Композитор, автор крымского гимна Алемдар Караманов ушел из жизни четыре года назад.
Караманова сравнивают с немецким композитором Людвигом ван Бетховеном, отмечая, что если последний не мог слышать музыку в силу природной глухоты, то творчество Караманова не звучало со сцены, потому что глухим был мир.
Караманов ушел из жизни, так и не услышав, как звучит большинство написанных им симфоний, а ведь он так мечтал, чтобы его музыка высекала огонь из людских сердец.
Недавно Крым посетила дочь композитора Кристина Караманова, которая в эксклюзивном интервью согласилась рассказать «КТ» о своем отце, неизвестных ранее подробностях его личной жизни и склонности к мистицизму.
Судьба и молитва менялись местами
— Какова цель вашего визита на крымскую землю?
— Я приехала отдохнуть, проведать маму, а также посетить родные и близкие моему сердцу места. Помимо этого, хочу провести ряд деловых встреч, в том числе с крымским министром культуры Аленой Плакидой.
— О чем пойдет речь?
— Собираемся обсудить вопросы творческого наследия моего отца, особенно рукописей с нотами произведений. Помимо этого, мы хотим реализовать проект, в рамках которого в Херсонесе зазвучит мистерия «Херсонес», написанная Алемдаром Карамановым.
— Приятно осознавать, что вы являетесь дочерью легендарного композитора?
— Вопрос не в том, приходит ко мне это осознание или нет, я просто несу в своем сердце чувство гордости за этого великого человека.
— Как вы относитесь к инициативе крымских властей превратить симферопольскую квартиру Алемдара Караманова в музей?
— Я необычайно благодарна тем людям, которые занимаются изучением и сохранением наследия моего отца.
— В Крыму сумели по достоинству оценить творчество Караманова?
— В Москве Караманова оценили и признали больше, чем на родине. Понимаете, чтобы знать и ценить музыку Караманова, ее нужно исполнять, а в Крыму его музыкальные произведения «молчаливо» пылятся на полках. Крым провинциален, поэтому музыка Караманова здесь пока глухонемая. У меня теплится надежда, что все изменится и крымчане узнают о своем Караманове.
— В Крыму фамилию Караманова стали позиционировать как бренд…
— Вот именно, фамилию Караманова оценили как бренд, но не его творчество. Он композитор с романтической биографией XIX века — нищий гений, который не вписывался в контекст XX века, где главным атрибутом успеха стали признание в обществе, статус и материальный достаток. Кто ты такой, если у тебя нет денег? Если ты гениальный композитор, то где твои миллионы, дворец, фрак?..
Караманов общался с духами
— Оглянувшись назад, скажите, каким вам запомнился отец?
— Добрым и неземным. Он искренне и с полной самоотдачей любил людей, доверял им, хотя порой сильно обжигался. Представляете, он любил даже своих врагов, а это дорогого стоит в наш циничный и порой равнодушный век. Помню (улыбается — Авт.), как отец гладил меня по головке, целовал в щечку, носил на руках. Он часто называл меня Криста.
— Каким был Караманов дома?
— Он был достаточно самодисциплинированным человеком, вставал в четыре утра и сочинял за своим письменным столом музыку до поздней ночи. Отец часто говорил, что работает с высшими духовными силами.
— Он рассказывал вам в детстве сказки?
— Вместо сказок он рассказывал отрывки из Библии, Торы, Корана. Рассказывал, как общается с духами, которых никто из окружающих не видит и не слышит… Из детства в основном помню, как отец играл, а это и была самая большая сказка в жизни…
— Выходит, Алемдар Караманов был мистиком?
— Скорее он был создатель мистики. Отец часто говорил, что вся Вселенная имеет свое музыкальное сопровождение. Сейчас уже научно доказано, что каждая планета и звезда имеют свое звучание. Музыковеды утверждают, что в музыке Караманова отображены космическое смещение, победа добра над злом, так называемое поглощение минора — переход минора в мажор.
— Кто был его главной музой?
— Его жена и моя мама Елена Ивановна. Она помогала ему по жизни, поддерживала и вдохновляла. Была с ним в минуты радости и горя. У них были очень теплые отношения, даже после их разлуки. (Караманов был женат несколько раз — прим. Авт).
— В вашей семье кто-то пошел по стопам Алемдара Караманова?
— Нет, мы не унаследовали дара великого композитора. Правда, я окончила музыкальное училище, но, признаться честно, это было только из уважения к папе. Я хотела овладеть музыкальным языком, чтобы читать произведения, которые сочинял мой отец.
— Что вам больше всего по душе из творчества композитора?
— Одна из моих самых любимых симфоний «Америка», в этом году она была оркестрована, надеюсь, что скоро прозвучит на большой сцене. Отцу, к сожалению, не довелось услышать ее исполнение при жизни, впрочем, как и большую часть своих творений.
— Почему творчество Караманова не было востребовано при жизни в полной мере?
— Потому что он значительно опередил свое время. Он ушел до конца непонятым своими современниками, но я уверена, что будущие поколения оценят музыку Караманова.
— У вашего отца было много друзей в Крыму?
— Наверное, много друзей не бывает. Как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Помню, отец со своими друзьями любил собираться большой теплой компанией. Вместе они гуляли, ездили за город, слушали музыку. К кругу его настоящих друзей принадлежали величайший пианист Аркадий Федоров, музыковед Майя Гурджи. Сегодня никого из них уже нет в живых.
Беседовал Виктор ЛЯЩЕНКО "Крымский ТелеграфЪ"
фото архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 144 от 19 августа 2011 год