Где снимали шедевры советского кино, и как изменились крымские пейзажи за 20 лет независимости Украины
«КТ» решил проехаться по местам съемок лучших картин золотого фонда советского кинематографа и сравнил кадры из фильмов с фотографиями современных крымских пейзажей. Оказалось, за десятилетия многое изменилось — построены гостиницы, пансионаты, магазины, жилые многоэтажки. Прежними остались лишь очертания гор...
«Человек-амфибия»
(1961 год)
Известно, что долгое время сценарий фильма лежал на киностудии «Ленфильм» потому, что никто не рисковал браться за экранизацию фантастического романа Беляева — уж очень не хотелось связываться с еще не освоенными в то время в Советском Союзе подводными съемками. Работу над фильмом все же начал режиссер Владимир Чеботарев, и, естественно, первым делом обратился к аквалангистам. Помочь нашим киношникам согласился знаменитый Жак-Ив Кусто. Он очень заинтересовался проектом, так как сам был увлечен романом Беляева. Однако Министерство культуры не выделило денег на поездку во Францию, и о сотрудничестве с Кусто пришлось забыть. Тем не менее, съемки все же стартовали. Большая их часть проходила в бухте Ласпи — там оказалась наиболее прозрачная вода. К подводному гроту, служившему входом в дом профессора Сальватора, сейчас дайверы проводят экскурсии. Сам же дом располагался на горе Ифигения в поселке Береговое. А вот «сухопутные» сцены, заграничный городок снимали в Баку.
Интересные факты
Перед началом съемок исполнители главных ролей Владимир Коренев и Анастасия Вертинская прошли обучение дайвингу в тренировочном бассейне, а в море погружались в аквалангах вместе с инструктором-подводником. Когда они добирались до места съемок, актер делал вдох. После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Одним из наиболее опасных эпизодов получилась сцена, где Ихтиандра прячут от Сальватора под водой, привязав к якорю. Снимали ее на глубине 20 метров. Инструктор Рэм Стукалов дает Кореневу загубник акваланга, но тот не срабатывает, и тогда Стукалов сбрасывает свой акваланг, отдает актеру, а сам быстро всплывает на поверхность. Естественно, после такого всплытия инструктор заработал кесонную болезнь.
«Три плюс два» (1963 год)
Фильм, снятый почти полвека назад, уникален тем, что снят в объятиях девственной крымской природы, нетронутой рукой человека. Очень долго нам пришлось искать то самое место, где разбивали палатки Андрей Миронов, Евгений Жариков, Геннадий Нилов, а также тезки Натальи — Фатеева и Кустинская. Мы проехались вдоль всего берега от Судака до Нового Света и, не найдя дороги, ведущей к морю, оставили машину на трассе и спустились к пляжу пешком. Здесь, меж отвесных скал, в окружении крутых утесов отдыхают в палатках «дикари» и погружаются с аквалангами дайверы. Но как же герои фильма подъехали на машинах практически к самому пляжу? Оказалось, большая часть съемок фильма проходила в самом Новом Свете, на месте, где сейчас располагается база отдыха, а купались они на пляже, который нынче оборудован бетонной набережной, над ней возвышается центр дайвинга, а рядом — небольшой аквапарк. Что касается песка, который мы видим в фильме, его, скорее всего, завезли киношники экскаваторами. Но кое-что все же осталось. Помните дерево, под которым была закопана бутылка из-под шампанского с «доказательством»? Удивительно, но оно осталось нетронутым! А на месте, где располагалась палатка героинь, теперь торчит из земли какая-то металлическая конструкция типа навеса, оставшаяся от некоего заброшенного советского пансионата. Лишь пейзаж за спинами актеров остался неизменным — это горы Коба- Кая, Сокол и очертания холмов за Судакской бухтой. Ну, и, конечно, прежней осталась Генуэзская крепость, украшающая кадр, где «дипломат» с «милиционершей» обедали в ресторане для иностранцев. Это — набережная Судака.
Интересные факты
Съемки проходили с августа по ноябрь 1962 года. Перед началом работы мужской части актерского коллектива было отведено две недели на загар, чтобы в кадре они выглядели как настоящие «дикари». В таком виде, как они снимаются в фильме, они ходили по Судаку и их часто останавливала милиция. Дирекция фильма была вынуждена выдать актерам справку, что такой внешний вид нужен для съемок.
Картина была снята в двух вариантах: широкоэкранном и обычном. Так как техника того времени не позволяла записать материал сразу в двух вариантах, актеры вынуждены были проигрывать каждую сцену по два раза.
Вся съемочная группа жила в таких же диких условиях, которые показаны в фильме. Мылись в тазиках, воду грели над перевернутым зонтиком с зеркалами. Питались, правда, едой, которую им привозили из судакской столовой.
Сцену, где герой доктора Сундукова надевает платок, представляется Зоей и признается Миронову в любви, актеры придумали сами.
Андрей Миронов настолько вошел в роль, что на самом деле влюбился в Наталью Фатееву.
Последние дни съемок проходили в октябре, и, чтобы не замерзнуть, актеры каждый день согревались коньяком.
