного жилета
Жена говорит ему – пустите, здесь же есть места, но он не пустил. И мы побежали дальше – а мест уже нигде нет! И я вижу, что толпа, которая шла впереди, повернулась, и идет назад. Сейчас нас просто затопчут! И мы снова побежали к третьей шлюпке, где были места. Я понял, что сейчас либо замочу этого матроса, либо выброшу его за борт. И тут мы увидели единственного офицера – женщину. Кстати, во время эвакуации я офицеров вообще не видел, хотя они должны были руководить процессом. Эта женщина сказала – пустите их в шлюпку. И нас еще человек 14 посадили.
Я сел в шлюпке на пол и мы стали ждать спуск. Хорошо, что мы не знали, что одна шлюпка при спуске уже перевернулась, и люди упали в воду. А то бы испугались.
При спуске нашей шлюпке у матроса в трос попала рука, раздался дикий крик. А потом нос нашей шлюпки накренился на 2 метра вниз. Мы тоже могли свалиться в воду, а до нее было метров 20.
Люди начали кричать. Тогда я встал и закричал – норма,норма! У нас в шлюпке сидели в основном итальянцы, молодые пары. Женщины испуганно переспросили – норма? Надо было немного раскачать шлюпку, чтобы заклинивший трос пошел, мы это сделали, и наконец-то сели на воду. Пока шлюпка спускалась, я посмотрел в окошко – увидел скалу и сразу в голове просчитал 4 варианта, как мы будем на нее подниматься. Никто ведь не знал, что на берегу есть деревушка. Но слава богу, мы оказались на берегу острова Джильо, где был небольшой поселок на несколько сотен человек. Мы поняли, что спасены.
—Неужели в такой страшный момент, когда люди не знают, что их ждет – смерть или спасение, не было паники?
—Я хочу сказать, что в таких ситуациях проявляется все – и подлость, и трусость, и все самые отрицательные черты человека. Но здесь отлично видны у людей хорошие качества – героизм, отвага, мужество. Русские и украинцы проявляли спокойствие. К примеру, россияне помогали немецким детям одевать спасательные жилеты, а немцы кричали — зачем, еще не объявляли тревогу?! Паника была буквально 5-10 секунд на палубе, а потом ее не было.
Самыми спокойными оказались, кстати, японцы – они тихо вышли с флагом, тихо погрузились в шлюпку и тихо с флагом отплыли.
Я помню картину, когда уже отплывал на шлюпке, как на верхней палубе стояла пожилая семейная пара – они прижались спинами к стене, вцепились в поручни и смотрели в одну точку. Многие, кто пошел на ужин в вечерних платьях и костюмах, думали, что это учения. Мой знакомый из Питера, Саша Хороших, ему 65 лет, он альпинист, помогал матросам спускать людей, показывал, как надо обвязывать людей, как спускать. Крен уже был достаточно большой, некоторые люди прыгали на надувные плоты, а потом он поскользнулся, схватился за трос, а трос был в краске, откуда-то она потекла, упал в воду с высоты 20 метров, и его жена думала, что он погиб. Когда мы уже были на берегу, она плакала, что он разбился. А оказалось, его подобрал рыбак, спас, и когда мы думали, что он погиб, ему оказывали помощь в медпункте буквально за стеной – у него были сломаны ребра и повреждена рука.
— На берегу вам быстро оказали помощь?
—Да, жители очень отзывчивые — открыли костел, школу, один хозяин отеля открыл его и пустил всех, народ стал приносить воду, одежду, одеяла. Часть туристов из Одессы отправили на пароме часа в 2 ночи, а мы сидели кучкой с россиянами и ждали 4-х утра, потому что в России в это время было 7 утра, и можно было узнать какую-то информацию. Но когда позвонили в Россию, там сказали – да, мы знаем о катастрофе, но в новостях передали, что ни русских, ни украинских туристов там нет! Мы подумали, что нас хотят сбагрить – документов ни у кого не было, доказывай потом, что ты с затонувшего лайнера.
И тогда я отправил с телефона жены смс-ку Сергею Прядко, директору туристической ялтинской компании «Селект Блек Си», через которого и приобретал путевки на этот круиз. «Коста затонула! Мой телефон отключен! Итальянцы пытаются все замять! Срочно поднимай шум!». А надо сказать, что у Сергея Прядко 14 января – день рождения, и ему с утра стали приходить поздравления. И вот он получает такое! Вначале подумал, что это шутка. Но потом решил – так не шутят. Тут же перезвонил, а через час он сбросил нам смс-ки с телефонами консульства в Риме, я позвонил консулу Роману. Именно от Александра Прядко в консульстве Украины узнали о том, что пострадали украинские туристы.
—А как сработало наше посольство?
—Достаточно хорошо. Хочу сказать, что россияне позвонили в свое консульство рано, потом перезванивают – что вы делаете для нашего спасения? А им отвечают – мы подготовили пресс-релиз. И это за 16 часов! Туристы из России начали кричать – мы с детьми, мы мокрые, без вещей, а вы пресс-релизы составляете? Мы записываем наш разговор, и у вас головы полетят! Когда мы прибыли в Рим, украинцев моментально расселили, сфотографировали – ведь наши паспорта затонули, мы были без документов, через три часа привезли временные документы, а с россиянами все беседовали, не террористы ли они? Российские туристы потом удивлялись – мы, говорят, не ожидали такой оперативности от Украины. Потом, когда нам привезли документы, сказали – вам 20 минут на сборы в аэропорт. А что нам собирать? Вообще, многое можно рассказывать об этом спасении, которое хоть и заняло несколько часов, но такое впечатление, что это была замедленная съемка, и все это происходило не с нами.
—Вы будете подавать иск о возмещении вам морального и материального вреда?
—Дело в том, что наша каюта не затонула, она так и высится над водой. Мы составили список вещей, которые мы там оставили, а все претензии будем оформлять через «Селект Блек Си». Я сейчас мечтаю не о компенсации, а о том, чтобы это весь этот кошмар перестал мне сниться. Жена сказала, что теперь она не то что в круиз – даже на катере кататься не будет.
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 222324
252627