Национальный заповедник «Херсонес Таврический» около 10 лет стоит в очереди на получение почетного звания Всемирного наследия ЮНЕСКО. Что мешает?
В ноябре прошлого года при поддержке ОО «Институт развития региональной прессы» крымские журналисты получили возможность побывать в киевских министерствах. Информацию «сверху» сравниваем со свежей севастопольской.
Вопрос номер раз
Национальный заповедник «Херсонес Таврический» хоть и находится в Севастополе, но на то и «национальный», что подчиняется официальному Киеву.
Не так давно место, где крестился князь Владимир, назвали одним из семи чудес Украины. А вот почетное всемирное звание он в течение 10 лет получить не может.
Леонид Марченко, директор Национального заповедника «Херсонес Таврический» (март 2011):
– Было несколько миссий ЮНЕСКО. Нам предложили сначала, что «мы вас включим в список 100 памятников мира». Мы были включены в этот список в 2003 году. До 2006 года были в этом списке. В итоге нам выдали сертификат наивысших достижений.
С ЮНЕСКО все оказалось намного сложнее. Препятствия возникли практически на каждом пункте о вступлении в заветный список.
Итак. Проблема №1: Памятник, который номинируется на это звание, должен иметь государственную значимость. О нем должна заботиться страна. По словам Леонида Марченко, значимость-то памятник имеет, а вот с заботой дела обстоят сложнее. Например, за последние три года директор заповедника «в глаза почти не видел» финансирования из госбюджета. А на охрану «Херсонеса» вместо запрашиваемых полумиллиона гривен в этом году выделили в 10 раз меньше.
«Все ремонты «за свой счет», от того, что на экскурсиях зарабатываем», – сетует Марченко, а работы «непочатый край»: крепости Чембало и Каламиту, которые находятся в его ведомстве, ремонтировать надо, заплатить около 2 млн. грн.
Леонид Марченко, директор Национального заповедника «Херсонес Таврический» (март 2011):
– Мы за свои деньги ведем сейчас капитальный ремонт зала античной истории. Мы в прошлом году вложили своих денег, с учетом даже заработной платы некоторых, 6,5 млн.
Благо находчивые херсонесцы привлекли Международный фонд Ливентиса, который и помог миллионом гривен.
Проблема № 2: создание Концепции развития Национального заповедника
Ее (Концепцию) руководство «Херсонеса» разработало давно, подало в Министерство культуры, Министерство иностранных дел страны. По словам Марченко, и в Кабмине копия имеется.
И тут «ребром встал» финансовый вопрос.
Леонид Марченко, директор Национального заповедника «Херсонес Таврический» (март 2011 г):
– Министерство экономики, Министерство финансов «торпедируют», я буду говорить прямо… Потому что ситуация всегда сложная, денег никогда нет. Министерство регионального развития подписывает, Министерство культуры подписывает, Академия наук подписывает, согласовывает все, ну, естественно, наша администрация городская. А министерства экономики и финансов каждый раз: «переработайте», «переработайте», «уменьшите количество денег». Я на это отвечаю так: последнее письмо от Министерства финансов было в конце декабря прошлого года. Сначала они просили перенести с 2011 года на 5 лет, с 2012 года на 5 лет. Мы перенесли. Все переработали. Но вместе с тем «много денег» говорят. Я себе думаю: если много, уменьшите сами, но хоть что-то давайте.
По разработанной программе Национальный заповедник «просит» в год 34,9 млн. грн. С учетом берегоукрепительных работ. Шутка ли, море «съедает» «Херсонес». По словам Марченко, более 60 метров Древнего города уже в соленой воде. (Помнится, даже идея у горожан такая была: сделать подвод-ные экскурсии у берегов Херсонеса – прим. Авт.) С учетом ситуации, говорит директор заповедника, будут рады и 10-15 млн.!
Ситуацию с принятием Концепции взялись решать первые лица города. Так, по словам Марченко, в сентябре прошлого года глава Севастопольской городской государственной администрации Валерий Саратов обращался к президенту Украины Виктору Януковичу. Тот, в свою очередь, подписал поручение об утверждении Концепции.
В Министерстве культуры и туризма тоже заверили, что Концепция должна быть утверждена в течение четырех месяцев.
Андрей Винграновский, глава Госслужбы по охране культурного наследия Министерства культуры и туризма Украины (ноябрь 2010 г):
– На это не так много денег нужно. Государство сейчас финансирует эту работу. У нас осталось мало людей от науки, которые в состоянии грамотно это написать. Потому что, в основном, это люди, которым 50-60-70 лет.
Проблема №3: земельная
Этот вопрос самый обширный и животрепещущий.
