Больше килограмма белил и бирюзы, полкило светлой охры и 400 граммов хром-кобальта сине-зеленого, а еще четыре руки и целое море вдохновения и драйва потребовалось двум художникам школы подводной живописи «Art Gallery «Katran» Олегу Небесному и Денису Лотареву для того, чтобы на глубине 12 метров воссоздать на холсте затонувшее в районе Фороса судно «Ростов» во всей его неповторимой и трагической красоте. Площадь картины, которую потом с помощью буев и канатов оттранспортировали к берегу и подняли на поверхность, составила 4,5 кв. м. Эта работа дала старт акции «Сохраним историческое подводное наследие Крыма на холсте», главная цель которой - привлечь внимание общественности к разграблению исторических подводных объектов в Черном море.По замыслу художников на холсте размером три метра на полтора должны быть изображены все фрагменты судна, которые еще сохранились и доступны для обозрения. Но поскольку видимость в Черном море не позволяет с одной точки просматривать всю территорию, на которой лежат обломки, то некоторые детали на картине они писали по памяти, руководствуясь этюдами, сделанными накануне.
- Мы с Денисом очень долго готовились к этой работе, - рассказывает Олег Небесный. - Обсуждали композицию, выбирали ракурс, предварительно делали эскизы. Потому что на дне, можно сказать, в экстремальных условиях у нас очень мало времени на раздумья. Вдохновением мы тоже запасаемся заранее, неоднократно спускаясь на тот объект, который собираемся писать, - наблюдаем за игрой света, заряжаемся его энергией, впитываем каждую мелочь, каждую деталь, а потом опускаемся и работаем.
Для работы подводные художники используют самые обычные масляные краски, только замешивают цвета заранее на берегу, и мастихины разной формы и размера. Главным техническим секретом подводной живописи является специальная обработка холста.
В этот раз на создание большого полотна у Олега Небесного и Дениса Лотарева ушло три часа чистого времени. Однако фактически эта работа заняла целый день. Ребятам пришлось совершить три погружения. В перерывах, поднимаясь на поверхность, они меняли баллоны с воздухом, пили горячий зеленый чай, отдыхали. Осуществить задуманное и обеспечить безопасность художникам помогли опытные дайверы киевского дайв-клуба «Катран», ялтинского дайв-центра «Юнион-Крым» и клуба дайвинга «Foros team».
Во время работы на дне постоянно находилась команда 8-10 человек: подавали краски, инструменты, следили за количеством воздуха в баллонах (вдруг художники, как творческие натуры, заработаются), отгоняли особенно назойливых и любопытных морских обитателей, помогали бороться с течением. К слову, именно в этот день в районе обломков «Ростова» образовался термоклин холодной воды – на самом дне в метровом слое температура воды не превышала 15 градусов, а выше была уже 20. Таким образом, художники наполовину находились в холодной воде, наполовину в теплой. Но как они сами потом признались, испытывали такой драйв, что даже не обратили на это внимание.
- Когда мы рисуем под водой, мы находимся совершенно в другом измерении, - говорит Денис Лотарев. – Под водой все чувства особенно обострены. Мы хотим показать всем людям эту красоту и передать особенную атмосферу покоя и трагизма, которая царит на затонувших объектах. А еще нам бы хотелось обратить внимание, что это наша история, которая тоже требует бережного отношения и охраны.
Уникальность написанной под водой картины состоит не только в ее размере, но еще и в том, что идейному вдохновителю акции и создателю школы подводной живописи «Катран» Владимиру Авраменкову удалось объединить то, что практически не объединяется. Это на пианино можно играть в четыре руки, а художники, как правило, творят в одиночку. Тем более, что Олег Небесный больше является живописцем, а Денис Лотарев – графиком. Но их творческий союз под водой родил потрясающий шедевр, который сохранит для потомков одну из исторических страничек Черного моря.Автор: Яна Коваленко Подводные фото Михаила Семенова