Новое — ещё не забытое старое...
В Коктебеле отгремел последний джазовый фестиваль нынешнего курортного сезона Jazz Party. Чем (а точнее, кем) радовали зрителей организаторы праздника и есть ли будущее у Коктебеля как фестивальной Мекки Крыма, выяснял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Лучше мало, чем никого
Катастрофически мало людей. Пожалуй, это главное впечатление от фестиваля Jazz Party. Конечно, сейчас просто бессмысленно сравнивать суперраскрученный и мегапопулярный «Джаз-Коктебель» со стартовавшим в этом году Jazz Party, но совсем уйти от параллелей невозможно. Тем более что инициатором проведения обоих фестивалей стал один и тот же человек — российский журналист Дмитрий Киселёв.
Дмитрий Киселёв, основатель фестиваля Jazz Party:
«Это абсолютно счастливый в моей жизни день, поскольку в 2003 году я был инициатором первого джазового фестиваля и по праву являюсь отцом-основателем коктебельского джаза...»
Конечно, нужно понимать, что в связи с непростой политической ситуацией трудно ожидать, что в Коктебель поедут туристы в таком же количестве, как это было в прошлые годы. Но даже крымчане, которые в этом году решили хотя бы сами полноценно отдохнуть на родных курортах, новый фестиваль проигнорировали.
И дело тут, пожалуй, в политике организаторов фестиваля. Конечно, цену в семьсот рублей за входной билет на основную сцену нельзя назвать заоблачной, но в силу того, что мероприятие всё-таки новое, да и ориентированное в первую очередь на самих крымчан, даже такую сумму, как оказалось, отдавать готовы не многие. Тем более что за неделю до этого тут же проходил совершенно бесплатный и не менее качественный Live in Blue Bay. Видимо, это поняли и сами организаторы, так что на второй день, говорят, билет можно было купить уже рублей за триста... Но первый момент был упущен.
Концепция фестиваля, безусловно, правильная — несколько сцен (в том числе и бесплатная), зарубежные музыканты (в отличие, опять же, от фестиваля Blue Bay, где ставку сделали на местных исполнителей), масштабная информационная поддержка (фестиваль организован информационным агентством «Россия сегодня», которое возглавляет Киселёв), однако в целом складывается впечатление, что это был не фестиваль, а его генеральная репетиция, словно организаторы всё ещё складывают один к одному необходимые для целостной картины пазлы. Создавалось впечатление, будто зрители и вовсе не нужны этому фестивалю, то есть, по сути, ими никто не занимался — никаких тебе интерактивов, конкурсов, дополнительных развлечений, которые могли бы подтянуть людей (например, на летнем фестивале «Наш джаз» такой фишкой стал показ ретроавтомобилей, которые демонстрировались возле главной сцены. И это имело невероятный успех у туристов, что, конечно, сыграло на руку фестивалю).
Коктебельский звездопад
Если организаторы не очень ответственно отнеслись к организации аудитории, то к отбору джаз-коллективов они подошли вполне серьёзно, о чём, собственно, и заявили в день открытия.
Дмитрий Киселёв:
«У нас будут выдающиеся джазовые музыканты в этом году. Именно музыкальный уровень очень высок».
Действительно, с 12 по 15 сентября на трёх площадках фестиваля выступили музыканты из Бразилии, США, Израиля, Великобритании, Индии, Армении, Германии, Бельгии и Нидерландов.
Хедлайнерами первого вечера стали International Jazz Quartet Якова Окуня и Деборы Браун. Ансамбль представляет собой музыкальный симбиоз известнейших джазовых музыкантов — номинантки Грэмми Деборы Браун, одного из популярнейших трубачей Америки Джереми Пельта, голландского контрабасиста-виртуоза Йориса Типе, талантливого итальянского барабанщика Роберто Гатто и российского пианиста Якова Окуня.
Завершение второго фестивального вечера было не менее ярким. В субботу на основной сцене выступили Валерий Пономарёв и секстет We remember Art Blakey. Любопытно, что музыканты ничего о фестивале не знают. Так, Валерий Пономарёв свою пресс-конференцию начал с того, что радостно сообщил журналистам: «Об этом фестивале ничего не знаю. А он проходил и раньше, да?» Барабанщик секстета Виктор Джонс не отставал от Пономарёва: «Встречался сегодня с Киселёвым. Нет, я не знаю, кто это. Может, вы мне расскажете?» Впрочем, это мелочи. Главное, что музыканты отыграли качественный джаз, ради которого на подобные фестивали и едут истинные ценители музыки.
14 сентября на главной сцене выступил американский трубач Том Харелл, а в последний вечер гостей радовал The Jamal Thomas Band (Бельгия — Нидерланды).
В целом радует уже то, что Коктебель так и остался своеобразной джазовой Меккой, куда стекаются любители хорошей музыки и весёлых тусовок. В этом году здесь стартовало два новых для Крыма фестиваля: «Наш джаз» и Jazz Party. Безусловно, не обошлось без проколов, но в любом случае эти мероприятия означают, что по-прежнему есть люди, готовые что-то организовывать, вкладывать в развитие курорта силы и средства. Так что всё будет джаз!
Нюанс
Любопытно, что логотип фестиваля практически дублирует заставку мультфильмов Merrie Melodies компании Warner Bros., созданную полвека назад. Неужели творческая группа организаторов не могла придумать ничего креативнее? Евгения КОРОЛЁВА
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 297 от 19 сентября 2014 года
Еще статьи:
В ритме джазаДождливый джаз КоктебеляДжазовые уикенды в краю голубых вершинВ Коктебель вернулся джазLive in Blue Bay