Итак, на территории Национального заповедника находится яхт-клуб. На протяжении 16 лет. По заверению Леонида Марченко, он был основан в 90-е, когда все зарабатывали как могли. Сегодня от аренды же «Херсонес» получает не много – всего 60 тыс. грн. в год. Земля же заповедника в собственности яхт-клуба не находится. По словам Марченко, яхт-клуб вписан в план развития заповедника, утвержденный Министерством культуры и туризма Украины. Спрашиваем: не препятствует ли яхт-клуб вступлению заповедника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО? Получаем ответ: «Никто не сказал, что он мешает!» В Киеве другого мнения.
Андрей Винграновский, глава Госслужбы по охране культурного наследия Министерства культуры и туризма Украины (ноябрь 2010 г):
– Сейчас мы будем ставить вопрос о том, чтобы он куда-то переезжал. Не может быть яхт-клуб в заповеднике. Какие-то там домики кто-то построил. Конечно, с этим в ЮНЕСКО не зайти. Но это и противоречит многим законам Украины. Это отдельный вопрос: как это было сделано, почему оно было сделано и почему не были получены согласования, например, в Госслужбе в свое время, когда это строили. Закон «Об охране культурного наследия» четко говорит: если такое происходит, только с разрешения Госслужбы. Этого разрешения не было. Но на местах решили иначе (…) Сейчас мы будем искать, каким образом собственникам яхт-клуба и другим собственникам, которые находятся на территории «Херсонеса», покинуть эту территорию.
После беседы с крымскими журналистами, 28 января, Винграновский приезжает в Севастополь. Ставит задачу Марченко привести в порядок территорию, освободить ее от павильонов.
По словам директора заповедника, волноваться не о чем. В собственности яхт-клуба были только его домики. Однако после череды судов, инициатором которых была городская прокуратура, и эти строения передали в собственность «Херсонесу». Даже имущество, которое находится в постройках, их владельцам предписано забрать.
Больше того, после всего этого яхт-клуб согласен содействовать развитию заповедника. Часть территории будет использована для базы подводной археологии. Будет создан пункт ЮНЕСКО второй категории. А на площадке выставят найденные под водой корабли времен крещения князя Владимира и византийскую ладью. Такую концепцию, по словам Марченко, Винграновский тоже одобрил.
Владимир Лищенко, директор яхт-клуба «Херсонес» (март 2011 г):
– На первом этапе необходимо на базе остова, вот таких колонн, изготавливать лабораторию по консервации подводных артефактов, которые будут оставаться здесь.
Еще один «земельный» вопрос
Есть еще одно «земельное» распоряжение. Согласно ему, границу от западной части Городища необходимо сохранить в 80 метрах от ограды «Херсонеса». Здесь припоминается нашумевшая история о том, как сначала в парке Ахматовой, недалеко от «Херсонеса», возник строительный забор. Его, не откладывая в долгий ящик, тогда снесли сами горожане.
Леонид Марченко, директор Национального заповедника «Херсонес Таврический» (март 2011 г.):
– (ЖСК) «Беркут-08» получил участок в 120 м от забора «Херсонеса». Там были написаны жесточайшие условия, если будет что-то строиться, надо исследовать ту территорию, ту, которая 120 м остается. Никто ничего не делал, денег никаких не выделял.
Кроме того, по словам Леонида Марченко, несмотря на то, что «Беркут-08» получил землю несколько лет назад, была договоренность с владельцем о том, что они не будут устанавливать там строительных заборов.
Николай Карпеев, заместитель главы Севастопольской городской государственной администрации (март 2011 г.):
– Мы эти распоряжения подняли. Дали заключение о том, что эти распоряжения незаконны. Направили их в прокуратуру и инициировали протест прокурора. После протеста прокурора это распоряжение было отменено. По нашей инициативе прокуратура подала иски в суд о признании государственных актов на землю по «Беркуту-08» в парке Ахматовой недействительными. После рассмотрения этих исков я надеюсь, что суд примет законное решение, эти государственные акты будут признаны недействительными и земля будет возвращена территориальной севастопольской громаде.
Наученный горьким опытом, Марченко направил обращение в прокуратуру, чтобы та исследовала и другие участки, расположенные в буферной (прилегающей) зоне «Херсонеса».
Что касается ЮНЕСКО, то номинированы должны быть только 22 из существующих участков. Госакты, по информации директора заповедника, есть у 18-ти из них. Как рассказал нам Леонид Марченко, главой Севастопольской городской государственной администрации Валерием Саратовым поставлена задача завершить эту работу полностью в первом полугодии 2011 года.
Павел АРТЕМЬЕВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 122 от 11 марта 2011 года