Новости Крыма

Социум → Культура, наука

26.10.2014, 08:00 Просмотров: 4976
Социум → Культура, наука
Появится ли в Крыму экспериментальный театр?
Зачем Крыму театр с артистами-инвалидами и почему инициативу питерского литератора не поддерживают местные чиновники, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Угасший порыв
Несколько лет назад в Симферополе решили вдруг заняться проблемами социализации людей с инвалидностью. Стали больше говорить (и акцент именно на слове «говорить», потому что, по сути, достаточного количества функциональных пандусов у нас так и не появилось) о доступной городской среде, взялись организовывать инклюзивное образование, при котором дети с ограниченными возможностями учатся вместе со здоровыми ребятами. Правда, вспыхнувший было энтузиазм местных чиновников так же быстро и улетучился. Хотя на самом деле идей по более активному вовлечению инвалидов в общественную жизнь хватает. Да и люди есть, готовые этим заниматься на профессиональной основе — даже при минимальной поддержке. Одним из таких активистов смело можно назвать Геннадия Бондаренко-Волноходца — человека, без преувеличения, удивительной судьбы.
Дотянуться до мечты
Родился Геннадий Иванович с диагнозом ДЦП. Однако у мальчишки оказался железный характер. Его завидное упрямство и позволило ему преодолевать жизненные трудности. Признавать себя в чём-то ограниченным он явно не собирался. К тому же ещё в детстве у него открылся литературный талант (первые стихотворения написал, когда ему было всего пять лет), который он намеревался всячески развивать. С этой целью и пошёл учиться на филологический факультет Киевского государственного университета им. Шевченко. Уже в студенческие годы стал работать журналистом. Но скоро стало понятно, что настоящее его призвание в другом — в работе с инвалидами, о проблемах которых он знал как никто другой. Так в 1988 году в Киеве появился уникальный на тот момент, первый в СССР Центр творчества детей с ограниченными возможностями, который проработал до 1993 года. И это было лишь началом его пути.
Как рассказывает сам Бондаренко-Волноходец, после распада Союза надолго в украинской столице он не задержался.
«В 1993 году я уехал из Киева в культурную столицу России (Санкт-Петербург. — Ред.), где надеялся продолжить работу с детьми-инвалидами», — объясняет Геннадий Иванович. Однако в нищие 90-е мало кто интересовался социализацией детей с ограниченными возможностями, приоритеты были совершенно иные, так что воплощения своей мечты деятельному литератору пришлось ждать целых десять лет. Лишь в 2003 году наконец появилась Антреприза им. Екатерины Орловой, выдающегося педагога, которая в 1946–1988 годах руководила двумя театральными студиями — детской и взрослой. На театральную сцену стали выходить инвалиды, которые наравне со здоровыми артистами участвовали в спектаклях, поставленных как по классическим, так и по современным произведениям.
Объяснить всю значимость появления такой театральной труппы очень сложно. Пожалуй, суть этой работы лучше всего объясняет сам создатель театра.
«Главное, что в студии они (люди с инвалидностью. — Ред.) переставали считать себя ущербными и научились общаться с миром», — уверяет Геннадий Бондаренко-Волноходец.
К тому же стоит отметить, что за восемь лет своего существования питерская Антреприза стала практически репертуарным театром с семью полноценными спектаклями. Самому организатору экспериментальной труппы запомнился спектакль «Выпить море...», где роль баснописца Эзопа сыграл артист с ДЦП. В театре сам Геннадий Иванович выступал и как режиссёр, и как актёр, и как сценарист.
Эксперимент для Крыма
Несколько лет назад Геннадий Бондаренко-Волноходец переехал в город своего детства — Евпаторию. Понятно, что человек столь неуёмной энергии и в Крыму готов заниматься тем, чему посвятил всю свою жизнь, — творчеством и адаптацией инвалидов. Инициативный литератор, переехавший в Крым, готов создать и на полуострове беспрецедентную инклюзивную театральную труппу со смешанным составом. Однако без финансовой поддержки такая инициатива не имеет шанса на жизнь. Конечно, воплощению идеи вполне могли бы поспособствовать меценаты, вот только культуры вкладывания средств в благотворительные культурные проекты у наших бизнесменов и политиков воспитать, к сожалению, так и не удалось. Равно же как и заинтересовать подобным проектом чиновников.
Как известно, в Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького работает шесть сценических площадок. Казалось бы, одну из них вполне можно задействовать под инновационную театральную труппу. Тем более что в крымской столице нет ни экспериментальных, ни новаторских театров. Наши молодёжные театральные студии (вспомнить хотя бы «Точку отсчёта» и университетский «75/1») особого развития так и не получили, поскольку нашим чиновникам до них не было дела. Так, может быть, самое время запустить интересный театральный проект?
В профильном ведомстве подобную инициативу комментируют бескомпромиссно лаконично: «В настоящее время Министерство культуры Республики Крым не планирует создания новых организаций искусств».
Тут следует понимать, что ни о каких капитальных вложениях бюджетных денег речь не идёт. По сути, роль чиновников в этом вопросе сводится к простым пунктам: ходатайствовать о выделении одной из существующих сценических площадок для работы Антрепризы; предоставить право продавать билеты в официальных театральных кассах и выделить для директора театра и актёров примерно пятнадцать ставок. Стоит ли говорить о значимости такой театральной труппы для крымчан? Ведь это и формирует новое отношение к инвалидам, и даёт людям с ограниченными возможностями шанс понять, что они могут вести полноценную жизнь, несмотря на диагноз.
Зато в Министерстве образования, науки и молодёжи Республики Крым, по словам самого Бондаренко-Волноходца, идеей заинтересовались. Сейчас литератор надеется, что, возможно, в Крымском федеральном университете найдётся для него местечко.
Личность с большой буквы «Л»
Геннадий Иванович Бондаренко (творческий псевдоним — Волноходец) родился в 1962 году в Киеве. После окончания спец­школы-интерната для детей с поражением опорно-двигательного аппарата поступил на филфак КГУ им. Т. Г. Шевченко, который окончил с отличием. По второму высшему образованию специальный психолог, выпускник Международной программы Фонда Форда. Педагог, поэт, драматург, переводчик, журналист, актёр и режиссёр. По представлению коктебельского Дома-музея М. Волошина с 2013 года член Союза российских писателей (Ялтинское отделение), а с 2014-го — член Союза писателей Санкт-Петербурга. Автор 18 научных публикаций, четырёх поэтических сборников, трёх пьес в стихах.
Официально
Ольга Привалова, начальник управления искусств, народного творчества и образования в сфере культуры Министерства культуры РК:
«Мы могли бы создать театр для кого угодно — для вас, для меня. Это могло бы быть нашей отдушиной... Но, к великому сожалению, на сегодняшний день нам приходится думать о том, как сохранить те театры, концертные организации, музеи и библиотеки, которые у нас есть. Сейчас идёт ликвидация всех учреждений культуры, в том числе театров, и создание новых. И сначала нам надо определиться, что мы создаём. А мы создаём те организации, которые необходимы сегодня зрителю. Денег должно хватить на то, что уже существовало. Это моё личное мнение». Евгения КОРОЛЁВА
Фото 4.bp.blogspot.com
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 302 от 24 октября 2014 года
Еще статьи:
В Крым привезли новые спектаклиКрым равных возможностей?Все «хучшее» — инвалидамНеформальный диалогИзраильтяне покажут в Ялте чеховский спектакль
Раздел:
Календарь
< Октябрь Ноябрь, 2024 Декабрь 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 222324
252627