«Финист — Ясный Сокол» (1975 год)
Многие сцены знаменитой сказки Александра Роу отсняты в Крыму. Например, логово главного злодея, похитившего Финиста, располагалось на горе Ай-Петри и частично — в окрестностях горы Кошка. Черти Картауса пели и плясали в пещерах Чуфу-Кале. Очень отчетливо на
заднем плане просматриваются многоуровневые камеры и оборонительная стена пещерного города. А деревянные ворота крепости Воеводы, которого сыграл Михаил Пуговкин, — это ворота знаменитой ялтинской «Поляны сказок». Съемочная группа даже посетила Воронцовский дворец — некоторые эпизоды были сделаны там.
Интересные факты
Однажды во время съемок богатыря Финиста в исполнении актера Вячеслава Воскресенского вместе с роскошным алым плащом чуть не затащило в ветродув, но актер вовремя успел отстегнуть металлическую брошь на плече.
Михаил Пуговкин вспоминал, как снимали сцену в бане. Дело было в ноябре, вода была горячей, а баню сколотили из картона, поскольку не было времени на постройку капитального сооружения. Когда растапливали, стены едва не загорелись — огонь вовремя успели затушить. Поднялось облако дыма, и оператор тут же включил камеру. В кадре получился типичный банный пар.
«Пираты XX века» (1979 год)
В фильме можно легко узнать Голубую бухту, расположенную западнее Нового Света. В кадре, где Николай Еременко-младший наблюдает за пиратским кораблем, на заднем плане видны очертания горы Носорог. Летом сюда заходят экскурсионные катера из Судака, и туристам предлагается понырять в кристально чистую воду прямо с палубы, ощутив себя в роли героя Еременко, спасающего товарищей от безжалостных морских пиратов. Сцену, в которой пират Салех избивает Машу палкой, снимали в Коктебеле. Здесь же построили деревянные домики с соломенными крышами для деревни туземцев, в которой обосновался пиратский штаб. А пакеты с «опиумом» на корабль «Нежин» грузили в ялтинском грузовом порту.
Интересные факты
Все трюки Николай Еременко-младший выполнял сам. Прыжок со скалы на корабль, который снимали возле мыса Капчик, смонтировали. На самом деле актер прыгал в воду. Потом он вспоминал, как его едва не разорвали в клочья лопасти винтов.
Драку актера с мастером каратэ Талгатом Нигматулиным снимали поочередно с трех точек. Поэтому Николаю пришлось падать от удара Талгата на бетонный пол в течение всего дня.
Сцену под водой, где корабль якобы тонет, снимали в открытом бассейне гостиницы «Ялта». Актрис никак не могли утопить — платья надувались, и девушки все время всплывали. В конце концов каскадеры в аквалангах потянули актрис за ноги ко дну. А после съемок замерзших девушек разогревали водкой.
«Кавказская пленница» (1966 год)
Как ни парадоксально, но «кавказские» горы и реки полностью снимали в Крыму. Видимо, так оказалось дешевле и проще. На знаменитый камень, на котором Наталья Варлей пела песню о медведях, сейчас водят экскурсии — он находится у подножия горы Демерджи недалеко от села Лучистого. Сцену похищения снимали в Куйбышевской долине недалеко от Бахчисарая. До сих пор жив орех, за которым прятались Вицин, Никулин и Моргунов. А вот жизнь ослицы Люси, четвероногой подруги Шурика, оборвалась всего четыре года назад. Все сорок лет после съемок фильма она прожила в симферопольском зоопарке. В ее фильмографии более десятка картин, одна из последних — знаменитый сериал «Спецназ».
Сцены автомобильной погони снимались на старой дороге от перевала Кок-Асан — Богаз до села Приветного. Сейчас она находится в аварийном состоянии и закрыта для проезда, но экстремалы-автолюбители частенько по ней ездят. Кадры с сонным Моргуновым за рулем делали на дороге в районе Массандры, а провисание машины над пропастью — уже на Ай-Петри. Теперь на этом месте установлен металлический забор, чтобы никто не пытался повторить киношный трюк.
Сцену, где Александр Демьяненко совершает побег из психиатрической больницы и бежит по дороге вдоль белой стены, снимали в Симферополе. Белая стена «психушки» по-прежнему возвышается на улице Батурина, а вот забор, ограждавший от дороги парк Шевченко, куда-то бесследно исчез.
Интересные факты
Владимир Этуш, сыгравший в «Кавказской пленнице» товарища Саахова, совершенно спонтанно придумал такие фразы для своего героя, как «шляпу сними», «садись пока», «горячий, совсем белый», «студентка, спортсменка, комсомолка и, наконец, просто красавица!»
В процессе разработки сценарий многократно изменялся цензурой. Так, пришлось видоизменить фразу Труса «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» на «Да здравствует наш суд...», так как первый вариант посчитали издевательством над советским судом. Вырезали из песни «Если б я был султан» нескольско строчек, в которых пелось о том, как все три жены наливают «по сто». Также пришлось вырезать заставку, в которой Трус пишет на заборе «Х», Бывалый приписывает «У», а после появления милиционера Балбес дописывает «дожественный фильм». Несмотря на то, что режиссер Леонид Гайдай внес все необходимые правки, Комитет Госкино не решался пускать картину в прокат, и если бы не Брежнев, которому чрезвычайно понравилась комедия, пленка так и осталась бы на архивных полках
Алексей ПРАВДИН "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 145 от 26 августа 2011 год