«Блю Бэй»: подводя итоги
Фестиваль в Коктебеле Live in Blue Bay задумывался как не коммерческий, а просветительский — организаторы хотят приучить зрителя к качественной джазовой музыке. Почему аудитория не клюет на халяву и какую программу оргкомитет подготовил на юбилейное мероприятие, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Цыганский свинг и бразильское веселье
Осень в Коктебеле неизменно ассоциируется с джазом. Не успел утихнуть один музыкальный фестиваль, как на набережной стали конструировать сценические площадки для другого. Однако если на «Джаз-Коктебель», который проходит здесь уже в одиннадцатый раз, ежегодно приезжает 20–30 тысяч зрителей, то Blue Bay остается мероприятием для достаточно узкого круга меломанов. Что, кстати, удивительно, ведь стоимость билетов на «Джаз-Коктебель» не низкая, а «Блю Бэй» — фестиваль некоммерческий, вход на все выступления для зрителей свободный. В чем же причина такого феномена?
Константин Зелинский, местный предприниматель, идеолог фестиваля:
«Live in Blue Bay был задуман как альтернатива музыкальным проектам шоу-бизнеса, продающим легкую музыку», — объясняет идеолог фестиваля, местный предприниматель Константин Зелинский. С его помощью организатор собирался воспитывать джазовый вкус у публики, приучать к качественной музыке, но не тут-то было! Среднестатистический человек, открывая программу фестиваля, понимает, что большинство заявленных музыкантов ему неизвестны, а у нас традиционно едут на узнаваемые имена. И в этом главное отличие «Джаз-Коктебеля» от Live in Blue Bay. Люди скорее возьмут дорогие билеты на модную Нино Катамадзе, всемирно известного Горана Бреговича, эпатажный белорусский коллектив «Серебряная свадьба», скандального «Ляписа Трубецкого», чем бесплатно приедут на никому не известную группу Orquestra do Fuba, которая стала хедлайнером третьего фестивального дня. По всей видимости, именно на этот бразильский коллектив организаторы Blue Bay сделали в этом году основную ставку. Разудалые и жизнерадостные бразильцы действительно несколько разбавили общую картину мероприятия.
В остальные дни на основной сцене «Дельфин» можно было послушать украинца Сергея Овсянникова, шведского гитариста-виртуоза Андреаса Оберга, коллектив из Великобритании Incognito, француза Бирели Лагрена, который включен в список величайших гитаристов всех времен британского издания Classic Rock. Музыкант из Франции играет в интересном стиле мануш-джаз, известном также как цыганский джаз, — своеобразном миксе этнической музыки и свинга. И это именно та музыка, ради которой действительно стоило приехать на фестиваль, несмотря на дождь и холод, продержавшиеся все фестивальные дни. Но кому у нас известны эти потрясающие музыканты?
Две крайности Коктебеля
Вот и получается, что сегодня эти мероприятия представляют собой две крайности. С одной стороны, «Блю Бэй» привлекает своей доступностью и возможностью услышать настоящих джазовых виртуозов, а с другой — фестивалю не хватает известных коллективов, которые смогли бы собирать зрителей, не хватает массовости.
Зато этим может похвастаться «Джаз-Коктебель», который проходит сразу на нескольких сценах, что дает зрителям возможность выбора. Но стоимость билетов на этом фестивале далеко не всегда оправданна. Если еще в прошлом году программа «Джаз-Коктебеля» действительно была звездной, то в этом году настоящее недоумение вызывают заявленные в программе Виктор Павлик и украинская англоязычная группа The Hardkiss, чье творчество даже с большой натяжкой вряд ли можно отнести к джазу. И если такая тенденция сохранится, то, глядишь, через пару лет зрители действительно больше захотят поехать на бесплатный фестиваль элитарной музыки, чем на модный, но далекий от джаза «Джаз-Коктебель». Евгения КОРОЛЕВА
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 248 от 13 сентября 2013 года
Еще статьи:
Дождливый джаз КоктебеляLive in Blue BayВ ритме джазаУлица вместо сценыШведы устраивают вечеринки в Ялте