Новости Крыма

Социум → Культура, наука

05.03.2014, 13:00 Просмотров: 772
Социум → Культура, наука
Куда уходят кумиры и идолы и зачем нужна смена символов
Смена политической парадигмы очень часто приводит и к смене памятников, ведь монументы, воздвигнутые тем или иным деятелям — будь то политики, военачальники или представители творческой интеллигенции, — всегда являлись объектами идеологической пропаганды. А символы, могущественно возвышающиеся над центральными площадями городов, как раньше, так и сейчас, указывают дорогу в будущее...
Идеологический символ
Один из немецких послов в Израиле, выступая на церемонии открытия памятника жертвам гомофобии в нацистской Германии, сказал: «Возведение памятников и наименование улиц важно для того, чтобы увековечивать в памяти события прошлого. Но прежде всего они служат напоминанием о будущем». И действительно, если говорить о XX веке, то избавление от старых памятников было характерно в первую очередь для нацисткой идеологии, пропагандирующей идолопоклонничество. Впрочем, не отставали от них и коммунисты, устанавливавшие на месте разрушенных церквей памятники советским лидерам — в первую очередь Ленину и Сталину.
Как отмечают эксперты, разрушение монументов в цивилизованных странах, случись это на почве политического противостояния, неминуемо привело бы к вооруженному конфликту. Ведь, например, покушение на статую Свободы американцы расценивают как посягательство на суверенитет своего государства.
Снос всего одного бронзового солдата в Эстонии в 2007 году привел к массовым волнениям в Таллине и вызвал переполох во многих странах. А вот снос по всему миру начиная с 1991 года нескольких сотен памятников Ленину и Сталину воспринимается людьми более спокойно.
Сергей Михеев, политолог:
«Снос памятников советской эпохи, я имею в виду принимаемый в соответствии с решениями местных органов власти, — нормальное явление. И, кстати, они простояли достаточно долго, учитывая развал Советского Союза и его идеологии. Что касается памятников воинам-освободителям, это следует расценивать как отрицание победы над фашистами не только советского, но и всех народов, принимавших участие во Второй мировой войне».
Надо решать большинством голосов
Массовый снос памятников Ленину в Украине, начавшийся после Евромайдана, историки называют беспрецедентным случаем на территории постсоветского пространства. Крым тоже не остался в стороне: снесен памятник в Зуе (Белогорский район). В Симферополе мэрия уже поставила этот вопрос на всенародное голосование. Что же сами крымчане думают об этом?
Владимир Софийчук, житель поселка Зуя:
«Можно же это делать цивилизованно. У нас есть и музей боевой славы, и этнографический музей, можно было бы туда его перенести».
Алевтина Выборг, жительница Симферополя:
«Уничтожение памятников — это уничтожение нашей истории. Мы выросли на почитании заслуг Ленина, и, каким бы он ни был, это историческая фигура, которая внесла определенный вклад в нашу историю».
Но даже те, кому безразлична судьба памятников Ленину, выступают за цивилизованное решение спора.
«Не понимаю, кому мешают памятники? Мне абсолютно все равно, кто стоит у нас на площади — хоть Ленин, хоть Петр Первый, — говорит крымчанка Светлана. — Решения о сносе надо принимать законно, большинством мнений, и уж тем более не в такое кризисное для страны время. А тех, кто бесчинствует и занимается вандализмом, надо наказывать по закону».
Кстати, никто пока не отменял статью 298 Уголовного кодекса Украины, которая за уничтожение, разрушение и порчу памятников истории и культуры предусматривает наказание от штрафа в 170 гривен до ограничения свободы на срок от трех до пяти лет.
Особое мнение
Алексей Федоренко, парапсихолог:
«Массовый снос памятников Ленину сегодня — это не просто борьба с советскими идолами. Ведь, на минуточку, тому же Ильичу люди, называющие себя украинскими националистами, должны быть благодарны за создание украинской государственности. Между тем они активно ломают и другие памятники, имеющие хоть малейшее отношение к России. Например, кому помешал тот же Кутузов? Причем в самое трудное для страны время, когда надо решать другие проблемы — восстановление экономики. На мой взгляд, налицо идеология, имеющая языческие корни, — это десакрализация пространства».
Понятие «сакрализация» имеет отношение к освоенному человеком пространству, его духовному содержанию, судьбе. Поэтому для любого гражданина даже на подсознательном уровне важно иметь вокруг себя близкие по идеологическому и духовному содержанию символы, возвеличивающие историю его народа и задающие вектор культурного развития и политический курс страны в будущем. Алексей ПРАВДИН
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 270 от 28 февраля 2014 года
Еще статьи:
Памятники Симферополя начали чистить зубными щеткамиЧтобы помнили... И не знали, что делатьКому памятник?Кому нужен памятник?На дне истории
Раздел:
Календарь
< Март Апрель, 2024 Май 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 2425262728
293031